СМИ Законы РФ
Юр.книга В.Е. Живарев Международное право: Конспект лекций

Wed, 13 Mar 2013 08:24:08 +0000
СОДЕРЖАНИЕ (Международное право: Конспект лекций (В.Е. Живарев))


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

II. ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ

ТЕМА 1. СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО, ЕГО СУЩНОСТЬ И СИСТЕМА

ТЕМА 2. ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

ТЕМА 3. СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

ТЕМА 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА

ТЕМА 5. ПРАВА МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ

ТЕМА 6. ТЕРРИТОРИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

ТЕМА 7. МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ, ВОЗДУШНОЕ И КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО

ТЕМА 8. ПРАВО ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ

ТЕМА 9. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ТЕМА 10. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕ

ТЕМА 11. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО (МЭП)

ТЕМА 12. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ТЕМА 13. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

ТЕМА 14. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ТЕМА 15. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО В ПЕРИОД ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

ТЕМА 16. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

V. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ КУРСА


Wed, 13 Mar 2013 08:24:30 +0000
ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Международное право - относительно свободная от национальных правопорядков государств система правовых норм, регулирующих взаимоотношения различных субъектов, действующих на мировой арене. Оно выражает их скорректированные и согласованные воли и позиции при решении глобальных проблем современности в условиях взаимосвязи и взаимозависимости современного мира и определенной нестабильности международных отношений. Неукоснительное уважение международной законности - это объективно необходимый образ действий для каждого субъекта международного права.
Российская Федерация все активнее участвует в международных отношениях, которые оказывают влияние не только на жизнь общества в целом, но и на отдельных его граждан. Все эти отношения в той или иной степени находятся под регулирующим воздействием международных норм. Поэтому знание их необходимо как специалистам, непосредственно связанным с различными областями международной жизни, так и любому образованному человеку.
Более того, общепризнанные принципы и нормы МП и международные договоры РФ являются частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). И если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора. Государственные и муниципальные органы, предприятия и учреждения, физические лица должны в своей деятельности учитывать международно-правовые нормы. В силу этих обстоятельств знать международные договоры, уметь их толковать и применять совместно с российским законодательством сегодня должны специалисты всех государственных структур, юридических служб, таможенных и налоговых органов.
Знание основ международного права имеет значение для защиты гражданами своих прав, это важная часть культуры, необходимая для самоиндеитификации российского общества как неотъемлемой части мирового сообщества.
Изучение данного курса включено в учебные планы всех высших учебных заведений, осуществляющих подготовку студентов по специальности "Юриспруденция".
В учебном пособии дается представление о международном праве как самостоятельной правовой системе, рассматриваются основные понятия, категории, отрасли и институты международного права.
Международное право изучается студентами МИЭМП на 4 курсе, после освоения ими теории и истории государства и права, истории политических и правовых учений, конституционного права и др. отраслей права.
Изучение курса международного права имеет важное значение в подготовке юристов широкого профиля, способных активно применять полученные знания, как в системе внутренних органов государства, так и органах внешних сношений, коммерческих структурах, имеющих выход на зарубежные страны.


Wed, 13 Mar 2013 08:25:36 +0000
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Преподавание международного права в МИЭМП на основе комплексного подхода к обучению, направлено на решение следующих целей:
1. Практическая - умение применять нормы международного права при решении ситуаций, возникающих в ходе международного общения различных субъектов МП.
2. Образовательная - овладение теоретическими положениями науки о современном международном праве, действующими нормами МП, их назначением, порядком применения.
3. Воспитательная - формирование целостных взглядов на роль и место международного права в регулировании международных отношений, убеждения необходимости соблюдать требования международных договоров, решения международных организаций по различным аспектам мировой политики, непримиримость к нарушениям норм международного права.
В результате изучения дисциплины студент должен:
- иметь представление о международном праве как целостной системе, автономной и отличающейся от системы внутригосударственного права;
- уяснить место и роль общих принципов международного права, механизма формирования и действия международно-правовых норм;
- понимать роль государства как главного творца норм международного права;
- уметь осмысливать внутренние законодательные акты государства с точки зрения их соответствия его международно-правовым обязательствам (на примере России и других государств);
- знать выработанные в международном праве специфические средства обеспечения выполнения государствами их обязательств, процедуру и порядок применения санкций к нарушителям;
- уметь работать с текстами международно-правовых документов.
Согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности “Юриспруденция” по окончании изучения дисциплины “Международное публичное право” студенты должны знать:
- принципы международного права;
- содержание важнейших международно-правовых документов;
- выработанные в международном праве специфические средства обеспечения выполнения государствами их обязательств, процедуру и применение санкций к нарушителям;
понимать:
- роль государства как главного творца норм международного права;
- сущность и значение в международном регулировании международных правовых актов;
уметь:
- свободно оперировать юридическими понятиями и категориями международного права;
- осмысливать внутренние законодательные акты РФ, с точки зрения их соответствия международным правовым обязательствам;
- работать с текстами международных правовых документов;
иметь представление:
- о международном праве как о целостной системе, отличающей ся от внутригосударственного права.
В ходе изучения международного права читается курс лекций, проводятся консультации и семинарские занятия со студентами.
Главным методом изучения курса является самостоятельная работа, предполагающая изучение теоретических основ международного права, действующие в международных отношениях нормы, и практику их создания и применения различными субъектами права, в первую очередь государствами.
По наиболее сложным темам курса проводятся семинарские занятия, призванные углубить и закрепить знания, полученные на лекциях и во время самостоятельной работы студентов. Они направлены также на приобретение практических навыков применения норм международного права при разрешении коллизий в международных отношениях. Для этого необходимо изучение международных договоров (двухсторонних и многосторонних), национального законодательства и национальной судебной практики государств, характеризующих их международно-правовую позицию, документов международных организаций и конференций и т.д.
В преподавании курса используются активные методы обучения, ТСО и наглядные пособия.
По итогам изучения данной дисциплины проводится экзамен.


Wed, 13 Mar 2013 08:26:48 +0000
II. ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ

II. ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ

ТЕМА 1. СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО, ЕГО СУЩНОСТЬ И СИСТЕМА

ТЕМА 2. ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

ТЕМА 3. СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

ТЕМА 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА

ТЕМА 5. ПРАВА МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ

ТЕМА 6. ТЕРРИТОРИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

ТЕМА 7. МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ, ВОЗДУШНОЕ И КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО

ТЕМА 8. ПРАВО ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ

ТЕМА 9. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ТЕМА 10. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕ

ТЕМА 11. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО (МЭП)

ТЕМА 12. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ТЕМА 13. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

ТЕМА 14. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ТЕМА 15. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО В ПЕРИОД ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

ТЕМА 16. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ


Wed, 13 Mar 2013 08:28:15 +0000
ТЕМА 1. СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО, ЕГО СУЩНОСТЬ И СИСТЕМА

ТЕМА 1. СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО, ЕГО СУЩНОСТЬ И СИСТЕМА

1. Международное право как особая правовая система.
2. Источники международного права.

1. Международное право как особая правовая система

Международное право - это особая правовая система, регулирующая международные отношения его субъектов посредством юридических норм, создаваемых путем соглашения между ними и обеспечиваемых принуждением, формы, характер и пределы которого определяются в договорах, заключаемых государствами.
Международное право действует в рамках международной системы, рассматриваемой в двух аспектах:
а) международная система в широком плане:
- субъекты - все субъекты международных отношений (государство, их объединения, международные организации, государственно-подобные образования, неправительственные организации, международные конференции, международные суды, ТНК, Ю и ФЛ);
- отношения между субъектами международной системы (политические, экономические, НТ, культурные и т.д.);
- правовые системы, в том числе и национальные в рамках которых осуществляется регулирование отношений между субъектами международной системы).
Не все субъекты международной системы являются субъектами международного права, равно как и не все отношения, возникающие здесь, можно назвать международными.
МП регулирует только публично-правовые отношения между ограниченным кругом субъектов международной системы (государства, нации, международные организации, государственно-подобные образования).
б) международная система в узком плане:
- государства, НОД, международные организации, государственно-подобные образования - субъекты международное право;
- отношения между субъектами международного права - международные отношения;
- особая правовая система, действующая в отношениях между субъектами международного права - международное публичное право.
Международные отношения - это политические, экономические, торговые, культурные, военные и иные отношения между субъектами международного права, а МП - это совокупность и система юридических норм, регулирующих международные отношения, которые и составляют его предмет.
МП как особая правовая система - это:
- особый предмет правового регулирования;
- особые объекты;
- особые субъекты;
- особые источники и порядок нормообразования;
- особый порядок принуждения к соблюдению норм МП. Система МП включает:
1) отрасли международного права - совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения субъектов международного права в одной какой-либо широкой области международного сотрудничества (право международных договоров, право вооруженных конфликтов, право внешних сношений и др.);
2) институты международного права - совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения субъектов международного права по какому-либо определенному объекту правового регулирования или устанавливающих международно-правовой статус (режим) района, сферы, пространства или иного объекта (институт дипломатических привилегий и иммунитетов, институт запрещения ядерного оружия и др.)

2. Источники международного права

Источники международного права - это формы, в которых выражены правила поведения субъектов международных отношений и которые сообщают этим правилам качество международно-правовой нормы.
Специфика источников международного права:
1) нормы международного права устанавливаются субъектами по соглашению между ними, выражающему их согласование и, следовательно, общую волю;
2) субъективному праву предусмотренных нормами международного права субъектов всегда противостоят субъективные обязательства других субъектов международного права.
Исходя из этого, источники международного права можно рассматривать как:
- источники субъективных прав;
- источники субъективных обязательств субъектов международных правоотношений.
Источники международного права можно подразделить:
а) основные;
б) вспомогательные.
Основными источниками международного права являются:
1) международный договор - письменное соглашение субъектов международного права относительно тех или иных правил поведения на международной арене, их действия и прекращения;
2) международный обычай - правила поведения субъектов международного права, которые появились в результате длительной, единообразной практики и признаны в качестве правовой нормы.
В функции ГА ООН входит содействие прогрессивному развитию кодификации МП (ст. 13 Устава ООН)
Прогрессивное развитие - подготовка международных договоров по вопросам, которые еще не урегулированы международным правом, или по которым право еще недостаточно развито в практике государств.
Кодификация международного права - более точное формулирование и систематизация норм международного права в тех областях, где имеется обширная государственная практика, прецеденты и доктрины.
Это производится с помощью Комиссии международного права (ст. 15 Положения о Комиссии международного права).
Вспомогательными источниками международного права являются:
1) решения международных судебных органов;
2) доктрина международного права;
3) резолюции - рекомендации международных организаций;
4) национальное законодательство и национальная судебная практика, которые должны приниматься во внимание при характеристике международно-правовой позиции государства.
Общее и особенное международного договора и международного обычая как источника международного права:
I) Общее:
- образуются в результате взаимных действий и имеют идентичную природу - согласование воль субъектов международного права;
- обязательный характер;
- несоблюдение или нарушения ведет к одинаковым правовым последствиям: прекращения действия, требование удовлетворить претензии;
- единство механизмов обеспечения.
II) Особенное:
- различные способы создания договорной и обычной нормы;
- договор представляет собой четко выраженный во времени процесс (создание, действие, прекращение) - у обычая это проследить сложно;
- договорная норма подтверждается ссылкой на текст документа, обычная - практика государств;
- способы выражения;
- договор подлежит толкованию, тогда как обычай этого института не знает;
- обычай идет вслед за практикой, международный договор не только фиксирует практику, но и создает ее;
- только с договорной нормой связан такой прогрессивный институт МП как кодификация.

Вопросы для самоконтроля:

1. Сформулируйте понятие международной системы в узком и широком смысле слова.
2. Назовите отношения регулируемые нормами международного права.
3. Укажите основные черты современного права и его важнейшие задачи.
4. Дайте характеристику источникам международного права.
5. Покажите общее и особенное международного договора и международного обычая как источников международного права.


Wed, 13 Mar 2013 08:29:14 +0000
ТЕМА 2. ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

ТЕМА 2. ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

1. Понятие и классификация принципов международного права.
2. Основные принципы международного права и их характеристика.

1. Понятие и классификация принципов международного права

Принципы международного права - это обобщенные нормы, отражающие характерные черты и главное содержание международного права, обладающие высшей юридической силой.
Основные принципы международного права зафиксированы:
- Устав ООН;
- Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.;
- Заключительный акт СБСЕ 1975г.
Принципы международного права исторически обусловлены. С одной стороны они необходимы для функционирования системы международных отношений и международного права, а с другой - их существование и реализация возможны в данных исторических условиях.
Для принципов международного права характерно:
- универсальность;
- необходимость признания всем мировым сообществом;
- наличие принципов-идеалов;
- взаимосвязанность;
- авангардность;
- иерархичность.
Функции принципов международного права:
1) стабилизирующая - определяет основы взаимодействия субъектов международного права, посредством создания нормативных рамок.
2) развивающая - закрепление нового появившегося в практике международных отношений.
Принципы международного права можно классифицировать по следующим основаниям:
а) по форме закрепления различают принципы писанные и обычные, что не влияет на их юридическую силу;
б) по историческому признаку их подразделяют на доуставные, уставные и послеуставные (новейшие);
в) по степени важности защищаемых отношений, можно говорить о принципах, обеспечивающих общечеловеческие ценности и принципах, связанных с интересами государств;
г) по объекту сотрудничества выделяются:
- принципы, обеспечивающие мир и безопасность;
- принципы сотрудничества;
- принципы защиты прав человека, наций и народов.

2. Основные принципы международного права и их характеристика

Юридическим фундаментам МП являются следующие принципы:
1. Неприменение силы (п.4, ст.2 устава ООН, Декларация о принципах международного права 1970г., определение агрессии, принятая ГА ООН в 1974г. ЗА СБСЕ др.). Устав ООН определил в качестве цели избавление грядущих поколений от бедствий войны при принятии практики, когда вооруженные силы применяются не иначе как в общих интересах, запрещение угрозы силой каким-либо образом, несовместимым с уставом ООН.
2. Мирное разрешение споров (Парижский пакт об отказе от войны 1928г., п.З ст.2 устава ООН, ст.5 Пакт Лиги арабских государств, ст.З Хартии ОАЕ, ЗА СБСЕ).
Каждое государство разрешает свои споры с другими государствами исключительно мирными средствами, не подвергая угрозе международный мир, безопасность и справедливость.
3. Территориальная целостность государств (п.4, ст.2.Устава ООН, Декларация о принципах МП, ЗА СБСЕ).
Территория служит не только материальной основой государства, но и является необходимым условием его существования. Все члены мирового сообщества обязаны соблюдать территориальную неприкосновенность государств.
4. Нерушимость границ (Декларация о принципах МП, ЗА СБСЕ).
Государства должны воздерживаться от действий направленных на изменение существующих международных границ другого государства.
5. Суверенное равенство (п. 1, ст.2. Устава ООН, Декларация о принципах международного права, ЗА СБСЕ). Все государства обладают различными правами и обязанностями, они обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также права присущие суверенитету.
6. Невмешательство (п. 7 ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах международного права, ЗА СБСЕ). Государство, международная организация не в праве вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.
7. Равноправие и самоопределение народов (Устав ООН, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Декларация о принципах международного права 1970г.).
Все народы имеют право свободно определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие.
8. Сотрудничество государств (ст. 1 Устава ООН, Декларация о принципах международного права). Государства независимо от различий их систем обязаны сотрудничать друг с другом в вопросах поддержания мира и безопасности, уважения прав человека, других областях международных отношений.
9. Уважение прав человека (Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакты о правах человека 1966 г., ЗА СБСЕ, Парижская хартия для новой Европы 1990г.). Все члены мирового сообщества должны содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод, повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития человечества.
10. Добросовестное выполнение международных обязательств (п. 2 ст. 2 Устава ООН, Великие конвенции о праве международных договоров 1969 и 1986 гг., ЗА СБСЕ). В своем законодательстве и практике государства, как субъекты международного права, должны строго придерживаться обязательств, взятых на себя в тех или иных между народных договорах и соглашениях.

Вопросы:

1. Покажите специфику принципов международного права, отли чающую их от других правовых норм.
2. Сформулируйте юридическое содержание принципа суверен ного равенства государств.
3. Охарактеризуйте принцип уважения прав человека.
4. Назовите источники, объекты защиты и круг субъектов прин ципа запрещения силы или угрозы силы.


Wed, 13 Mar 2013 08:30:33 +0000
ТЕМА 3. СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

ТЕМА 3. СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

1. Основные субъекты международного права и их характеристика.
2. Проблема признания и правопреемства в международном праве.

1. Основные субъекты международного права и их характеристика

Субъекты международного права - это участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе МП и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность.
Основными субъектами международного права являются:
Первичные
1. Государство.
2. Нации, борющиеся за государственную независимость.
Производные
1. Международные организации.
2. Государственно-подобные образования.
Государство - главная политическая организация современного общества, создатель и гарант соблюдения норм международного права. Государства юридически не подчинены друг другу, что является выражением их суверенитета, имеющим внутреннюю и внешнюю стороны:
- территориальное верховенство;
- независимость в международных отношениях.
Виды государств как субъектов МП:
1. Простое или унитарное государство (единая система органов власти, конституция, система права, единое гражданство. Территория подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью, хотя административная автономия может присутствовать.)
Здесь только государство в целом выступает как субъект международного права. К унитарным государствам относятся Франция, Италия, Швеция, Япония, большинство стран Африки и Латинской Америки.
2. Сложное государство - конфедерация и федерация.
- Конфедерация - это союз суверенных государств, создающих общие законосовещательные органы для решения определенных задач.
Члены конфедерации остаются субъектами международного права, им может быть и конфедерация в целом, если государства при ее создании возложили на нее определенные права и обязанности.
В прошлом конфедерациями являлись: США (1776-1787 гг.), Швейцария (1291-1848г.г), Германия (1815-1866 гг.).
- Федерация - это не просто союз государств, а союзное государство. Федеральная власть распространяется на всю территорию и население государства, хотя члены федерации обладают определенной самостоятельностью, у них отсутствует внешняя сторона суверенитета.
Федерация сама является субъектом международного права. К федеративным государствам относятся - РФ, США, Канада, ФРГ, Бразилия, Индия и др.
Вторым субъектом международного права являются нации и народы, борющиеся за независимость. В период национально-освободительной борьбы народы создают свои руководящие органы, осуществляющие законодательные и исполнительные функции, и выражающие суверенную волю наций. Через эти органы нации становятся участниками международных правоотношений, субъектами международного права, обладающих международными правами и обязанностями (ФНОА, СВАПО, ООП)
Международная организация как субъект международного права обладает рядом особенностей:
- вторичность - создаются государствами и действуют на основе учредительных актов;
- отсутствие суверенитета и территории;
- вступают лишь в те правоотношения и заключают международные договоры, которые соответствуют их функциям и учредительным актам;
- постоянные представительства при международных организациях носят односторонний характер;
- ограничены в выборе средств принуждения и разрешения споров;
- любая международная организация волеизъявлением государств-членов может прекратить существование.
Специфика государственно-подобного образования как субъекта МП состоит в том, что в основе его образования лежит договор заинтересованных государств, закрепляющий особенности его международно-правового статуса (Ватикан, Сан-Марино, Андорра, Мальтийский орден)

2. Проблема признания и правопреемства в международном праве

Изменения, непрерывно происходящие в мире воздействуют на состав субъектов международных отношений, в т.ч. субъектов международного права, а это вызывает, по крайней мере, два юридических вопроса:
- о признании новых субъектов международного права;
- о правопреемстве.
Международно-правовое признание - это акт государства, которым оно считает целесообразным вступить в юридические отношения с признаваемой стороной.
Такой стороной может быть:
- вновь возникшее государство;
- новое правительство;
- нация или НОД, борющиеся за независимость;
- восставшая или воюющая сторона;
- международная организация.
Можно говорить о двух доктринах признания:
- конституитивная - признание рассматривается как конституирование нового субъекта МП;
- декларативная - признание есть констатация факта появления нового субъекта международного права.
Российское международное право всегда стояло и стоит на позициях декларативной доктрины признания. Формы признания:
1. Юридическое, которое выступает в двух видах:
- Де-юре - признание в полном объеме, когда устанавливаются официальные отношения, признается право государства распоряжаться своим имуществом, вкладами и другими ценностями, находящимися за границей, иммунитет от юрисдикции иностранных судов.
- Де-факто - когда по соглашению устанавливаются отношения в одной из областей международных связей государств (консульские, торгово-экономические). Носит временный, переходный характер.
2. Фактическое, или признание a d hoc - признание в каждом конкретном случае и только для него. Эта форма признания не создает юридической базы для будущих отношений.
Способы признания:
1. Явно выраженное.
2. Молчаливое (подразумеваемое).
Юридические последствия признания:
- создание правовых условий для сотрудничества;
- возможность установления дипломатических отношений и заключения международных договоров;
- признание национального законодательства друг друга;
- наступление судебного иммунитета;
- решение вопросов правопреемства.
Межгосударственным правопреемством называется переход международных прав и обязанностей одного государства к другому. Это может затрагивать и других субъектов МП, в частности, международные организации.
Вопросы преемства урегулированы в двух международных договорах:
1. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 г.
2. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.
Объектом правопреемства выступают:
- международные договоры;
- государственная собственность, долг, архивы;
- границы;
- членство в международных организациях.
Вопрос о правопреемстве возникает:
1) при появлении нового государства в результате социальной революции;
2) при деколонизации;
3) при разделении или отделении частей государства;
4) при объединении нескольких государств в единое;
5) при частичных территориальных изменениях государства.

Вопросы:

1. Дайте характеристику государству как основному субъекту международного права.
2. Покажите особенности международной правосубъектности международных организаций.
3. Международно-правовое признание и его формы.
4. Правопреемство и его специфика.


Wed, 13 Mar 2013 08:32:03 +0000
ТЕМА 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА

ТЕМА 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА

1. Доктрина международного права о соотношении и взаимодействии международного и внутригосударственного права.
2. Взаимовлияние национального и международного права.
3. Реализация международно-правовых норм в РФ.

1. Доктрина международного права о соотношении и взаимодействии международного и внутригосударственного права

В вопросе о соотношении двух правовых систем доктрина международного права выработала следующие основные подходы:
1. Дуализм - МП и внутреннее право два различных правопорядка, но международное право может выполнять свои задачи, только постоянно обращаясь к национальному праву (Трипель, Цорн, Анцилотти).
2. Монизм - международное и национальное право части единой правовой системы но:
а) Внутригосударственное право доминирует над МП (К. Шмидг)
б) Примат международного права над национальным (Г.Кельсен).
Если влияние норм внутригосударственного права на МП можно назвать первичным, т.к. на международно-правовую позицию каждого государства оказывает влияние его внутренне право, то в процессе взаимодействия уже существующих норм оно не может не признать принцип преимущественного значения норм МП, что является нормативным отражением верховенства общечеловеческих интересов и ценностей над всеми другими.
Международное право функционирует в рамках международной системы. Все общественные отношения в зависимости от их связи с государством подразделяются:
- внутригосударственные
- межгосударственные
- международные отношения частного характера
Регулирование сопровождается взаимодействием МП и национального права исходя из категории регулируемых отношений.
1. Государство как участник международных отношений следует нормам МП, действуя через специальные органы внешних сношений, правовое положение которых определяется его внутренним правом.
2. Процесс согласования воль государств при заключении международных договоров регламентируется нормами МП, а процесс выработал этих воль определятся с помощью национального права.
3. МП налагает обязательство на государство в целом, но именно внутреннее право называет государственные органы и должностных лиц, которые ответственны за выполнение международных обязательств государства.
4. Отношения, осложненные иностранным элементом, порождают коллизии между нормами права различных государств, разрешение которых ведет не только к взаимодействию национально-правовых систем (через МЧП), но и порождает межгосударственные отношения и международные нормы по поводу упорядочения международных отношений невластного характера.
5. Иногда объект регулирования международного и внутреннего права совпадает (дипломатические и консульские отношения, где действуют и международные договоры и национальные правовые нормы).

2. Взаимовлияние национального и международного права

В настоящее время практически все специалисты признают воздействие внутригосударственного и международного права друг на друга:
1. Внутреннее право воздействует на МП. Первичность здесь связана с тем, что создавая нормы МП государства руководствуются своим национальным правом и не берут на себя обязательств, противоречащих основам политического или социального строя, закрепленных, как правило, в конституционных нормах или же требующих значительной модификации национального законодательства.
Национальное право двояко влияет на МП:
1) через содержание норм внутригосударственного права на содержание международно-правовых норм.
2) Посредствам воздействия норм внутреннего права на сам порядок создания норм МП, их действенность.
В первом случае речь идет о материальном влиянии. Нормы внутригосударственного права влияющие на содержание норм МП:
- принципы ВП государства, закрепленные в основных законах (Конституциях)
- конкретные нормы национального права, регулирующие различные аспекты осуществления ВП функций государства (порядок заключения международных договоров, привилегии и иммунитеты, иммунитет государства и его собственности).
- прогрессивное законодательство в области прав человека.
- ряд общих принципов права первоначально появился во внутреннем праве.
2. Международное право оказывает влияние на национальное право государства:
Необходимость национально- правовой имплементации норм международного права служит основной причиной воздействия МП на национальное право.
В реализации нормы международного права когда требуются действия субъектов внутреннего права:
1) Государство может включить в свое право норму отсылающую к международного права и санкционирующую применение правил международного договора или обычая к отношениям, сторонами которых являются Ф и ЮЛ. Этот способ принято называть отсылкой.
Отсылка к МП может быть различной по форме:
- МП - это часть права страны(РФ, США, Испания)
- МП может применятся в сфере действия государственного суверенитета только после санкционирования национальным правом (Франция)
В данном случае речь идет об общей или генеральной отсылке.
2) Принятие государством норм внутреннего права, способствующих исполнению предписаний МП. Они могут текстуально повторять некоторые правила международного договора(рецепция), конкретизировать и адаптировать их к особенностям правовой системы государства.
Нередко государства перед тем, как стать участником договора вносят в свое право соответствующие изменения и дополнения.

3. Реализация международно-правовых норм в РФ

В России нормы международного права могут быть реализованы в двух формах:
1. В форме издания внутригосударственного акта, регулирующего те же вопросы, что и международно-правовые нормы.
Это осуществляется путем:
а) Определения порядка применения в нашей стране норм конкретного международного договора.
б) Издание во исполнении принятого международного договора нормативных актов.
в) Включение в действующее законодательство отсылок к международному договору.
2. Непосредственное применение международных норм в РФ. Они могут применятся вместе с нормами российского права или вместо них без какой-либо трансформации, преобразования их в нормы национального права.
Нормы международного права действуют практически как специальные по отношению к нормам российского законодательства и изымают отдельные отношения из сферы применения отечественного права.
РФ разрешает, санкционирует непосредственное применение международно-правовых норм во внутригосударственной сфере отношений. Можно говорить об общем и специальном санкционировании.
В качестве универсальной санкции, адресованной всем субъектам российского права на применении в их деятельности международных норм, можно рассматривать норму ч.4 ст. 15 Конституции РФ.
Как специальные санкции действуют отсылочные нормы, нормы, изданные во исполнение договоров или “привязок” к договорам и т.д.

Вопросы:

1. Покажите влияние международного права на внутреннее право государства.
2. Покажите воздействие внутригосударственного права на формирование и реализацию норм международного права.
3. Назовите способы, посредством которых международно-правовые нормы могут быть реализованы в Российской Федерации.


Wed, 13 Mar 2013 08:57:29 +0000
ТЕМА 5. ПРАВА МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ

ТЕМА 5. ПРАВА МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ

1. Понятие права международных договоров и его основные источники.
2. Порядок заключения международного договора.
3. Прекращение действия международного договора.

1. Понятие права международных договоров и его основные источники

Право международных договоров - это совокупность международно-правовых норм, определяющих порядок заключения, действия и прекращения международного договора (МД)
Основными источниками права международных договоров являются:
1. Венская конвенция о праве международных договоров 1969г.
2. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978г.
3. Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями и самими международными организациями 1986г.
В процессе создания норм права международных договоров особое место принадлежит конституциям и другим внутренним нормативным актам государств. Они устанавливают какие органы и в каких случаях имеют право заключать международные договоры, процедуру ратификации, последовательность осуществления МД, перечень договоров подлежащих обязательному парламентскому одобрению и т.д.
Право международных договоров распространяет свое действие на все виды МД, независимо от их формы, наименования, объекта, процедуры заключения и видов участников основных субъектов МП.
Международный договор - явно выраженное соглашение субъектов МП, призванное регулировать их отношения друг с другом путем создания взаимных прав и обязанности.
Для юридической полноценности международных договоров необходимо:
- согласование воли субъектов МП
- равноправие сторон
Международный договор можно классифицировать:
1. Статус участников - межгосударственные, межправительственные, межведомственные.
2. Число участников - двусторонние и многосторонние.
3. Условие участия - общие и с ограниченным числом участников.
4. Объект - политические, экономические и по специальным вопросам.
Важное значение для международного договора играет договорная форма:
1. Язык - посредством, которого согласованная воля субъектов ясное проявление вовне. Международный договор существует как соглашение, воплощенное в тексте.
2. Структура договора:
а) Преамбула,
б) Основная часть,
в) Заключительная часть.
В настоящее время широкое распространение получили приложения, но для придания им силы самого договора необходимо специальное указание в нем или в приложении к нему, иначе такие акты нельзя рассматривать как часть договора.
3. Наименование. Однако в МП не существует общепризнанной классификации таких наименований.

2. Порядок заключения международного договора

Правом заключать международный договор является важнейшим элементом международной правосубъектности и необходимым атрибутом основных субъектов МП.
Государства заключают международные договоры в лице своих высших органов власти и управления. Органы государства при этом действуют через специально уполномоченных на то лиц, имеющих особые документы, называемые полномочиями.
В полномочиях не нуждаются:
1) Глава государства;
2) Глава правительства;
3) Министр иностранных дел.
Заключение международного договора представляет собой процесс, включающий:
1. Согласование текста договора:
- выработка согласованного текста путем переговоров;
- принятие текста договора, выражающееся в особой процедуре голосования;
- аутентификация - удостоверение того, что текст окончательный и не может быть изменен уполномоченными;
- иногда встречается условное подписание, когда подпись уполномоченного нуждается в последующем одобрении правительством или другим компетентным органом.
2. Способы выражения согласия сторон на обязательность договора:
- подписание;
- ратификация;
- присоединение, принятие, утверждение договора.
В международном праве действует презумпция действительности международного договора, закрепленная в ст. 42 Венских конвенций 1969 и 1986 гг.
Различают два вида недействительности МД:
- абсолютная недействительность (ничтожность);
- относительная недействительность (оспоримость).
Вступление договора в силу означает, что он начал действовать, т.е. порождать права и обязательства с момента вступления в силу, который определяется сторонами в договоре.
Как правило, это может быть момент подписания или момент обмена или же сдачи на хранение ратификационных грамот.
Срок действия международного договора определяется в самом договоре. Договоры бывают срочные и бессрочные. Если срок действия договора истекает, то он может пролонгироваться (продлятся, до истечения срока) на условиях, предусмотренных договором.
Обеспечение выполнение международного договора:
1) международные гарантии;
2) международные организации и конференции;
3) создание специальных международных комиссий;
4) внутригосударственные меры.
Толкование международного договора - это выяснение того в чем согласились стороны в договоре. Оно должно быть добросовестным, в соответствии с обычном смыслом употребляемых в нем терминов и в свете его объекта и целей.

3. Прекращение действия международного договора

Это означает, что он утратил свою обязательную силу в отношениях между его участниками и перестал порождать для них права и обязательства.
Все способы прекращения международного договора можно подразделить:
1) правомерные и недозволенные;
2) волевые и автоматические.
К волевым способам прекращения международного договора относятся:
- отмена;
- новация;
- денонсация;
- аннулирование.
Автоматические способы прекращения договора:
- истечение срока действия договора;
- наступление отменительного условия;
- прекращение существования субъекта, договора;
- гибель договорного объекта;
- появление новой императивной нормы международного права;
- война.
Разрыв дипломатических и консульских отношений между участниками договора не влияет на правовые отношения, установленные этим договором, кроме случаев когда дипломатические или консульские отношения необходимы для его выполнения.

Вопросы:

1. Назовите правовые институты входящие в право международных договоров.
2. Укажите субъекты, которые могут быть сторонами международного договора.
3. Назовите основания недействительности международного договора и их правовые последствия.
4. Перечислите основания прекращения действия договора.



ТЕМА 6. ТЕРРИТОРИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

ТЕМА 6. ТЕРРИТОРИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

1. Правовой режим территорий.
2. Территория государства и ее составные части.

1. Правовой режим территорий

Международное право и национальные правовые системы выработали общепризнанные категории, обозначающие территорию.
Под территорией понимается весь земной шар с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также космос и окружающие Землю Луна и другие небесные тела.
По основным видам правового режима вся территория земного шара подразделяется:
1. Территории государств - находится в пределах государственных границ и на нее распространяется полная и исключительная власть государства.
2. Территории со смешанным режимом - это территории, где действует одновременно нормы МП и национального законодательства прибрежного государства. Они не входят в состав государственной территории, на них не распространяется суверенитет государства, но прибрежные страны имеют здесь суверенные права на разведку и разработку ресурсов, охрану окружающей среды.
Условно территории со смешанным режимом можно подразделить:
- Прилежащие, исключительные экономические зоны и континентальный шельф.
- Международные реки, международные проливы, перекрываемые территориальными водами прибрежных государств и международные каналы, входящие в состав территорий государств.
3. Территории с международным режимом - это территория не входящая в состав государственной территории: водные пространства за пределами исключительных экономических зон; Международный район морского дна; воздушное пространство за пределами государственной территории, Антарктика; космическое пространство и небесные тела, находящиеся в нем.
Эта часть земной территории находится в общем пользовании государств и регулируется нормами МП.
4. Территории со специальным международным режимом - это демилитаризованные и нейтрализованные территории, зоны мира в случае их установления. Правовой статус их устанавливается на основе международного договора, заключаемых субъектами МП. (Антарктика)

2. Территория государства и ее составные части

Государственная территория - это часть земного шара, в т.ч. суша и ее недра, воды и воздух, которая находится под суверенитетом данного государства и в пределах которой оно осуществляет свою государственную власть. Это называется территориальным верховенством, входящим в состав суверенитета государства. Территория государства состоит:
- Сухопутная территория (материковая часть, острова, анклавы)
- Водная территория (внутренние воды и территориальное море шириной 12 миль)
- Воздушная территория над сушей и водами государства
- Объекты условно приравненные к территории государства (морские и воздушные суда, космические корабли, официальные резиденции дипломатических представительств в других странах).
Территория одного государства отделяется от территории другого государства государственными границами, которые определяют пределы государственной территории и распространения территориального верховенства.
Процедура установления границ включает:
- делимитация - установление линии государственной границы по крупномасштабной карте;
- демаркация - установление линии государственной границы на местности.
Территория государства и его границы могут быть изменены на основании:
- самоопределения наций;
- плебесцита - голосования населения спорной территории о ее государственной принадлежности.
- цессии - соглашения государств о территориальных уступках на компенсационной основе -отторжение территории как санкция - т.е. территориальные изменения, направленные на исключение возможности противоправных действий с них.

Вопросы:

1. Назовите виды правового режима территорий с точки зрения МП.
2. Дайте характеристику элементов, составляющих государственную территорию.
3. Покажите, каким образом осуществляется установление государственной границы.
4. Дайте основания изменения территории и границ государства.


Просмотров: 2111
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Право. Юриспруденция


2003 Copyright © «Advokat.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Юридическая консультация, юридические услуги, юридическая помощь онлайн.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования