СМИ Законы РФ
Юр.книга А.А. Мишин Конституционное право зарубежных стран

Fri, 01 Jul 2011 04:25:29 +0000
Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для ВУЗов

 

А.А. МИШИН

 


КОНСТИТУЦИОННОЕ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ) ПРАВО

 

ЗАРУБЕЖНЫХ  СТРАН

 

 

УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ

Издание 14-е, переработанное и дополненное


Рекомендовано Советом по правоведению Учебно-методического объединения университетов Российской Федерации в качестве учебника

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

экс-председатель Конституционного Суда

Российской Федерации,

доктор юридических наук, профессор

В.А. ТУМАНОВ

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ

кандидат юридических наук П.Д. БАРЕНБОЙМ

 

ЧЛЕНЫ РЕДКОЛЛЕГИИ

Авакьян С.А. - доктор юридических наук, профессор;

Барабашев А.Г. - доктор философских наук, профессор;

Богданова Н.А. - доктор юридических наук;

Бондарь Н.С. - судья Конституционного Суда РФ, доктор юридических наук, профессор;

Васильева Т. А. - кандидат юридических наук;

Гаджиев Г.А. - судья Конституционного Суда РФ, доктор юридических наук, профессор;

Захаров А.В. - кандидат экономических наук;

Кашкин С.Ю. - доктор юридических наук, профессор;

Ковлер А.И. - судья Европейского суда по правам человека, доктор юридических наук, профессор;

Кутафин О.Е. - академик РАН, президент МГЮА, доктор юридических наук, профессор;

Лафитский В.И. - кандидат юридических наук;

May В.А. - ректор Академии народного хозяйства, доктор экономических наук, профессор;

Мишина Е.А. - кандидат юридических наук;

Мишин Ал.А. - кандидат юридических наук;

Сироткина З.И. - кандидат филологических наук;

Слива А.Я. - судья Конституционного Суда РФ;

Штатина М. А. - кандидат юридических наук;

Эбзеев Б.С. - судья Конституционного Суда РФ, доктор юридических наук, профессор;

Ярославцев В.Г. - судья Конституционного Суда РФ, кандидат юридических наук.


Fri, 01 Jul 2011 04:29:48 +0000
ОГЛАВЛЕНИЕ (Конституционное право зарубежных стран)


Предисловие

Глава 1. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
§ 1. Предмет конституционного права
§ 2. Источники и система конституционного права
§ 3. Основные тенденции развития конституционного права в XXI столетии
Контрольные вопросы к главе 1

Глава 2. Конституции зарубежных стран
§ 1. Понятие и сущность конституции
§ 2. Основные черты и особенности конституций
§ 3. Классификация конституций и их внутренняя структура
§ 4. Порядок принятия и изменения конституций
Контрольные вопросы к главе 2

Глава 3. Основы правового положения личности в зарубежных странах
§ 1. Гражданство
§ 2. Политическая правосубъектность
§ 3. Способы определения правового положения личности
§ 4. Классификация прав и свобод
1. Социально-экономические права и свободы
2. Политические права и свободы
3. Личные права и свободы
§ 5. Обязанности граждан
§ 6. Виды гарантий прав и свобод
§ 7. Концепция правового положения личности в Хартии основных прав Европейского союза
Контрольные вопросы к главе 3

Глава 4. Формы государства в зарубежных странах
§ 1. Формы правления
§ 2. Формы государственного устройства
Контрольные вопросы к главе 4

Глава 5. Политические режимы в зарубежных странах
§ 1. Понятие демократии. Демократические политические режимы
§ 2. Западные теории демократии
1. Романтическое направление
2. Реалистическое направление
3. Синтетическое направление
§ 3. Недемократические политические режимы
Контрольные вопросы к главе 5

Глава 6. Партийные системы зарубежных стран
§ 1. Партийные системы
1. Многопартийные системы
2. Многопартийные системы с монопольно господствующей партией
3. Двухпартийные системы
4. Однопартийные системы
§ 2. Основные виды политических партий
§ 3. Функции политических партий
§ 4. Организационная структура политических партий
§ 5. Институционализация политических партий
Контрольные вопросы к главе 6

Глава 7. Избирательное право и избирательные системы зарубежных стран
§ 1. Избирательное право
§ 2. Организация и порядок проведения выборов
§ 3. Избирательные системы
§ 4. Референдум
Контрольные вопросы к главе 7

Глава 8. Конституционные основы судебной власти
§ 1. Судебная власть в системе разделения властей
§ 2. Суды и правосудие в структуре конституций
§ 3. Конституционный статус судей
§ 4. Конституционные принципы правосудия
§ 5. Конституционное правосудие
Контрольные вопросы к главе 8

Глава 9. Глава государства в зарубежных странах
§ 1. Фактический и юридический статус главы государства и порядок замещения им должности
§ 2. Компетенция главы государства
Контрольные вопросы к главе 9

Глава 10. Парламент в зарубежных странах
§ 1. Парламент и парламентаризм
§ 2. Порядок формирования парламентов и статус депутатов
§ 3. Классификация парламентов
Классификация парламентов по структуре
Классификация парламентов по объему компетенции
Классификация парламентов по социальному составу
§ 4. Полномочия парламента
§ 5. Законодательный процесс
1. Выявление потребности в принятии закона и осуществление законодательной инициативы
2. Обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях
3. Рассмотрение законопроекта в парламентских комитетах
4. Принятие законопроекта палатой
5. Прохождение законопроекта в другой палате
6. Санкционирование и промульгация законопроектов
Контрольные вопросы к главе 10

Глава 11. Правительство в зарубежных странах
§ 1. Место правительства в системе государственных органов
§ 2. Порядок формирования и структура правительства
§ 3. Компетенция правительства и его функции
Контрольные вопросы к главе 11

Глава 12. Конституционный принцип разделения властей (на примере США)
§ 1. Зарождение и развитие теории разделения властей на североамериканском континенте
§ 2. Принцип разделения властей в Конституции США
§ 3. Система сдержек и противовесов как система организации верховной государственной власти США
Механизм взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей власти в рамках системы сдержек и противовесов
Односторонние полномочия главы исполнительной власти
Полномочия законодательной власти
Импичмент
Взаимоотношения законодательной и исполнительной ветвей власти в финансовой сфере
Контрольные вопросы к главе 12

Глава 13. Конституционная экономика
§ 1. Предмет конституционной экономики
§ 2. Этапы развития конституционной экономики
§ 3. Конституционные основы собственности
§ 4. Конституционные модели налогообложения
§ 5. Конституционная экономика в сфере бюджета
§ 6. Конституционно-правовой статус центральных банков
§ 7. Конституционная экономика в сфере федеративных отношений
§ 8. Валютная политика
Контрольные вопросы к главе 13

Глава 14. Местное управление и самоуправление в зарубежных странах
§ 1. Понятие и сущность муниципального управления
§ 2. Основные черты административно-территориального устройства. Система органов управления на местах
§ 3. Компетенция и финансовая база органов местного самоуправления
§ 4. Порядок формирования, структура и организация работы органов местного самоуправления
§ 5. Отношения органов местного самоуправления с центральной властью
Контрольные вопросы к главе 14

Глава 15. Тенденции развития конституционного права постсоциалистических государств
§ 1. Общее и особенное в конституционном развитии постсоциалистических государств
1. Общая характеристика
2. Конституционные основы организации государственной власти
3. Конституционные права и свободы
4. Государственное устройство
5. Вопросы конституционной экономики
6. Конституции и вопросы международного права
7. Правовые механизмы защиты конституций
§ 2. Особенности форм правления в постсоциалистических государствах
1. Общая характеристика форм правления
2. Институт президентской власти
3. Правовой статус правительства
4. Законодательная власть
Контрольные вопросы к главе 15

Программа курса "Конституционное право зарубежных стран"
Тема 1. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
Тема 2. Современная наука конституционного права
Тема 3. Конституции зарубежных стран
Тема 4. Основы правового положения личности в зарубежных странах
Тема 5. Формы государства в зарубежных странах
Тема 6. Политические режимы в зарубежных странах
Тема 7. Политические партии в зарубежных странах
Тема 8. Избирательное право и избирательные системы зарубежных стран
Тема 9. Конституционные основы судебной власти
Тема 10. Глава государства в зарубежных странах
Тема 11. Парламент в зарубежных странах
Тема 12. Правительство в зарубежных странах
Тема 13. Конституционный принцип разделения властей
Тема 14. Конституционная экономика
Тема 15. Местное управление и самоуправление
Тема 16. Тенденции развития конституционного права постсоциалистических государств
Основы конституционного права США
Основы конституционного права Великобритании
Основы конституционного права Франции
Основы конституционного права ФРГ
Основы конституционного права Италии
Основы конституционного права Японии
Основы конституционного права Индии
Основы конституционного права Мексики

 

Конституция Соединенных Штатов Америки

Конституция Итальянской Республики (извлечение)

Конституция Японии (извлечение)

Основной Закон Федеративной Республики Германии (извлечение)

Федеральная Конституция Швейцарской Конфедерации (извлечение)

Баренбойм П.Д. Профессор в России больше, чем профессор... (Выступление на мемориальной конференции, посвященной 80-летию А.А. Мишина)

Оглавление

Fri, 01 Jul 2011 04:30:45 +0000
ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

Предлагаемая вниманию читателей книга - это дань памяти видному ученому-правоведу, профессору Августу Алексеевичу Мишину. Она подготовлена на основе учебников и монографий, автором которых был А.А. Мишин, и лекционных курсов, прочитанных им в Московском государственном университете, в стенах которого прошла вся его научная и преподавательская жизнь.

Если провести социологический опрос многих поколений выпускников юридического факультета этого университета на тему "Чьи лекции, прослушанные вами за годы обучения, запомнились более всего?", то есть все основания полагать, что на первом месте окажется профессор Мишин. И дело здесь не столько в тематике лекций (читавшийся им курс "Зарубежное (буржуазное) конституционное право" в познавательном плане достаточно интересен) и даже не в своеобразном стиле чтения лекций, сколько в самой личности лектора. Это был талантливый, неординарный, яркий человек широкого кругозора, острого ироничного ума.

А.А. Мишин принадлежал к трагическому поколению 1924-го года рождения, мужская часть которого почти полностью погибла в Отечественной войне. Сам он в битве под Москвой потерял руку до самого плеча и после ранения долгое время находился между жизнью и смертью. Однако впоследствии окружающие в редких случаях замечали, что у профессора одна рука, он все делал сам, прекрасно плавал, ходил в походы на лодках и байдарках, был отличным кулинаром, в одежде предпочитал спортивный стиль и не носил галстуков.

И при всем том к нему полностью подходила известная формула "маститый профессор". Он действительно был таковым - ведущим специалистом в области зарубежного конституционного права.

В 60 - 80-е годы эта дисциплина носила как бы двойственный характер. С одной стороны, она усердно критиковала западные порядки, "лицемерие буржуазной демократии", и эта ее сторона особенно была на виду. С другой стороны, в рамках этой дисциплины изучались институты и процедуры западной демократии и накопленные знания впоследствии оказались весьма полезны при формировании таких институтов новой российской демократии, как парламентаризм, избирательная система, судебный конституционный контроль и многое другое. В этом плане Мишиным было сделано немало, достаточно, например, вспомнить его книгу "Принцип разделения властей в конституционном механизме США" (1984), показывающую, как реально функционирует в осуществлении этого принципа система сдержек и противовесов.

Впрочем, в эпоху развитого социализма стремление перенести основной акцент на эту вторую, позитивную сторону научной дисциплины оборачивалось нагоняем со стороны вышестоящих структур и соответственно неприятностями от окружающих, что не раз испытывал на себе профессор Московского университета.

В научно-исследовательской деятельности А.А. Мишина американская проблематика, а точнее, конституционное право США, занимала центральное место. Известен его политико-правовой комментарий к Конституции США (1985), подготовленный совместно с В.А. Власихиным. Он неоднократно выезжал в США, выступал с лекциями в университетских и иных аудиториях и пользовался успехом, в частности благодаря умению ответить на вопросы образно и нестандартно (а точнее, неказенно). Так, в самом конце 70-х годов, отвечая на вопрос, существует ли в Советском Союзе свобода вероисповедания, он не стал цитировать соответствующие законоположения, а сказал примерно так: сейчас в Москве поздний вечер и моя верующая матушка молится о том, чтобы я вернулся живым и невредимым из вашей страны, о которой у нее примерно такое же представление, как у того, кто задал мне этот вопрос, о России.

У Августа Алексеевича Мишина было много друзей, а еще больше учеников. Я принадлежу к числу первых и до сих пор не могу смириться с тем, что его нет рядом. Отрадно, что его ученики хранят память об учителе (что бывает далеко не всегда), о чем, в частности, свидетельствует и данная книга.

Экс-председатель Конституционного

Суда Российской Федерации, доктор

юридических наук, профессор

В.А.Туманов


Fri, 01 Jul 2011 04:35:25 +0000
Глава 1. ПРЕДМЕТ, ИСТОЧНИКИ И СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

 

§ 1. Предмет конституционного права

Предметом науки конституционного (государственного) права зарубежных стран являются международно признанные доктрины, концепции и принципы, общие для конституционного права развитых стран, а также конституционное право конкретных стран.

Для определения предмета науки конституционного права нужно прежде всего установить само понятие конституционного права.

Конституционное право в каждой стране является ведущей, основополагающей отраслью национальной системы права. При этом степень реакционности или демократизма норм конституционного права зависит от конкретного соотношения сил в политической борьбе. Чем сильнее и сплоченнее демократические силы, чем выше уровень политической активности и правосознания граждан, тем демократичнее нормы конституционного права. Это можно видеть на примере многих стран.

Конституционное право закрепляет основные принципы народного суверенитета, прав и свобод человека и гражданина, равенства всех перед законом, господства права и т.д.

Конституционное право устанавливает государственное устройство, т.е. национально-территориальную организацию власти, максимально соответствующую господствующим политическим силам в конкретных исторических условиях.

Конституционное право закрепляет также организацию, формы и механизмы осуществления власти. При этом главной идеей, положенной в основу организации власти, является принцип разделения властей.

Среди форм осуществления власти выделяются народное представительство и прямая демократия. Фактическая их реализация, степень адекватности результатов волеизъявлению граждан зависят от политического режима, существующего в государстве на конкретном этапе его развития.

Конституционное право закрепляет и государственно-территориальную организацию власти, максимально соответствующую конкретным историческим условиям развития данной страны.

Исходя из этих предварительных соображений, можно дать следующее определение конституционного права, памятуя при этом, что речь идет не о каком-то общем для всех зарубежных стран праве, а о национальном государственном праве.

Конституционное право есть основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму правления и форму государственного устройства, организацию, способ и процедуру формирования, компетенцию и порядок деятельности органов государственной власти и местного управления, избирательное право и избирательную систему.

Данное определение носит описательный характер. Оно не является всеобъемлющим и имеет своей целью дать перечень лишь основных предметов правового регулирования, не останавливаясь на таких важных вопросах, как организация местного управления, судебная система и т.д. Такое определение необходимо для правильного понимания всего последующего материала.

Конституционное право, будучи ведущей отраслью системы права, определяет основы других ее отраслей - административного, финансового, уголовного, гражданского и т.д. Это объясняется тем, что рассматриваемая отрасль права содержит в себе нормы, устанавливающие основные принципы отдельных отраслей данной национальной системы права. Так, нормы конституционного права, закрепляющие право собственности, являются основополагающими для гражданского права; нормы, регулирующие право граждан на судебную защиту, определяют характер уголовного и гражданского процессуального права и т.д.

Конституционное право подразделяется на отдельные институты. Институт конституционного права представляет собой совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения. Например, конституционные нормы, правила регламентов палат, закрепляющие порядок организации, внутреннюю структуру, компетенцию парламента, законодательную процедуру, а также права и обязанности депутата, составляют конституционно-правовой институт парламентаризма. Конституционные нормы, определяющие порядок издания правительством нормативных актов по предметам, входящим в исключительную компетенцию парламента, составляют институт делегированного законодательства. Подобным же образом конструируются и другие конституционно-правовые институты.

Подразделение конституционного права на отдельные институты определяет систему курса конституционного права зарубежных стран.

Предметом правового регулирования конституционного права зарубежных стран являются определенные группы общественных отношений, складывающиеся в процессе осуществления государственной власти. Будучи урегулированными нормами права, эти общественные отношения становятся конституционно-правовыми.

Следует, однако, иметь в виду, что государственная власть осуществляется в самых различных формах и с помощью различных политических, правовых и иных учреждений и правоотношения, возникающие при этом, далеко не всегда являются конституционно-правовыми. Более того, в процессе осуществления государственной власти иногда возникают такие общественные отношения, которые, как правило, вообще не регулируются нормами конституционного права. Так, правящие политические силы осуществляют государственную власть с помощью политических партий и общественных организаций, но возникающие при этом общественные отношения не всегда являются правоотношениями, т.к. они не всегда регулируются нормами права.

Государственная власть в широких масштабах осуществляется в форме правосудия, но возникающие при этом общественные отношения не являются конституционно-правовыми, они регулируются нормами уголовного и гражданского права, как материального, так и процессуального. В процессе налоговой и финансовой деятельности государства складываются общественные отношения, регулируемые нормами финансового и административного права.

В современных условиях государство активно вмешивается в экономическую жизнь страны. Экономическое регулирование находит свое выражение в управлении государственным сектором, в составлении и осуществлении экономических планов, программ и т.д. Если в процессе национализации или денационализации, при разработке и принятии государственного бюджета экономических планов в экономике возникают государственно-правовые отношения, то в ходе управления государственными предприятиями и при осуществлении экономических планов складываются общественные отношения, регулируемые прежде всего нормами административного, финансового и гражданского права.

Государственная власть осуществляется в области внешней политики, в процессе руководства системой народного образования, в процессе осуществления социальных функций, в области управления вооруженными силами, полицией, разведкой, жандармерией и т.д. Во всех этих случаях разнообразные общественные отношения не носят государственно-правового характера и, как правило, нормами государственного права не регулируются.

Наряду с этим можно выделить такие формы осуществления государственной власти, в ходе применения которых возникают именно конституционно-правовые отношения. К числу таких форм относятся выборы, референдум, законодательная деятельность, а также в своей основе деятельность правительства, надзор (контроль) за местными органами управления и т.д.

Итак, не все общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти, регулируются нормами конституционного права. Исходя из этих соображений, можно дать следующее определение конституционно-правовых отношений, существующих в обществе.

Конституционно-правовые отношения представляют собой совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, которые регулируются нормами конституционного права.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются органы законодательной и исполнительной власти, органы конституционного контроля, субъекты федерации, органы местного управления и самоуправления, депутаты центральных и местных представительных учреждений, граждане и подданные, иностранные граждане, лица без гражданства, общественные объединения и некоторые другие институты гражданского общества.

Конституционно-правовые отношения складываются между различными субъектами. Прежде всего следует выделить те конституционно-правовые отношения, которые возникают между органами государственной власти, например между главой государства и парламентом в процессе осуществления первым права вето, права роспуска парламента и перерыва сессий и т.п. Сюда же относятся отношения между парламентом и правительством при осуществлении делегированного законодательства и парламентского контроля за деятельностью правительства, отношения между главой государства и правительством - при формировании последнего, в случае контрасигнатуры премьером и министрами актов монарха или президента. Между главой государства, парламентом и правительством, с одной стороны, и органом конституционного надзора - с другой, конституционно-правовые отношения складываются в процессе опротестования последним нормативных актов, принятых центральными органами власти <1>.

<1> Контрасигнатура - скрепление подписью главы правительства или министра правовых актов, подписываемых главой государства.

Обширная группа конституционно-правовых отношений возникает в федеративных государствах между союзом в лице его органов государственной власти и отдельными субъектами федерации.

Конституционно-правовые отношения между гражданами или подданными и органами государственной власти возникают во время всеобщих выборов, при проведении референдума и плебисцита, при осуществлении народной инициативы, при реализации конституционных прав и свобод, несении основных обязанностей.

Между органами государственной власти и муниципалитетами конституционно-правовые отношения складываются при осуществлении административной опеки, при роспуске   муниципалитетов,   при   отстранении   от   должности   мэров   и   т.д.   Между гражданами и муниципалитетами конституционно-правовые отношения возникают при выборах органов местного управления, при осуществлении отзыва членов муниципальных советов.

В обществе, таким образом, существует множество видов конституционно-правовых отношений, складывающихся между различными субъектами. Все эти правоотношения имеют много общих, совпадающих черт, т.к. они возникают на основе норм, входящих в одну отрасль права.

Однако это вовсе не означает, что они полностью однородны. Различные виды государственно-правовых отношений имеют свои специфические особенности: прежде всего следует отметить, что элемент принуждения проявляется в них в разных формах и объеме. Например, для государственно-правовых отношений, складывающихся в процессе проведения выборов, референдума, плебисцита, характерно использование идеологических форм и приемов воздействия. Государственно-правовые отношения между правительством и муниципалитетами основываются в основном на административном соподчинении и финансовой зависимости. Наконец, существует целый ряд таких норм конституционного права, которые осуществляются только с помощью средств прямого насилия. Это законы о запрещении демонстраций, забастовок, законы против мятежа и целый ряд других.

Формы принуждения и его объем при осуществлении норм конституционного права зависят как от существующего политического режима, так и от характера самих конституционных норм. Чем реакционнее политический режим и нормы конституционного права, тем острее формы насилия и больше его объем.


 

§ 2. Источники и система конституционного права

Источники конституционного права чрезвычайно разнообразны по форме и по значению в правовом регулировании осуществления государственной власти. Это определяет сложный, а порой и противоречивый характер самого конституционного права.

Основным источником конституционного права являются конституции, но они часто содержат лишь общие положения и обходят молчанием ряд важнейших вопросов государственной жизни, тем самым оставляя их решение на усмотрение правительства и администрации. Именно такой характер носит Конституция США 1787 года. В то же время конституции многих стран перегружены рядом мелочей и второстепенных деталей. Достаточно сослаться на ст. 7 Основного Закона ФРГ, которая предусматривает право создания частных школ; ст. 41 Конституции Ирландии, в которой указано, что домашняя жизнь женщины оказывает государству поддержку, без которой нельзя достичь общего блага; ст. 16 Конституции Греции о возрастном цензе для профессоров высших учебных заведений.

Конституционные нормы не охватывают всего многообразия отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, и дополняются целым рядом других нормативных актов.

К числу важнейших источников конституционного права зарубежных стран относятся конституционные законы, которые, хотя и не являются составными частями конституции, регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы: это законы об избирательном праве и избирательной системе, о полномочиях правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного положения. В качестве примера конституционных законов можно привести Акт о свободе печати 1974 г. Швеции, Акты о гражданских правах 1957, 1960, 1964 и 1969 гг., а также Законы об избирательных правах 1965 и 1970 гг. в США, Закон о политических партиях Испании 1978 г. и ряд других.

Не менее важное значение в качестве источников конституционного права имеют органические законы, которые, в отличие от конституционных, принимаются на основе бланкетных норм, содержащихся в конституциях. Особенно богата такими бланкетными нормами Конституция Франции 1958 г. Например, Конституция устанавливает, что органический закон определяет длительность полномочий каждой палаты, число ее членов, их вознаграждение, условия их избрания, режим неизбираемости и недопустимости совмещений (ст. 25), что "парламент принимает финансовые законопроекты с соблюдением условий, предусмотренных органическим законом" (ст. 47) и т.д. Таких бланкетных норм во французской Конституции насчитывается около двадцати.

Важнейшие нормы конституционного права содержатся и в обычных законах, принимаемых парламентом. В качестве примера можно сослаться на Законы США о регулировании лоббизма (1946), о преемственности должности Президента (1948), о федеральных избирательных кампаниях (1972) и др. Государственно-правовыми по своему характеру являются Закон о превентивном тюремном заключении и Закон об обороне Индии, т.к. они внесли существенные коррективы в конституционные положения, касающиеся правового положения личности.

Источниками конституционного права являются также нормативные акты правительств и глав государств, причем часто эти акты серьезно изменяют порядок применения конституции. Таковы указы и декреты о введении чрезвычайного положения, которые, как правило, сопровождаются прекращением действия конституционных прав и свобод, конституционных и процессуальных гарантий неприкосновенности личности и имущества граждан и подданных. Во Франции роль важнейших источников конституционного права играют президентские ордонансы, юридически приравненные по своей обязательной силе к парламентским актам. Так, 13 октября 1958 г. во Франции специальным ордонансом была введена мажоритарная одномандатная система с двумя турами голосования при выборах Национального собрания; ордонансы 24 октября, 17 ноября и 13 декабря 1958 г. определили порядок деятельности палат и правовое положение депутата парламента.

Замена традиционных источников конституционного права правительственными актами является одним из проявлений отступления от принципа верховенства закона.

Во многих странах, особенно англосаксонских, а также в странах, воспринявших основы англосаксонской правовой системы, важнейшие вопросы государственной жизни регулируются обычаями (в литературе они называются конституционными соглашениями или конвенционными нормами).

Конституционные обычаи, а также многочисленные правила, принципы и приемы решения различных государственно-правовых вопросов не закреплены в нормативных актах и не обеспечиваются судебной защитой, но они тем не менее регулируют правовое положение многих государственных органов и фактически определяют их роль и значение в механизме государства. Так, во многих конституциях и иных юридических источниках не содержится положение о том, что правительство образуется лидером партии или партийной коалиции, победившей на парламентских выборах. Однако этот обычай почти всегда соблюдается в парламентарных странах в условиях демократического политического режима. Обычаями регулируется порядок осуществления прерогатив конституционного монарха и полномочий президента, формирование правительства, роль премьер-министра, многие вопросы законодательной процедуры и т.д. Практическая роль обычаев настолько велика, что игнорировать их при изучении конституционного права невозможно.

Значительное место в конституционном праве зарубежных стран занимают судебные прецеденты, т.е. ранее вынесенные решения судов, принимаемые за обязательный образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем. Судебные прецеденты играют важную роль в регулировании правового положения личности и порядка осуществления и защиты демократических прав и свобод. Наиболее широкое распространение судебные прецеденты получили в Великобритании и ряде других англосаксонских стран, где до сих пор множество важнейших государственно-правовых вопросов решается на основе судебных прецедентов, сложившихся двести, триста и более лет назад.

В числе источников конституционного права зарубежных стран следует назвать также акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов. Акты толкования законов являются широко распространенными источниками права в англосаксонских и многих других странах. Толкование законов осуществляется либо главой государства, либо судами. Предметом толкования могут быть как отдельные статьи конституции, так и положения конституционных, органических и обычных парламентских законов, содержащих в себе нормы конституционного права. Толкование законов может серьезно влиять на правовую систему.

В зарубежной юридической литературе встречаются утверждения, что источниками конституционного права являются мнения и высказывания выдающихся ученых-государствоведов. Эта концепция особенно широкое распространение получила в Великобритании, где в качестве доктринальных источников права иногда рассматриваются труды Блэкстона, Беджгота, Мэя, Лоу и некоторых других канонизированных авторов. Данная концепция отчасти находит свое подтверждение, когда мнения ведущих конституционалистов цитируются в судебных и иных документах, выпускаемых в процессе толкования конституционных норм и принципов.

Система учебного курса конституционного права зарубежных стран строится в соответствии с системой основных государственно-правовых институтов, которые рассматриваются в плане сравнительного государствоведения (курс не ограничивает число стран, чьи государственно-правовые системы должны быть изучены). Однако это вовсе не означает, что нужно излагать все институты национального конституционного права по заранее определенному трафарету. Установление общих черт и свойств различных государственно-правовых систем избавляет от необходимости повторения и расширяет возможности для анализа характерных, специфических особенностей. Построение курса на основах сравнительного метода предполагает органическое слияние в новом качестве общего и особенного, свойственного различным государствам, одновременное применение аналитических и синтетических приемов исследования. Изучение общих закономерностей, свойственных зарубежным странам, возможно только на основе познания конкретных конституционно-правовых систем, что, безусловно, повышает ответственность студентов, которым значительную часть работы по изучению этой дисциплины придется проделать самостоятельно, в частности ознакомиться с текстами конституций и иными нормативными источниками, прочитать известное число монографических работ.


§ 3. Основные тенденции развития конституционного права в XXI столетии

Начало XXI столетия характеризуется обращением к содержанию уже таких, казалось бы, устоявшихся конституционных принципов, как принцип верховенства права, который переведен на русский язык как "правовое государство". Этот принцип означает подчинение государства предписаниям права, в первую очередь конституционного права. По инициативе Президента Международной ассоциации юристов Фрэнсиса Нита эта организация, объединяющая в своих рядах юристов из 190 стран мира, приняла в 2005 г. в Праге такую Резолюцию о ситуации с принципом верховенства права:

"Международная ассоциация юристов (МАЮ), представляющая юристов мира, выражает озабоченность повсеместно продолжающейся эрозией значения принципа верховенства права. МАЮ приветствует принятые в некоторых странах решения судов, которые   восстанавливают   значение   принципа   верховенства   права.   Такие   судебные решения подтверждают фундаментальную роль независимого суда и независимого юридического сообщества для поддержания этого принципа. МАЮ также приветствует и поддерживает усилия национальных организаций юристов по привлечению внимания к необходимости соблюдения следующих основ верховенства права: независимая и непартийная судебная власть; презумпция невиновности; право на своевременное, объективное и открытое судебное разбирательство; рациональный и пропорциональный вине подход к наказанию; сильное и независимое правовое сообщество; строгая защита конфиденциальности общения между адвокатом и его клиентом; равенство всех перед законом. Соответственно, неприемлемыми являются: необоснованные аресты; секретные суды; неограниченное лишение свободы без решения суда; жестокое и унизительное обращение и наказание, а кроме всего, незаконное влияние на процесс выборов. Верховенство права является основой цивилизованного общества".

Поэтому для развития конституционного права в XXI веке будет характерным использование принципа верховенства права, а также разделения властей в качестве определителей истинного уровня развития и наличия демократии в каждой конкретной стране.

Для развития конституционного права важнейшее значение имеют экономические аспекты эволюции права собственности. Все большую роль, особенно в XX веке, приобретает социальная сторона общественного развития. Немалое значение имеет и необходимость приспособления конституционного законодательства к учету новых условий развития наций и народностей в рамках федеративных или унитарных государств. Со снижением уровня конфронтации между социалистической и капиталистической идеологиями их место заняла идеология прав человека, а также возрождающаяся и обновляющаяся религиозная идеология. Технологические, информационные и экологические факторы, весьма вероятно, еще больше усилят свое воздействие на ход конституционных процессов в XXI веке.

Блок конституционных положений, регулирующих территориально-политическое устройство многих государств мира, также претерпел существенные изменения. Такая ситуация бывает связана с текущим основным направлением экономического развития страны: через центр или через регионы. Это выразилось прежде всего в том, что в федерациях наблюдается тенденция к унитаризации, а в ряде унитарных государств (Великобритания, Испания, Италия, Финляндия) - к приданию некоторым административно-территориальным единицам элементов правового положения, характерных для субъектов федерации. Такое заимствование унитарными государствами приемов, форм и методов, свойственных федерациям (и наоборот), представляется нам важной тенденцией развития форм территориально-политического устройства, заслуживающей серьезного внимания исследователей. Усиление полномочий органов местного самоуправления - еще одна тенденция, наблюдаемая как в унитарных, так и в федеративных государствах.

Многие из этих процессов вызваны к жизни развитием гражданского общества и разработкой механизмов согласования интересов различных социальных, национальных, языковых, этнокультурных, религиозных и иных групп в рамках федеративных, унитарных или меняющих свои границы государств. В частности, в конституциях все больше внимания уделяется малым коренным народам - аборигенам, слаборазвитым в экономическом и социальном плане этносам, национальным, языковым, сексуальным или иным меньшинствам (Конституции Канады 1982 г., Бразилии 1988 г., Швейцарии 1999 г., поправки к Конституции Индии).

В современном мире происходит все большая координация и взаимопроникновение международного права и права конституционного. Этому способствует, в частности, то, что границы, некогда довольно четко отделявшие внутреннюю политику и конституционное право от внешней политики и международного права, наталкиваясь на глобальные процессы и проблемы современности, в ряде регионов все более размываются, а в результате интенсификации международных отношений "жизнь государств и даже индивидов становится неотъемлемой от международной жизни".

Далеко идущей оказалась обозначившаяся после Второй мировой войны и активно реализующаяся сейчас в конституционном законодательстве стран Европейского союза тенденция закрепления легальных возможностей передачи национальными органами компетенции в пользу наднациональной организации (Конституции Франции 1946 и 1958 гг., Италии 1947 г., ФРГ 1949 г., позже включено в уже действовавшие Конституции Австрии, Ирландии, Бельгии, Люксембурга, Швейцарии, Норвегии и т.д.). Нормы, связанные с международными отношениями, в "конституциях разных периодов их принятия получают заметное развитие как по кругу регулируемых вопросов, так отчасти и по объему... Становятся почти непременными статьи, регулирующие соотношение международного и внутригосударственного права, а многие европейские конституции разрешают ограничивать суверенитет государства в пользу международных организаций" . Это, кстати, один из возможных механизмов решения глобальных (в том числе экологических, сырьевых, продовольственных, энергетических, информационных и т.д.) проблем человечества и обеспечения соблюдения прав личности и демократических стандартов во всем мире. В 2007 г., когда большинство стран Европейского союза утвердило принятую в 2004 г. Конституцию Европейского союза, стало совершенно очевидным, что развитие конституционного права вступило в новую фазу. Несмотря на то, что из-за негативных результатов референдумов во Франции и Нидерландах Конституцию ЕС переделали в традиционную форму международного договора, стало ясно, что произошло дальнейшее конституционно-правовое сближение 27 стран объединенной Европы.

В начале XXI в. две новые проблемы стали актуальными для развития конституционного права. Одна из них связана с широко распространенным в развитых странах после событий 11 сентября 2001 г. (невероятные по жестокости атаки с использованием гражданских самолетов на небоскребы Нью-Йорка) мнением о необходимости ограничения прав и конституционных свобод как меры, необходимой для адекватной борьбы с мировым терроризмом. Бывший премьер-министр Италии Берлускони даже заявил, что нельзя воздействовать на людей, находящихся в стадии средневековых понятий о добре и зле, с помощью цивилизованных мер. Ставшая в свое время первой женщиной в составе Верховного суда США Сандра О'Коннор высказывает обоснованные сомнения в том, что ограничение основных конституционных свобод может оказаться правильным решением даже во имя борьбы с самым разнузданным терроризмом. Например, конституционный принцип равенства перед законом не дает возможности отделить террориста от обычного уголовного правонарушителя.

Второй проблемой развития конституционного права является его соотношение с научным направлением, называемым "конституционная экономика". Это направление, появившееся в последние десятилетия, развивается в основном в рамках экономической науки,  однако  совместное  исследование  проблем  конституционной экономики  имеет большое практическое значение и для юристов (в том числе и для специалистов по конституционному праву).

Первая попытка такого подхода сделана в гл. 13 настоящего Учебника.

Председатель Конституционного Суда РФ Валерий Зорькин справедливо отметил:

"Одна из главных проблем современной России - явно недостаточная забота об уровне высшего образования и развитии академических исследований. В первую очередь это касается права. Страна отстает от настоятельных требований национальной экономики, нуждающейся в десятках тысяч понимающих экономические проблемы юристов и не меньшем количестве экономистов, разбирающихся в вопросах правового обеспечения.

Результатом является плохое качество экономического законодательства, проблемы в практике его применения и в конечном итоге отставание в экономическом развитии. Обратите внимание: Китай обошел почти все передовые страны по вложениям в развитие знаний. Думается, с этим в немалой степени связаны его экономические успехи.

Буквально все стремительно развивающиеся страны - Китай, Индия, Южная Корея, идущие по пятам за США, становятся очень конкурентоспособными... Они инвестируют в образование и профессиональное мастерство, обучая своих граждан "языкам" современной экономики (английскому, программированию и финансам). Даже европейские инвестиции в науку и образование далеко отстают от этих стран.

Если в России сейчас нет денег на инновации в обучении праву и экономике, следует временно решать эти вопросы реструктуризацией учебного процесса.

Мы не можем ждать, пока подрастет первое поколение, в котором студенты-юристы будут иметь хотя бы бытовой запас экономических знаний, а студенты-экономисты будут со школы знакомы с основными правовыми (особенно конституционными) ценностями.

Преодолеть разрыв сейчас можно только интенсивными усилиями по внедрению экономических и конституционных знаний в вузах. Поэтому для России введение в юридических и экономических вузах такого нового учебного курса, как конституционная экономика, становится критически важным".

 

Контрольные вопросы к главе 1

  1. Понятие "конституционное право".
  2. Конституционное право как отрасль национального права.
  3. Понятие конституционно-правовых отношений, их виды.
  4. Субъекты конституционно-правовых отношений.
  5. Основные источники конституционного права зарубежных стран.
  6. Основные тенденции развития конституционного права.

Fri, 01 Jul 2011 04:53:07 +0000
Глава 2. КОНСТИТУЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Fri, 01 Jul 2011 05:47:33 +0000
Глава 3. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Fri, 01 Jul 2011 05:55:05 +0000
Глава 4. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Fri, 01 Jul 2011 06:07:18 +0000
Глава 5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Fri, 01 Jul 2011 06:11:52 +0000
Глава 6. ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН


Глава 7. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Просмотров: 1867
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Право. Юриспруденция
 
Р. В. Амелин, С. А. Куликова, С. Е. Чаннов Информационное право в схемах. Учебное пособие
Информационное право в схемах. Учебное пособие
В издании в удобной схематичной форме изложено содержание учебной дисциплины "Информационное право". Разделы учебно-методического пособия соответствуют основным институтам информационного права. Издание облегчит усвоение учебного материала по информационному праву, поможет систематизировать полученные знания, станет хорошим подспорьем при подготовке к занятиям, а также текущей, промежуточной и итоговой аттестации.
Законодательство приводится по состоянию на 1 июля 2015 г.

Для бакалавров, магистрантов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов....

Цена:
100 руб

Н. М. Конин,Е. И. Маторина Административное право. Учебник для СПО
Административное право. Учебник для СПО
В учебнике представлено систематизированное изложение современного административного российского права как учебной дисциплины. Дается характеристика общих правовых институтов и положений административного права. В издании отражены положения законодательства и подзаконных актов, регулирующих отношения в конкретных отраслях, комплексах и сферах экономической, социальной и правоохранительной деятельности государства. Материал приводится с учетом последних изменений в законодательстве Российской Федерации.
Изучение курса поможет выработать практические навыки в применении и толковании законодательства, а также умения ориентироваться в его постоянно меняющемся нормативном массиве для задач избранной профессиональной специализации....

Цена:
1949 руб

Гражданское право
Гражданское право
В учебнике кратко изложен полный курс гражданского права для высших учебных заведений. Учебник построен на основе всех четырех частей Гражданского кодекса Российской Федерации и раскрывает закрепленные в нем институты, юридические конструкции.

Для студентов и преподавателей юридических и неюридических вузов....

Цена:
239 руб

 Банковское право. Учебник
Банковское право. Учебник
В предлагаемом учебнике излагаются все темы курса Банковское право, который преподается в Московском государственном юридическом университете имени О.Е.Кутафина (МГЮА). Главы учебника посвящены основным вопросам создания и функционирования банковской системы РФ и порядка осуществления банковских операций. Авторы курса уделили особое внимание не только основным теоретическим проблемам отрасли, но и наиболее актуальным вопросам правоприменительной практики.

Учебник рассчитан на студентов бакалавриата Московского государственного юридического университета имени О.Е.Кутафина (МГЮА), обучающихся по направлению "Юриспруденция", аспирантов, научных и практических работников, всех лиц, интересующихся банковским правом....

Цена:
589 руб

 Коммерческое (предпринимательское) право. Учебник. В 2 томах. Том 2
Коммерческое (предпринимательское) право. Учебник. В 2 томах. Том 2
Во вторую часть учебника вошли главы, посвященные вопросам правового регулирования отдельных видов (сфер) предпринимательской деятельности, таких как деятельность по реализации товаров, по возмездному оказанию услуг, по передаче имущества в пользование, по производству работ, в сфере электроэнергетики, по хранению, на рынке ценных бумаг, сельскохозяйственная, инновационная, инвестиционная, транспортная, банковская, страхования, посредническая, совместная деятельность предпринимателей и некоторые другие.
Учебник написан на основе новейшего законодательства. В нем представлены также судебная практика и теоретические взгляды по основным проблемам коммерческого права.
Законодательство приведено по состоянию на 1 сентября 2015 г.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, а также работников правоприменительных органов и предпринимателей....

Цена:
689 руб

Г. Н. Комкова Конституционное право. Практикум. Учебное пособие для СПО
Конституционное право. Практикум. Учебное пособие для СПО
Учебное пособие включает тематические планы дисциплин «Конституционное право России» и «Конституционное право зарубежных стран», планы практических занятий, вопросы для подготовки к экзаменам, методические рекомендации для подготовки рефератов и курсовых работ, рекомендуемую основную и дополнительную литературу по изучаемым темам, методические рекомендации и планы курсовых работ, глоссарий по конституционному праву.
Издание поможет обучающимся уяснить содержание наиболее важных и распространенных политико-правовых доктрин, научиться логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по излагаемому вопросу, свободно оперировать правовыми понятиями и категориями....

Цена:
632 руб

 Общая теория государства и права. Учебное пособие
Общая теория государства и права. Учебное пособие
Проблемы общей теории государства и права, изложенные в соответствии с учебной программой для юридических средних специальных учебных заведений.

Для преподавателей и студентов, учащихся, всех интересующихся проблемами права....

Цена:
257 руб

Р. В. Енгибарян, Ю. К. Краснов Теория государства и права
Теория государства и права
Теория государства и права рассматривается в пособии в соответствии с требованиями учебной программы курса с учетом новейших достижений отечественной и мировой юридической мысли.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, специалистов в области государства и права, а также для всех читателей, интересующихся проблемами государства и права....

Цена:
1163 руб

О. В. Скворцов Налоги и налогообложение
Налоги и налогообложение
Приведены основы налогообложения и налогового права. Рассмотрены федеральные, региональные и местные законы налогообложения. Даны практические рекомендации по заполнению налоговых деклараций, а также тесты, задачи и решения по вопросам налогообложения.
В 5-е издание внесены изменения и дополнения в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации по состоянию на 1 января 2009 г.

Для студентов средних профессиональных учебных заведений....

Цена:
348 руб

А. А. Ситник, А. Г. Гузнов, Т. Э. Рождественская Финансовый надзор в национальной платежной системе Российской Федерации. Учебное пособие
Финансовый надзор в национальной платежной системе Российской Федерации. Учебное пособие
Учебное пособие подготовлено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация (степень) «магистр»). В учебном пособии на основании анализа законодательства о национальной платежной системе раскрываются понятие и структура национальной платежной системы, рассматриваются виды платежных систем, цели и принципы регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования национальной платежной системы, исследуются особенности правового положения субъектов национальной платежной системы, раскрывается специфика правового статуса Банка России как органа, осуществляющего регулирование, надзор и наблюдение в национальной платежной системе. Для магистрантов, аспирантов, преподавателей юридических и экономических вузов, практикующих юристов и предпринимателей....

Цена:
641 руб



2003 Copyright © «Advokat.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Юридическая консультация, юридические услуги, юридическая помощь онлайн.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования