СМИ Законы РФ
Юр.книга М.М. Рассолов Финансовое право

Tue, 09 Apr 2013 09:42:22 +0000
Содержание (Финансовое право (Под ред. М.М. Рассолова))

Содержание

Введение

Глава 1. Предмет, методы и система финансового права
§ 1. Предмет и методы финансового права
§ 2. Система финансового права
§ 3. Принципы финансового права
§ 4. Источники финансового права

Глава 2. Финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения, их особенности и виды
§ 1. Общая характеристика финансово-правовых норм
§ 2. Финансовые правоотношения, их особенности и виды

Глава 3. Правовые основы финансовой деятельности государства. Финансовый контроль
§ 1. Понятие финансовой деятельности государства. Финансовая система
§ 2. Сущность и значение финансового контроля
§ 3. Виды, формы и методы проведения финансового контроля
§ 4. Государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность
§ 5. Аудит — независимая организационно-правовая форма финансового контроля

Глава 4. Система бюджетного устройства Российской Федерации
§ 1. Понятие и роль государственного и местного бюджетов
§ 2. Бюджетное право и бюджетные правоотношения. Источники бюджетного права
§ 3. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации
§ 4. Состав и режимы осуществления доходов и расходов бюджетной системы
§ 5. Государственное регулирование межбюджетных отношений

Глава 5. Бюджетный процесс
§ 1. Понятие и участники бюджетного процесса
§ 2. Стадия составления проекта бюджета
§ 3. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета
§ 4. Стадия исполнения бюджета
§ 5. Порядок контроля за исполнением бюджетов
§ 6. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Глава 6. Налоговое право Российской Федерации
§ 1. Понятие налога. Основные начала и функции налогообложения
§ 2. Система налогов и сборов в Российской Федерации
§ 3. Налоговое право Российской Федерации, его понятие и источники
§ 4. Налоговые правоотношения. Субъекты и объекты налоговых правоотношений
§ 5. Ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства и защита их прав
§ 6. Налоговый контроль

Глава 7. Правовые основы государственного и муниципального кредита
§ 1. Понятие государственного кредита
§ 2. Формы государственного и муниципального долга
§ 3. Формы государственного и муниципального внутреннего долга
§ 4. Формы государственного внешнего долга. Международный государственный кредит
§ 5. Основы классификации государственных и муниципальных займов

Глава 8. Правовые основы страхования
§ 1. Понятие страхования и его правовое регулирование
§ 2. Страховые правоотношения. Формы и виды страхования
§ 3. Договоры в сфере страхования
§ 4. Государственное регулирование страховой деятельности
§ 5. Страховые резервы

Глава 9. Правовые основы государственных расходов
§ 1. Особенности расходов российского государства в условиях перехода к рынку
§ 2. Понятие и принципы бюджетного финансирования
§ 3. Порядок финансирования государственных организаций. Бухгалтерский баланс
§ 4. Финансирование капитальных вложений
§ 5. Финансирование из бюджета на условиях возвратности и платности
§ 6. Сметно-бюджетное финансирование
§ 7. Порядок финансирования социально-культурных мероприятий
§ 8. Расходы на содержание аппарата государственного управления
§ 9. Расходы на национальную оборону
§ 10. Внебюджетные средства

Глава 10. Правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации
§ 1. Банковская система Российской Федерации. Роль и функции Центрального банка РФ
§ 2. Правовые основы управления банковской системой
§ 3. Надзор Банка России за деятельностью коммерческих банков

Глава 11. Правовые основы денежного обращения в России
§ 1. Понятие денежной системы, ее элементы
§ 2. Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации. Основы налично-денежного оборота
§ 3. Правила ведения кассовых операций на территории Российской Федерации. Кассовые операции юридических лиц
§ 4. Контроль за соблюдением правил хранения, расходования и обращения денег. Ответственность руководителей предприятий, учреждений за нарушение этих правил

Глава 12. Правовые основы валютного регулирования
§ 1. Общая характеристика валютного законодательства
§ 2. Основные понятия валютного законодательства
§ 3. Порядок покупки и продажи иностранной валюты на внебиржевом и биржевом валютном рынке Российской Федерации
3.1. Валютные операции резидентов
3.2. Валютные операции нерезидентов
3.3. Валютные счета резидентов и рублевые счета нерезидентов
§ 4. Валютный контроль внешнеторговых операций

Глава 13. Правовые основы расчетов в Российской Федерации
§ 1. Основы расчетных правоотношений
1.1. Сущность и значение расчетных отношений
1.2. Особенности правового регулирования расчетных отношений организаций
1.3. Порядок обслуживания банком организаций
1.4. Понятие счета, виды счетов
§ 2. Основы оформления счетов юридических лиц в банке
2.1. Виды счетов, открываемых в коммерческом банке
2.2. Порядок открытия счетов
2.3. Правила совершения безналичных операций по счетам клиентов
§ 3. Факторинг, лизинг

Глава 14. Ценные бумаги
§ 1. Общая характеристика ценных бумаг
§ 2. Акция, облигация
§ 3. Государственные ценные бумаги Российской Федерации
§ 4. Вексель и банковские сертификаты
§ 5. Чек


Tue, 09 Apr 2013 09:46:05 +0000
Введение

Введение

Бурное развитие рыночных отношений в российском обществе, свободное развитие всех форм собственности, совершенствование механизма государственного регулирования предпринимательской (хозяйственной) деятельности остро поставили перед учеными-юристами и практиками проблему разработки современной концепции финансового права, особенностей его предмета, методов, системы и способов воздействия на общественные отношения. На передние рубежи правовой мысли были выдвинуты различные аспекты совершенствования финансового и банковского законодательств в условиях экономических преобразований, затрагивающих все стороны жизнедеятельности страны.
Все это, естественно, не могло не сказаться и на исследовании разнообразных научных проблем финансового права, потребовались свежие оригинальные учебники и учебные пособия по этой новой и очень важной отрасли права. На наш взгляд, самой положительной оценки заслуживают вышедшие в разное время в свет следующие учебники: “Финансовое право” (отв. ред. О.Н. Горбунова. — М.: ЮРИСТЪ, 1996), “Основы банковского права” О.М. Олейника (М.: ЮРИСТЪ, 1997), “Финансовое право” Н.Д. Эриашвили (М.: ЮНИТИ, Закон и право, 2000) и др. Причем в последнем учебнике, пожалуй, впервые в юридической литературе с глубоким знанием финансовой практики и действующего законодательства освещаются современные проблемы правового регулирования денежного обращения и расчетов, лизинга, валютных операций и платежей.
Опираясь на новые публикации и разработки, кафедра права Всероссийского заочного финансово-экономического института (ВЗФЭИ) совместно с ведущими учеными-юристами и экономистами, занимающимися проблемами правого регулирования финансовых отношений, подготовила свое учебное пособие по финансовому праву (с акцентом на системный анализ действующего финансового законодательства) и представляет его на суд читателя.
Помимо лекций, которые были прочитаны профессорами и преподавателями кафедры права по финансово-правовой тематике, это учебное пособие включает практически все современные теоретические и прикладные темы финансового права и законодательства. О финансовом праве с уверенностью можно говорить как о комплексной теоретико-прикладной науке и учебной дисциплине, изучающей концепцию и различные аспекты правового воздействия на фактические финансовые отношения. Поэтому финансовое право рассматривается в книге и с общетеоретических позиций (предмет финансового права, его методы, принципы, финансово-правовые нормы, правоотношения и др.), и с точки зрения основных направлений правового регулирования сфер финансовой деятельности (бюджетное право, правовое регулирование государственных доходов, правовые основы государственного кредита, правовое регулирование государственных расходов, правовые аспекты банковской деятельности, расчетные правоотношения, ценные бумаги и т.д.).
Архитектоника учебного пособия основывается на перечисленных критериях с учетом современных тенденций развития российского и зарубежного финансового законодательства.
Таким образом, в книге рассматривается весь комплекс вопросов финансового права, предусмотренный государственным стандартом и читаемый студентам экономических и юридических вузов.
Учебное пособие представляет интерес прежде всего для юристов и экономистов, а также работников государственного аппарата, финансовых органов, кредитных организаций и юридических учреждений.

М.М. Рассолов, 
доктор юридических наук, 
профессор, 
заведующий кафедрой права ВЗФЭИ.


Tue, 09 Apr 2013 10:05:51 +0000
Глава 1. Предмет, методы и система финансового права

Глава 1. Предмет, методы и система финансового права

§ 1. Предмет и методы финансового права
§ 2. Система финансового права
§ 3. Принципы финансового права
§ 4. Источники финансового права


§ 1. Предмет и методы финансового права

В юридической литературе с конца 60-х — начала 70-х гг. идет оживленная дискуссия относительно предмета и особенностей финансового права, его места среди других юридических наук и в этом контексте — о значимости финансового законодательства во всей системе права. Нередко финансовое право подменяется термином “финансовое законодательство” или понятием “законодательство о финансах и кредите” и рассматривается в процессе правового регулирования финансовых отношений*.
---------------------
* См. подробнее, напр.: Финансовое право / Под ред. проф. О.Н. Горбуновой. — М.: ЮРИСТЪ, 1996. — С. 27—31; Грачева Е.Ю., Соколова ЭД. Финансовое право России. — М., 1997. - С. 14-18.

Поскольку дискуссия продолжается, мы хотели бы высказать свое мнение по поводу этих обсуждаемых сложных научных проблем, акцентируя внимание на финансовом праве, изучающем прежде всего финансовое законодательство и его применение на практике в условиях развивающейся рыночной экономики.
Отметим, что еще в начале 60-х гг. P.O. Халфина высказала достаточно смелую для того времени мысль. По ее мнению, финансовое право (включая финансовое законодательство) является самостоятельной отраслью права, но существовало оно в рамках государственного и административного права, выделилось из них и сохранило в себе черты этих отраслей*.
---------------------
* Халфина P.O. Вопросы советского административного и финансового права. — М., 1952. - С. 194-195.  
Б.Н. Иванов, М.И. Пискотин, С.Д. Цыпкин* также считают, что финансовое право есть отрасль права, выделившаяся из недр государственного и административного права.
---------------------
* Иванов Б.Н. О системе советского финансового права. — Труды ВЮЗИ. — Т. IX. — 1967. — С. 40—41; Пискотин М.И. Советское бюджетное право. — М., 1971. — С. 49; Цыпкин В.Д. Доходы государственного бюджета СССР. — М., 1973. - С. 14-15.

Другая точка зрения, которую высказывали Е.А. Ровинский, М.А. Гурвич, С.И. Вильнянский, Н.И. Химичева*, состояла в том, что финансовое право признавалось просто самостоятельной отраслью права.
---------------------
* Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права. — М.,1960. — С. 64; Гурвич М.А. Советское финансовое право. — М., 1954. — С. 36; Вильнянский С.И. К вопросу и системе советского права. — Советское государство и право. — 1957. — № 1. — С. 107; Основы теории государства и права. — М., 1963. — С. 494; Химичева Н.И. Субъекты бюджетного права. — Саратов, 1978. 3

В 1976 г. В.В. Бесчеревных в книге “Компетенция Союза ССР в области бюджета” подробно обосновал вывод о том, что финансовое право не выделилось из других отраслей права, а возникло как самостоятельная отрасль наряду и одновременно с государственным и административным правом*.
---------------------
* Бесчеревных В.В. Компетенция Союза ССР в области бюджета. — М.. 1976. — С. 30.

На наш взгляд, в современных условиях развития рынка эта точка зрения наиболее обоснованна. При этом следует иметь в виду, что такие финансовые институты, как налоги и займы, возникли одновременно с государством, поскольку были объективно необходимы для содержания и функционирования публичной власти.
Подтверждение того, что финансовое право является самостоятельной отраслью права и относится к публичному праву, можно найти и у буржуазного теоретика финансового права Поля Мари Годме. Хотя Годме и считает, что финансовое право выделилось из государственного и административного права, в своей книге “Финансовое право” он пишет: “Связь финансов и экономики, гибкость и оборотоспособность данной части имущества и связанная с этим возможность злоупотреблений требует, чтобы государственные финансы регламентировались специальными государственными нормами. Эти нормы дают возможность: 1) распоряжаться средствами в достаточном их количестве (правила, регулирующие доходы); 2) точно учитывать движение средств (казначейские правила); 3) обеспечивать их использование в соответствии с волей народа и в общих интересах (бюджетные правила). Эти нормы влияют на все стороны жизни — экономики и политики — составляют самостоятельную отрасль права”*.
---------------------
* Годме П.М. Финансовое право. — М., 1978. — С. 38.

Однако из всего сказанного не совсем ясно, что же следует вкладывать в понятие предмета финансового права как самостоятельной отрасли права, как взаимодействует финансовое право с другими отраслями права и какое место занимает финансовое законодательство в системе финансово-правового регулирования общественных отношений.
В научной литературе по этому вопросу высказываются следующие мнения. Так, в книге “Финансовое право” (под ред. О.Н. Горбуновой) отмечается, что предмет финансового права составляет совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый данный период развития. Е.Ю. Грачева и Э.Д. Соколова констатируют, что “предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, то есть деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств”*. Авторы труда “Экономика и право” пишут, что предмет финансового права охватывает совокупность юридических норм (финансовое законодательство), регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач**.
---------------------
* Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Указ. соч. — С. 14.
---------------------
** Никитин A.M.. Цыпкин Ю.А., Эриашвили Н.Д. и др. Экономика и право. — М.: ЮНИТИ, 1999. -С. 320.

Думается, что, несмотря на некоторый разнобой в определении понятия и предмета финансового права, в приведенных выше определениях есть много общего и переплетающегося.
Во-первых, все названные авторы признают прежде всего необходимость формирования новой отрасли права, которая исследует механизм государственно-правового регулирования финансовых отношений. Во-вторых, многие из них выделяют финансовое законодательство, юридические нормы и финансовые правоотношения как исходные понятия данной отрасли правовых знаний; причем нормы и отношения касаются образования, распределения и использования фондов денежных средств. И в-третьих, все авторы говорят об актуальности законодательного, правового регулирования финансовой деятельности государства и его органов.
Однако открытым остается вопрос о том, что следует вкладывать в содержание предмета финансового права на современном этапе (см. “Экономика и право”).
По нашему мнению, отталкиваясь от приведенных выше подходов и определений, можно утверждать, что финансовое право — это самостоятельная отраслевая юридическая наука, изучающая финансовое законодательство как таковое, а следовательно, и совокупность юридических норм, регулирующих финансово-правовые отношения в обществе, которые возникают в ходе образования, распределения и использования денежных средств государства и его органов.
Очевидно, что финансовое право имеет свой предмет регулирования, несвойственный другим отраслям права. Предмет финансового права касается финансового законодательства, вытекающих из последнего юридических норм, а также обозначенных выше финансово-правовых отношений. Эти отношения разнообразны по содержанию, отличаются кругом участников, субъектов. Главная же их особенность состоит в том, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства и его органов. Отсюда возникает и другая их особенность — они представляют собой разновидность имущественных отношений и касаются других сфер правового регулирования.
Методы финансового права — это средства, приемы и способы изучения финансового законодательства, указанных выше норм, финансово-правовых явлений и процессов. Отметим, что, имея свои методы и способы правового регулирования, отличающиеся от других отраслей права, финансовое право занимает в системе российского права также самостоятельное место. Для определения предмета регулирования и установления границ этой отрасли права существуют определенные критерии. Главным из них является то, что финансовое право регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, а его нормы связаны с распределительной, контрольной и стимулирующей функциями государства при распределении общественного продукта и национального дохода в денежной форме.
По методам правового регулирования финансовое право на первый взгляд полностью совпадает с административным правом. Тот же метод властных предписаний, неравенство субъектов правоотношений. Однако административное право не регулирует финансовые отношения, их специфика требует применения финансово-правового метода. Большая часть таких предписаний исходит от финансово-кредитных органов государства, созданных специально для осуществления финансовой деятельности. Эти органы связаны с другими органами государства лишь по линии функциональной финансовой деятельности. Здесь нет подчинения в полном объеме, как при отраслевом управлении. В связи с этим различна и степень императивности норм, есть особенности выражения в них экономических методов руководства. Примером могут служить кредитные санкции банка.
В нормах финансового права жестко закрепляются требования государства в области финансовой деятельности. Причем степень императивности норм почти не снижается как на уровне закона, так и таких подзаконных актов, как инструкции Министерства финансов РФ, налоговых органов, инструктивные указания Центрального банка РФ.
Следовательно, в связи с тем что финансовое право имеет дело с неоднородными общественными отношениями и учетом содержательных аспектов самих финансово-правовых отношений, здесь могут применяться разные методы правового регулирования: власти и подчинения, координации, ограничительно-закрепительный, санкционирующий, делегирующий равноправия сторон, рекомендательный и т.д.
Финансовое право взаимодействует и с другими отраслями права. Так, отношения чисто рыночные, отношения равноправных субъектов по поводу денежных средств, внутренних финансов предприятий, в сфере внутренней деятельности банков, органов страхования, товарно-денежные отношения регулируются также соответственно нормами гражданского, предпринимательского и коммерческого права.
Финансово-правовой аспект регулирования этих отношений определяется следующими обстоятельствами:
а) они выполняют функцию мобилизации денежных средств;
б) на основании нормативных актов направляют эти средства на выполнение задач и функций государства;
в) определяют условия возникновения всех указанных денежных отношений, их изменения и прекращения;
г) определяют функции органов государства, особенно в кредитно-расчетной сфере, по обеспечению повседневного финансового контроля — контроля рублем за всей деятельностью государства.
Таким образом, все перечисленные отношения являются предметом регулирования как гражданского, предпринимательского и коммерческого, так и финансового права. Однако здесь следует исходить из того, что доходы, складывающиеся на рынке и в хозяйстве, должны быть перераспределены таким образом, чтобы была возможность обеспечить необходимыми денежными средствами функционирование всего государственного механизма. Аппарат же государства, получая достаточное количество средств, должен обеспечивать общее его развитие в нужном направлении, т.е. решать наряду с политическими экономические и социальные задачи. Эта область деятельности государства невозможна без применения и совершенствования норм финансового права.
В основе финансового права лежат нормы Конституции РФ, в соответствующих статьях которой закреплены основы финансовой деятельности государства (ст. 71, п. “ж”, “з”; ст. 72, п. “и”; ст. 72, 106 и др.). Конституционные основы служат базой для развития финансового законодательства. В то же время именно нормы финансового права регулируют процессы аккумуляции, перераспределения и использования фондов денежных средств в государстве.
Конституционные нормы, устанавливающие компетенцию органов представительной и исполнительной власти в области бюджета, налогов и доходов, государственного кредита, страхования, денежно-кредитной системы, закрепляют общие принципы и положения финансовой деятельности государства. В финансовом праве они являются базовыми для дальнейшей конкретизации и развития отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности. Так, вопросы бюджета и налогов, кредита, денежного обращения, закрепленные в Конституции РФ, находят свою конкретизацию и развитие в довольно обширном финансовом законодательстве.
Следовательно, финансово-правовые нормы в той или иной степени выражают всеобщность конституционных принципов государственного и общественного устройства, а финансовая деятельность государства, несомненно, является деятельностью управленческой. Нормы финансового права, регулирующие эту деятельность, относятся к отраслям права государствоведческим, обеспечивающим реальное осуществление публичной государственной власти как в федерации, так и во всех ее субъектах.
Таким образом, можно сделать вывод, что нормы финансового права, регулируя отношения в области финансовой деятельности государства и обладая специфическими особенностями, составляют самостоятельную отрасль права — финансовое право.

 


 

§ 2. Система финансового права

Правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность государства, группируются внутри отрасли финансового права в определенные правовые институты. Институты — это взаимосвязанные и взаимно обусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной, узкой области внутри отрасли права. Они существуют объективно. Порядок расположения и изучения институтов внутри отрасли права обусловлен системой общественных отношений в области финансовой деятельности государства.
Поскольку финансово-правовые нормы — это установление государства, то все финансовое право состоит из двух частей — общей и особенной.
К общей части финансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, система органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений. Сюда же относятся вопросы регулирования финансового контроля в государстве, принципы, лежащие в основе зарубежных институтов финансового права*.
---------------------
* При характеристике системы финансового права следует исходить из положения А.Б. Венгерова, который пишет: “Система права включает в себя и иные крупные взаимодействующие блоки, например, блок внутригосударственного (национального) права и блок тех общепризнанных принципов и норм международного права, которые включены (имплантированы) в соответствующую систему права”. //Теория государства и права. Теория права. — Т. I. — М., 1996. — С. 153.

Особенная часть финансового права включает расположенные в определенном научно-обоснованном порядке и логической последовательности институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена. Так, основным институтом финансового права, несомненно, является институт бюджетного права, поскольку в бюджетной системе аккумулируются основные государственные финансовые ресурсы, которые обеспечивают деятельность органов государственной власти*. К централизованным финансам относятся также централизованные государственные внебюджетные фонды денежных средств. Правовые институты, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в данной области, являются ведущими среди других финансово-правовых институтов.
---------------------
* В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджетная система Российской Федерации — это система, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая нормами права; совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджет — это доходы и расходы государства. Поэтому естественно, что следующим институтом финансового права является институт государственных доходов, а основными нормами — нормы, регулирующие налоговые отношения как юридических, так и физических лиц. К доходам государства относятся институты, объединяющие финансово-правовые нормы, регулирующие децентрализованные фонды денежных средств, и нормы в области государственного кредита и страхования.
Для нормального функционирования финансовой системы государства необходимо не только аккумулировать доходы в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, но и правильно направлять их и расходовать. В связи с этим следующим правовым институтом финансового права является институт расходов в государстве. Сюда относится бюджетное финансирование, банковское кредитование, выплаты по государственному долгу и страхованию. Специально следует сказать о банковском кредите, который является категорией очень сложной, так как через систему банков деньги вначале аккумулируются, собираются в государстве, а затем уже расходуются. Таким образом, банковский кредит может рассматриваться одновременно и как институт доходов, и как институт расходов.
Для банковской деятельности очень важен порядок расчетов, устанавливаемый в государстве, поэтому нормы, регулирующие расчеты, выделяются в отдельный финансово-правовой институт.
Поскольку финансовая деятельность — это деятельность, основывающаяся на деньгах и денежном обращении, то в систему финансового права входит и такой институт, как деньги и денежное обращение, а также валютное законодательство.
Таким образом, в системе финансового права нашла отражение объективно существующая финансовая система государства. Единство финансовой системы выражается в общем построении системы финансового права, где в общей части закрепляются основные понятия финансовой деятельности государства, понятия и особенности финансово-правовых норм, финансово-правовых отношений и финансово-правовых институтов. Здесь же рассматривается финансовый контроль и дается сравнительная характеристика основных финансово-правовых институтов других государств. В особенной части финансового права логически последовательно располагаются и характеризуются финансово-правовые институты. И это является базой для изучения финансового права и финансовой деятельности государства как деятельности публичной власти в государстве.

 


 

§ 3. Принципы финансового права

Одним из основных принципов финансового права является принцип приоритета в области финансовой деятельности государства представительных органов власти перед исполнительными. Так, в соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ (далее — БК РФ) составляют проект бюджета и вносят его на утверждение законодательного (представительного) органа органы исполнительной власти, которые также затем исполняют бюджет и представляют представительному органу отчет о его исполнении (ст. 154 БК РФ).
Законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов (ст. 153 БК РФ).
Очень важно, что в работе над этим основным финансовым актом должны обязательно участвовать обе ветви власти как, например, это было при обсуждении федерального бюджета на 2000 г., когда с докладом по бюджету выступал глава Правительства, а затем бюджет многократно обсуждался в Думе. Но право принять закон о федеральном бюджете имеют только обе палаты представительного органа, что закреплено в ст. 106 Конституции РФ. Это касается и бюджетов всех других уровней.
За представительными органами власти закреплены также вопросы налогов, кредита, эмиссии денег, таможенного законодательства и т.д.
Следующим принципом финансовой деятельности и финансового права является принцип федерализма. Он состоит в том, что в государстве теперь принимается не один государственный бюджет, как было раньше, а целая серия законодательных актов о бюджетах различных уровней, которые только по расчетам представляют собой консолидированный бюджет, а в реальной жизни являются почти самостоятельными фондами денежных средств для органов представительной и исполнительной власти всех уровней, для каждой территории, вплоть до бюджетов местного самоуправления. Оговорка почти об их самостоятельности связана с тем, что все нижестоящие бюджеты зависят друг от друга, так как для их формирования необходимо перераспределение государственных средств из вышестоящих звеньев бюджетной системы в нижестоящие. Однако подобные перераспределения в бюджетной системе за последние годы делаются таким образом, чтобы были полностью обеспечены права всех республик и других национально государственных и административных образований, входящих в состав Российской Федерации*.
---------------------
* Вопросы федерализма в государстве прежде всего решаются в области бюджетной деятельности.

Несомненно, одним из главных принципов финансовой деятельности государства и финансового права является и принцип законности. В основе деятельности по аккумуляции, перераспределению и использованию денежных средств в государстве лежат нормы права, закрепленные в Конституции РФ. Нормы Конституции, определяющие основные принципы, правила и направления финансовой деятельности, являются, как уже говорилось, базовыми для финансового законодательства, изучению и анализу которого и посвящен настоящий учебник.
Так, в ст. 71, 72, 57 и т.д. Конституции РФ закреплены основы специальной и общей компетенции Российской Федерации и ее субъектов, бюджетного, налогового, кредитного, таможенного регулирования в целом. А это в свою очередь является основой для целого ряда блоков финансового законодательства по каждой области, в том числе бюджетного, налогового, кредитного, расчетов, денежного обращения и т.д. Кроме того, часть вопросов в области финансовой деятельности государства полностью урегулирована в статьях Конституции прямого действия. Например, ст. 106 Конституции регулирует правила рассмотрения и утверждения федерального бюджета.
Еще одним принципом финансового права является принцип плановости, хотя в условиях перехода к рынку мы в целом отказались от административного планирования. Однако рассматривая развитие человеческого общества, приходится сделать вывод о том, что оно является саморегулирующейся системой. Развиваясь, человеческое общество сначала осуществляло простой товарообмен, затем появилось денежное обращение, а потом с образованием государства оно стало считать свои доходы и расходы и, что очень важно, не только произведенные, но и предполагаемые на следующий год. Таким образом, общество изобрело инструмент своего общественного саморегулирования в виде финансового плана, которым, безусловно, является бюджет, а теперь и внебюджетные фонды.
Государство не может развиваться, не рассчитав доходы и расходы на следующий год. Рассчитывая предполагаемый объем доходов, которые должны поступить в бюджет, государство в то же время не может не предусмотреть возможные затраты на предстоящий период. Оно должно проследить и за поступлением доходов, и за совершением расходов, а для этого необходимо иметь единый плановый акт в государстве — бюджет или целую серию бюджетов всех уровней, соответствующих бюджетной системе и отражающихся в консолидированном бюджете (ст. 16 БК РФ). Объединенные в систему плановые акты государства лежат в основе всего остального финансового планирования: смет бюджетных учреждений, балансов предприятий и организаций, общего баланса доходов и расходов населения, денежного баланса — наличной и безналичной массы денег, обслуживающих обращение, и т.д. Имеется отдельный план по доходам государства и специальный план по расходам. Это рабочие планы финансовых органов, в которых уточняются и детализируются бюджетные показатели. По бюджету, финансовым балансам, сметам и другим финансовым планам финансовый контроль может осуществляться наиболее эффективно. Таким образом, принцип плановости — неотъемлемое условие всей финансовой деятельности государства.

 


 

§ 4. Источники финансового права

Источниками финансового права являются законы и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, органов управления специальной компетенции.
Исходные нормы финансового права содержатся в Конституции РФ. Например, в ст. 57 Конституции РФ закреплено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Статьей 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации отнесено установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия; в ведении Российской Федерации находятся федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. Статьей 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в государстве. Источниками финансового права являются также многочисленные законы, регулирующие различные виды финансовых отношений. Значительное количество законодательных актов принято для регулирования налоговых отношений. Нормы финансового права содержатся в указах Президента РФ, регулирующих финансовые отношения, в соответствующих постановлениях и распоряжениях Правительства РФ.
Особое значение для регулирования финансовых отношений имеют приказы, инструкции, письма и т.д. Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ. При регулировании банковских отношений значительную роль играют обычаи делового оборота.
Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, называется финансовым законодательством.
Определяя финансовое законодательство как совокупность нормативных актов, содержащих финансово-правовые нормы, следует иметь в виду, что категория “законодательство” употребляется и в ином объеме, и в ином смысле. Так, в общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента РФ 16 декабря 1993г. № 2171, совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, получила наименование “Законодательство о финансах и кредите”. В Гражданском кодексе РФ понятие “законодательство” значительно сужено по сравнению с вышеприведенным объемом. В соответствии со ст. 3 ГК РФ “гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в п. п. 1 и 2 ст. 2 настоящего Кодекса”. Следовательно, все остальные нормативные акты, регулирующие отношения, подпадающие под действие ст. 2 ГК РФ, не входят в гражданское законодательство.
Финансовое законодательство в этом смысле является объектом изучения финансового права.


Tue, 09 Apr 2013 10:13:17 +0000
Глава 2. Финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения, их особенности и виды

Глава 2. Финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения, их особенности и виды

§ 1. Общая характеристика финансово-правовых норм
§ 2. Финансовые правоотношения, их особенности и виды

§ 1. Общая характеристика финансово-правовых норм

Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Как и нормы всех остальных отраслей права, это писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок. Основная особенность финансово-правовых норм состоит в том, что они носят государственно-властный, императивный характер. Государство предписывает правила поведения юридическим лицам, гражданам в области финансовой деятельности. Требования к участникам финансово-правовых отношений выражаются в категорической форме. Участники финансовых отношений, урегулированных нормой финансового права, не вправе изменить ее предписания и условия применения.
Финансово-правовые нормы не являются простой волей законодательных и исполнительных органов, они имеют материальное обоснование. Государственные органы, принимая законы и нормативные акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими возможностями. Так, государство может финансировать свои потребности только исходя из доходов, получение которых в свою очередь зависит от уровня развития материального производства и деятельности всей социальной сферы, что определяет поступление налогов и других платежей в бюджет и иные внебюджетные фонды.
Финансово-правовые нормы определяют права и обязанности участников финансовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей, и предусматривают ответственность за выполнение предписаний государства.
Финансово-правовые нормы в зависимости от содержания могут быть материальными и процессуальными. Материальные финансово-правовые нормы закрепляют структуру бюджетной системы, бюджетное устройство, виды и объем денежных обязательств юридических и физических лиц перед государством, определяют объем и направление расходов государства, т.е. материальное и денежное содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых правоотношений.
Процессуальные нормы финансового права устанавливают порядок применения и действия норм материального права. Так, законодатель определяет бюджетный процесс как регламентируемую нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов разных уровней (ст. 6 БК РФ).
Как и норма всякой другой отрасли права, финансово-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникнуть финансовые правоотношения, и указывает на субъектов — участников этих правоотношений. Например, чтобы юридическое лицо заплатило налог на прибыль, оно как минимум должно получать от своей деятельности определенный доход. Основа финансово-правовой нормы — диспозиция — содержит предписание о том, как должны поступать участники финансовых отношений, т.е. определяет их права и обязанности. Так, по Закону РФ от 27 декабря 1991 г. (введен с 1992 г.) о налоге на прибыль предприятие должно делать в бюджет отчисления от прибыли в размере 35%, из которых 13% отчисляются в федеральный бюджет, а до 22% (в зависимости от того, как установят органы субъектов Федерации) — в соответствующий бюджет одного из субъектов Федерации.
Способом защиты правил, установленных финансово-правовыми нормами, являются их санкции.
Санкции финансово-правовых норм, как правило, указывают на меры финансового воздействия за нарушение предписаний государства в области финансов. Это пени и штрафы, закрытие бюджетных кредитов, принудительное взыскание не внесенных в срок платежей, применение кредитных санкций банка.
В связи с тем что нарушение предписания, содержащегося в финансово-правовой норме, влечет за собой материальный ущерб государству, применение финансово-правовых норм имеет некоторые особенности. Самую распространенную санкцию в области финансового права пеню, например, финансовые органы применяют автоматически, не устанавливая вины за правонарушение. Эта санкция неизбежно применяется при нарушении срока платежа.
В статьях финансового законодательства могут не содержаться все три элемента финансово-правовой нормы. Но и гипотеза, и диспозиция, и санкция легко отыскиваются в других статьях этого же нормативного акта либо в иных нормативных актах.
По характеру воздействия на участников финансовых отношений финансово-правовые нормы делятся на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.
Обязывающие нормы права регулируют активное поведение субъектов и предписывают в категорической форме совершать определенные действия. Например, вносить в доход бюджета налоги, хранить денежные средства на счетах в кредитных учреждениях.
Запрещающие финансово-правовые нормы регулируют пассивное поведение субъектов финансовых отношений и предписывают не совершать действий, нарушающих финансовую дисциплину и законность. Например, в настоящее время предприятиям и организациям запрещается иметь в наличном обороте более 2 млн руб. Совершение сделок за наличные деньги в большей сумме рассматривается как серьезное финансовое нарушение.
Уполномочивающие финансово-правовые нормы содержат дозволение определенным органам или должностным лицам конкретизировать предписания, содержащиеся в какой-либо норме.
В уполномочивающих финансово-правовых нормах категорический характер предписания государства сочетается с определенными полномочиями участников финансовых отношений, т.е. в них содержатся дозволения распоряжаться субъективными правами в пределах нормы исходя из общих правовых принципов.
В условиях становления рынка возросло значение уполномочивающих норм, что позволяет юридическим лицам избирать пути исполнения финансовых обязательств. Соответственно этому меняется и характер воздействия государства на участников финансово-правовых отношений. Довольно часто нормы предусматривают применение экономических мер с тем, чтобы нарушение велений государства отражалось непосредственно на нарушителях.
Кроме указанных признаков финансово-правовые нормы обладают и специфическими особенностями, поскольку они регулируют финансовые отношения. Финансы выполняют в государстве определенные, присущие только им функции: распределительную, контрольную и стимулирующую. Поэтому и нормы права, регулирующие данную область общественных отношений, также несут на себе данные нагрузки. Однако норма права, регулирующая специфические общественные отношения — отношения в области финансовой деятельности государства, выполняет еще одну, присущую только нормам финансового права, функцию — она должна не только регулировать отношения по распределению и финансовому контролю, но и стимулировать действия субъектов в области финансовой деятельности государства*.
---------------------
* Под стимулированием здесь понимается не просто выделение каких-то благ, а содействие развитию или, наоборот, сокращению с помощью финансов какой-либо сферы деятельности в государстве.

Так, нормы бюджетного права, регулируя отношения по аккумуляции средств в бюджет, принятию бюджета и его исполнению, несут на себе нагрузку прежде всего распределительную.
Проводя работу на основании правовых норм по составлению, принятию и исполнению бюджета, государство осуществляет постоянный контроль рублем за всеми областями деятельности как в экономике, так и в социальной сфере. Не поступают платежи в бюджетную систему, следовательно, плохо работают промышленность и торговля. Нет достаточных доходов в бюджете, значит, не выплачиваются ассигнования на социальную сферу и т.п. Иными словами, нормы финансового права так регулируют финансовую деятельность, что в государстве с помощью денег постоянно осуществляются и проявляются прямые и обратные связи и одновременно проводится глобальный финансовый контроль — контроль рублем.
Вместе с тем нормы финансового права выполняют и стимулирующую функцию. Основными доходами бюджета, в частности, являются налоги, которые способствуют в первую очередь перераспределению прибыли юридических и физических лиц в бюджетную систему и внебюджетные фонды. Однако налоговая норма должна быть составлена таким образом, чтобы она, с одной стороны, регулировала перераспределение финансовых ресурсов государства, а с другой — стимулировала развитие производства, чтобы налогоплательщик имел возможность из прибыли отдать государству установленную налоговым законом долю, а затем работал на себя, получая доход и делая инвестиции из своих ресурсов. Непродуманная налоговая политика сегодня привела к тому, что предприятия платят до 80—90 % своей прибыли в бюджет и внебюджетные фонды, а их развитие и дальнейшее существование практически поставлено под угрозу. Следствием существующего налогообложения стало массовое бегство от налогов, что в свою очередь ведет к недобору доходов в бюджет.
Законодатель, работающий с нормами финансового права, должен учитывать все три функции, которые в них заложены.

 


§ 2. Финансовые правоотношения, их особенности и виды

Финансовые правоотношения — это один из видов общественных отношений, которые возникают в сфере финансовой деятельности государства и регулируются финансово-правовыми нормами.
Финансовые правоотношения отличаются тем, что:
а) они возникают в процессе финансовой деятельности государства;
б) одним из субъектов в них всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, а также местный орган государственной власти;
в) они всегда возникают по поводу денег — денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.п.
Эти три отличительные черты, рассматриваемые в совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений.
Например, административные штрафы налагаются определенным органом государства и являются денежными, но они не возникают из финансовой деятельности государства и имеют целью наказание правонарушителей, а не формирование фондов денежных средств. Поэтому данные отношения регулируются не финансовым правом, а административным.
В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента:
1) государственно-властный и
2) имущественный.
Финансовая деятельность основывается на государственных актах. В то же время мобилизация и расходование государством денежных средств представляют собой деятельность материального, имущественного характера. В связи с этим финансовые правоотношения являются властно-имущественными.
Властно-имущественный характер типичен и для определенных административных правоотношений (конфискация и реквизиция, административные денежные штрафы, переход в муниципальную собственность бесхозяйного имущества). Однако эти правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в процессе управленческой деятельности государства, не связанной непосредственно с финансовой деятельностью, с поступлением денежных средств в доход государства.
По материальному содержанию финансовые правоотношения бывают следующих видов:
1) бюджетные;
2) налоговые;
3) в области страхования;
4) кредита (государственного и банковского), расчетов, регулируемых финансовым правом;
5) финансовые правоотношения, связанные с регулированием денежного обращения и валютного законодательства.
Во всех этих правоотношениях субъектами являются государство, хозяйствующие субъекты, а также граждане.
Государство становится субъектом финансовых правоотношений в том случае, когда оно регулирует финансовые отношения между Российской Федерацией и республиками, между Федерацией и ее субъектами, между субъектами РФ и органами местного самоуправления. В этих правоотношениях государство выступает в лице высших и местных органов власти, компетенция которых в области финансов установлена Конституцией РФ и конституциями республик, а также законодательными и другими нормативными актами.
Кроме того, как субъект финансового права государство выступает через специальные управомочные финансовые органы (кредитные учреждения), представляющие его интересы.
Финансовый орган (кредитное учреждение) осуществляет эти правомочия независимо от того, кто является второй стороной финансовых правоотношений — государственный орган, хозяйствующий субъект или гражданин.
Учреждения и организации, состоящие на бюджетном финансировании, также являются участниками финансовых правоотношений. Субъектами здесь выступают распорядители кредитов, которые несут ответственность за правильное расходование бюджетных средств в меру фактических потребностей, за учет и отчетность расходуемых по смете средств.
Субъектами финансового права являются и отдельные граждане, физические лица. Основным признаком правосубъектности гражданина в финансовых правоотношениях является наличие самостоятельного источника дохода (заработка или имущества на территории Российской Федерации). Дополнительными признаками, особенно в налоговых правоотношениях, служат возраст, гражданское состояние, гражданство. В зависимости от характера правоотношения определяются права и обязанности гражданина как его субъекта.
Отношения, возникающие в связи с выпуском, реализацией и погашением государственного займа, регулируются на основе общих положений финансового права, предусматривающих добровольное участие гражданина в качестве кредитора государства.
Субъектами правоотношений наряду с гражданами Российской Федерации могут быть иностранцы, проживающие и работающие в Российской Федерации или имеющие на ее территории законом разрешенные источники доходов, если особыми соглашениями они не освобождаются от уплаты налогов на основе принципа взаимности в отношениях с другими государствами.
Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются юридические факты, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.
Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Таким нормативным актом в области финансовой деятельности государства является закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальным нормативным актом является извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.
Как событие может рассматриваться увеличение числа иждивенцев в семье, что сказывается на уменьшении налога на физических лиц, т.е. данное событие ведет к изменению финансово-правового отношения.
Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.
Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Наиболее часто встречаются следующие:
— погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа).
— выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;
— использование выданных бюджетных ассигнований;
— осуществление компетентными органами права сложения недоимок по налогам и т.д.
Прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например, в связи с переходом на пенсию, в связи с призывом в армию и т.д.


Tue, 09 Apr 2013 10:22:23 +0000
Глава 3. Правовые основы финансовой деятельности государства. Финансовый контроль

Tue, 09 Apr 2013 10:31:55 +0000
Глава 4. Система бюджетного устройства Российской Федерации

Tue, 09 Apr 2013 10:44:09 +0000
Глава 5. Бюджетный процесс

Tue, 09 Apr 2013 11:08:50 +0000
Глава 6. Налоговое право Российской Федерации

Tue, 09 Apr 2013 11:16:17 +0000
Глава 7. Правовые основы государственного и муниципального кредита


Глава 8. Правовые основы страхования

Просмотров: 767
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Право. Юриспруденция
 
 Российское гражданское право. В 2 томах. Том 2. Обязательственное право
Российское гражданское право. В 2 томах. Том 2. Обязательственное право
Настоящий учебник подготовлен авторским коллективом кафедры гра­жданского права юридического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова в соответствии с разработанной им программой курса гражданского права, полностью соответствующей государственному стандарту высшего юри­дического образования.
В томе II данного учебника освещаются институты обязательственного права: Общая часть и отдельные договорные и внедоговорные обязатель­ства. В его содержании учтены изменения действующего гражданского за­конодательства и практики его применения по состоянию на 1 сентября 2009 г., а также использован широкий круг отечественной научной и прак­тической литературы по обязательственному праву. В конце каждой главы приводится список литературы, дополнительно рекомендуемой студентам для углубленного изучения соответствующей темы курса. Том снабжен алфавитно-предметным указателем.

Учебник может быть использован как студентами, так и аспирантами и преподавателями юридических и экономических вузов, а также служить пособием для повышения квалификации и переподготовки практикую­щих юристов....

Цена:
2839 руб

Э. В. Костерина Конституционное право России в схемах и таблицах. Учебное пособие
Конституционное право России в схемах и таблицах. Учебное пособие
Данное учебное пособие раскрывает все основные вопросы теории и практики конституционно-правового регулирования устройства Российской Федерации, ее политической системы и общества в целом, предлагается характеристика основных понятий, институтов конституционного права, представленные в виде удобных и функциональных схем, таблиц и кратких определений. Рассмотрены такие вопросы как: понятие, субъекты и виды конституционно-правовых отношений; история развития, структура и внесение поправок в Конституцию Российской Федерации; основы конституционного строя и правового статуса личности; система и функции органов государственной власти. 

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических учебных заведений, а также для всех интересующихся вопросами конституционного права.

...

Цена:
111 руб

И. А. Покровский Лекции по истории римского права
Лекции по истории римского права
Рекомендуется историкам права, историкам-антиковедам, юристам обществоведам, преподавателям и студентам юридических и исторических вузов а также широкому кругу читателей, интересующихся историей Древнего Рима и историей права....

Цена:
379 руб

А. М. Куренного Трудовое право России. Учебник
Трудовое право России. Учебник
Цена:
679 руб

 Правовые основы нотариальной деятельности в Российской Федерации. Учебное пособие
Правовые основы нотариальной деятельности в Российской Федерации. Учебное пособие
В учебнике освещаются организационно-правовые основы деятельности нотариата и правила совершения нотариальных действий. Особое внимание уделено вопросам истории и теории нотариата, анализу законодательных новелл, среди которых - создание единой информационной системы нотариата, нотариальные действия, связанные с использованием информационных технологий, с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В основе анализируемого материала - нормативные правовые акты о нотариате, специальная литература по проблемам нотариата и нотариальной деятельности. Представлены методические рекомендации, перечень источников для изучения тем курса.
Издание подготовлено сотрудниками кафедры гражданского процесса юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и нотариусами г. Москвы и Московской области.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, нотариусов, их помощников, стажеров и всех тех, кто интересуется правовыми основами нотариальной деятельности....

Цена:
619 руб

Ф. Ф. Мартенс Современное международное право цивилизованных народов. В 2 томах (комплект)
Современное международное право цивилизованных народов. В 2 томах (комплект)
В очередном томе серии "Русское юридическое наследие" публикуется учебник по международному праву Федора Федоровича Мартене. Его текст напечатан но пятому - последнему прижизнен ному - изданию, выходившему в 1904-1905 годах.
В конце XIX - в первой половине XX веков данный учебник бы одной из самых известных в мире книг по международному праву. О воспринимался не только в качестве учебного пособия для подготовки юристов, но и как выражение мнений по различным международно-правовым вопросам авторитетнейшего русского правоведа.
Правоведы - современники Ф.Ф.Мартенса считали, что он сформировал этим своим учебником основы науки международного права в России.

Предназначается для студентов и преподавателей юридически-вузов....

Цена:
1599 руб

Т. А. Полякова, А. А. Стрельцов, С. Г. Чубукова, В. А. Ниесов Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности. Учебник и Практикум
Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности. Учебник и Практикум
В учебнике изложены общие теоретический и методологический подходы к формированию правового и организационного обеспечения информационной безопасности человека, общества и государства. Подробно освещены основные институты правового обеспечения информационной безопасности: правовые режимы защиты информации, государственной, служебной и коммерческой тайн, персональных данных, юридической ответственности за правонарушения в области информационной безопасности, а также структура организационного обеспечения информационной безопасности. Рассмотрены проблемы формирования правового режима международной информационной безопасности. Значительное внимание уделено организационным аспектам управления защитой информационных систем. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Предназначен для студентов, обучающихся по программам академического бакалавриата и магистратуры дисциплины "Правовое и организационное обеспечение информационной безопасности", будет полезен для аспирантов, преподавателей юридических и экономических высших учебных заведений, юридических и экономических факультетов университетов....

Цена:
1569 руб

Г. М. Давидян, О. И. Куприянова, Т. Е. Новицкая, П. Л. Полянский История отечественного государства и права. Учебник. Часть 1
История отечественного государства и права. Учебник. Часть 1
Учебное пособие предназначено для проведения семинарских занятий по истории отечественного государства и права (истории государства и права России). В нем представлены рекомендуемые задания для семинарских занятий, списки рекомендуемой литературы. Основное место в издании занимают тексты памятников права, изучаемых в курсе истории отечественного государства и права (государства и права России). Все тексты сопровождаются необходимыми для их понимания комментариями. Часть первая содержит правовые памятники XI - начала XX века. Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических факультетов университетов и юридических институтов, а также вузов, в которых изучается история отечественного государства и права (история государства и права России)....

Цена:
1260 руб

 Общая теория права и государства. Учебник
Общая теория права и государства. Учебник
Учебник написан с учетом современных научных позиций и требований подготовки специалистов юридического профиля высшей квалификации. Он охватывает как традиционные, так и новые проблемы теории права и государства. К числу новых можно отнести темы, посвященные основным понятиям о праве и государстве, соотношению права и государства, относительной самостоятельности государства и права, роли права и государства в обеспечении социального мира и согласия, социальной безопасности, экономического развития и т.д. Настоящее издание переработано с учетом высказанных читателями пожеланий, существенно дополнено новейшим учебным материалом и новыми темами. Особое внимание уделено теориям правового, социального, полицейского и имперского государства. Учебник отличается оригинальной подачей материала.

Для студентов юридических факультетов университетов, правовых академий и других юридических учебных заведений....

Цена:
1169 руб

 Гражданское право
Гражданское право
В настоящем издании кратко излагается курс гражданского права. Основное внимание уделено основам гражданского права, его идеям, юридическим конструкциям. Краткий курс построен на базе Гражданского кодекса РФ и раскрывает закрепленные в нем институты, основные нормативные положения. Для студентов и преподавателей юридических и неюридических вузов....

Цена:
709 руб



2003 Copyright © «Advokat.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Юридическая консультация, юридические услуги, юридическая помощь онлайн.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования