СМИ Законы РФ
Юр.книга В.А. Ершов Основы избирательного права в РФ

Fri, 10 Jun 2011 13:12:55 +0000
Титулка

 

В.А. ЕРШОВ

 

 


ОСНОВЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

 



Fri, 10 Jun 2011 13:17:07 +0000
ОГЛАВЛЕНИЕ


Раздел 1. Общие вопросы избирательного права

Глава 1. Понятие, система и источники избирательного права

Глава 2. Принципы избирательного права

Глава 3. Избирательная система

§ 1. Понятие и основные типы избирательной системы

§ 2.    Методика    пропорционального    распределения    депутатских    мандатов    по результатам выборов депутатов Государственной Думы

 

Раздел 2. Субъекты избирательного права

Глава 1. Носители избирательного права

§ 1. Избиратели, участники референдума.

Гарантии их прав Регистрация (учет) избирателей, участников референдума

Составление списков избирателей, участников референдума

Сбор   подписей   в   поддержку   выдвижения   кандидатов,   списков   кандидатов, инициативы проведения референдума

Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах

§ 2. Политическая партия (основы правового статуса)

§ 3. Кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Гарантии деятельности кандидатов § 4. Кандидат на пост Президента Российской Федерации

§ 5. Статус кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления

Глава 2. Субъекты, обеспечивающие реализацию субъективного избирательного права

§ 1. Избирательные комиссии, комиссии референдума

1.1.       Основы правового статуса избирательных комиссий

1.2.       Организация деятельности комиссий

1.3.       Статус членов комиссий

1.4.       Расформирование комиссии

§ 2. Система избирательных комиссий

2.1.    Порядок формирования   и  статус  Центральной   избирательной   комиссии Российской Федерации

2.2.    Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий субъектов Российской Федерации

2.3.     Порядок     формирования     и     полномочия     избирательных     комиссий муниципальных образований

2.4.   Порядок формирования и полномочия окружных избирательных комиссий

2.5.   Порядок формирования и полномочия территориальных комиссий

2.6.   Порядок формирования и полномочия участковых комиссий

2.7.   Использование в деятельности избирательных комиссий Государственной автоматизированной системы "Выборы"

§ 3. Наблюдатели

§ 4. Уполномоченные представители и доверенные лица

Уполномоченные   представители   политической   партии   и   ее   региональных отделений

Доверенные лица политических партий Доверенные лица кандидатов в президенты

§ 5. Средства массовой информации как субъекты избирательного права

 

Раздел 3. Стадии избирательного процесса

Глава 1. Назначение выборов

Глава 2. Инициатива проведения и назначение референдума

Реализация  инициативы  проведения  всенародного  голосования  по  проекту  новой Конституции Российской Федерации

Реализация инициативы проведения референдума в соответствии с международным договором Российской Федерации Назначение референдума

Глава 3. Образование (определение) избирательных округов, округа референдума

Глава 4. Выдвижение кандидатов

§ 1. Общие положения о выдвижении кандидатов

§ 2. Выдвижение федерального списка кандидатов

§ 3. Выдвижение и регистрация кандидатов на пост Президента Российской Федерации

Глава 5. Агитация

Глава 6. Голосование

Глава 7. Подсчет голосов и установление результатов

 

Раздел 4. Юридическая ответственность за нарушение норм избирательного права

Глава 1. Виды юридической ответственности за нарушение норм избирательного права. Конституционно-правовая ответственность

Глава 2. Административная ответственность

Глава 3. Уголовная ответственность


Fri, 10 Jun 2011 13:18:15 +0000
Раздел 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА Глава 1. ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

 

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

В развитие данного положения, относящегося к основам конституционного строя, Конституция Российской Федерации (статья 32) закрепляет за гражданами Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (исключение из этого права установлено только для граждан, признанных судом недееспособными, а также содержащихся по приговору суда в местах лишения свободы).

Закрепив ряд базовых положений в сфере непосредственного народовластия, Конституция предусматривает необходимость их детализации нормами федеральных законов. Данные законы наряду с соответствующими нормами Конституции создали основу для относительной автономизации в системе права и законодательства норм объективного избирательного права, регулирующих общественные отношения, связанные с реализацией прав граждан избирать и быть избранными и на участие в референдуме.

Отраслевая принадлежность указанных норм достаточно очевидна: будучи генетически связанными с конституционным правом и находясь в его предметной сфере, они имеют в его рамках собственный, в значительной степени самостоятельный статус и функционируют в его рамках в качестве подотрасли. Предметом правового регулирования данной подотрасли являются отмеченные общественные отношения, возникающие в связи с реализацией субъективного избирательного права, конструкция которого включает два выделяемых в теории конституционного права вида:

-   активное избирательное право (право избирать) и

-   пассивное избирательное право (право быть избранным).

Таким образом, в общем виде избирательное право (в объективном смысле) можно определить как систему правовых норм, регулирующих в качестве подотрасли конституционного права общественные отношения по осуществлению гражданами права избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

Данная дефиниция, будучи общей, в достаточно полной степени отражает предметную характеристику и специфику избирательного права, поскольку регулируемые им отношения по осуществлению активного и пассивного избирательного права граждан включают в себя широкий комплекс организационно-правовых отношений по обеспечению реализации данного субъективного права со стороны государственных и муниципальных органов и иных субъектов, имеющих в соответствии с законодательством статус участника избирательных правоотношений (политические партии, средства массовой информации и др.).

В субъектном составе данных отношений основная роль принадлежит носителям субъективного избирательного права, поскольку реализация последнего выступает в качестве цели правового регулирования, осуществляемого на основе соответствующих норм, образующих рассматриваемую подотрасль конституционного права.

Будучи систематизированными в рамках нормативных правовых актов и классифицированными по определенным критериям, данные нормы образуют систему избирательного права и являются его источником.

По юридической силе нормы избирательного права подразделяются на законы и подзаконные акты. Верхнюю позицию в этой иерархии занимает Конституция Российской Федерации, закрепившая субъективные избирательные права как таковые и создавшая основу для более детального правового регулирования посредством законотворчества. Данное регулирование содержится в комплексе федеральных законов, определивших порядок и процедуры реализации соответствующих прав граждан: выдвижение кандидатов и списков кандидатов, инициирование и назначение референдума, голосование за кандидатов и списки кандидатов на основе принятой избирательной системы, голосование по вопросам референдума, установление результатов голосования и т.д. Основополагающими в числе таких законов являются:

-   Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

-   Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года N 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации";

-   Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";

-   Федеральный закон от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации".

В связи с наличием законодательной базы доля подзаконных актов в системе нормативной регуляции избирательного права достаточно невелика. При этом они, как правило, не содержат комплексного регулирования (как это было, например, в период проведения конституционной реформы, когда выборы депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представительных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления проводились на основе указов Президента), а содержат отдельные нормы избирательного права, призванные конкретизировать некоторые положения законодательства.

В качестве примера таких подзаконных актов можно привести Положение о Консульском учреждении Российской Федерации (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 5 ноября 1998 года N 1330), закрепившее в качестве одной из функций консульских учреждений оказание содействия гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, в реализации их избирательных прав и права на участие в референдуме, Указ Президента Российской Федерации от 30 мая 1997 года N 535 "Об обеспечении избирательных прав военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и работников органов прокуратуры Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2007 года N 589 "О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации полномочий при подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июля 2003 года N 391 "О порядке выдачи гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, справки для участия в выборах или в референдуме".

Кроме того, Президент издает указы о назначении выборов в Государственную Думу, однако эти акты являются не нормативными, а правоприменительными и принимаются в порядке реализации Президентом его конституционного полномочия по назначению выборов.

С точки зрения уровня принятия нормативные акты классифицируются на федеральные, нормативные акты субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Федеральный уровень представлен рассмотренными выше законами и подзаконными актами.

Нормативная база субъектов Российской Федерации занимает значительное место в системе источников избирательного права и представлена широким спектром законодательных, часто кодифицированных (избирательные кодексы), актов, принятых представительными органами соответствующего уровня.

На муниципальном уровне принимаются акты (положения) о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц (главы городов и других муниципальных образований), о местном референдуме.

В зависимости от характера и специфики отношений, регулируемых в целях реализации субъективного избирательного права, нормы объективного избирательного права в соответствии с общетеоретической классификацией могут быть регулятивными (материальными и процессуальными) и охранительными.

Материальные нормы избирательного права закрепляют права и обязанности субъектов избирательных правоотношений, процессуальные нормы предназначены для определения процедуры реализации этих прав и обязанностей. Охранительные нормы устанавливают ответственность за нарушение прав и неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей. Причем последние содержатся не только в нормах конституционного права и избирательного права как его подотрасли, но и в нормах других отраслей (административное, уголовное), что придает избирательному праву в соответствующих случаях статус комплексного образования в общей системе права.

Наличие в избирательном законодательстве значительного количества процессуальных норм свидетельствует об их институционализации, позволяя выделить в системе избирательного права институт избирательного процесса, определив его как осуществляемую в соответствии с законом деятельность носителей избирательного права и других уполномоченных субъектов по подготовке и проведению выборов. Данная деятельность включает в себя определенные стадии (назначение  выборов,  инициирование  референдума,  выдвижение  и  регистрация  кандидатов, агитация, голосование, установление его результатов).


Fri, 10 Jun 2011 13:19:11 +0000
Глава 2. ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА


Принципы права согласно общетеоретической характеристике данной категории представляют собой исходные начала правового регулирования общественных отношений. При этом выделяют общие принципы права, характерные для регулирования отношений, независимо от их отраслевой принадлежности, а также принципы отраслей и институтов, выражающие основные начала регулирования, обусловленные его предметом и спецификой субъектного состава.

При теоретическом анализе принципов права и его внутрисистемных образований (отраслей и институтов) их вербальное обозначение и содержание выводятся обычно из текстов законодательства, даже если последние не содержат прямого указания, что то или иное положение выступает в качестве принципа. Определение заключенного в тексте правовой нормы установления как принципа обусловлено его значимостью для функционирования соответствующей юридической конструкции и ее подчиненностью требованиям такого установления. Однако то обстоятельство, что не каждый принцип обозначен в качестве такового законодателем, создает определенную вариативность в подходах к их теоретическому анализу и не исключает определенные расхождения в формулировках.

Принципы избирательного права в основном закреплены законодательно и обозначены в статье 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" как принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума. По своему содержанию они соответствуют положениям Конституции и международным стандартам непосредственной демократии.

Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а в референдуме - на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Принцип всеобщего избирательного права и права на участия в референдуме конкретизирован в статье 4 указанного Федерального закона, согласно которой гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, -быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.

Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Также не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

- осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 КоАП РФ, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

- в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав  и  права  на участие  в  референдуме  граждан  Российской  Федерации",  если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа. Так, гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а также обладает в полном объеме правом на участие в референдуме Российской Федерации. Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации установленных настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации.

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации.

Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года на день голосования на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном Законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Принцип равного избирательного права заключается в установлении для граждан равных оснований участия в выборах и референдуме. Если на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос.

Принцип прямого избирательного права означает, что граждане голосуют на выборах и референдумах за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, - за или против кандидата, за вынесенные на референдумы вопросы или против них непосредственно.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме" голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина, что отражает содержание принципа тайного голосования.

Выборы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, депутатов этих органов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов. В данном положении статьи 9 указанного Федерального закона отражено содержание принципов обязательности и периодичности выборов.

Статья 3 указанного Федерального закона закрепляет принцип независимости органов (комиссий), организующих и проводящих выборы и референдум. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Кроме того, статья 3 закрепляет принцип открытости и гласности в осуществлении комиссиями деятельности по подготовке и проведению выборов, референдума, подсчету голосов, установлению итогов голосования, определению результатов выборов и референдума.


Fri, 10 Jun 2011 13:22:23 +0000
Глава 3. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА


§ 1. Понятие и основные типы избирательной системы

Под избирательной системой понимается установленный законодательством способ организации выборов представительных органов, включая методику распределения мест в этом органе, в зависимости от результатов выборов. В ходе развития представительной демократии в мировой практике сложилось несколько разновидностей избирательных систем, основными из них являются мажоритарная и пропорциональная.

При организации выборов по мажоритарной системе избранным признается кандидат (или кандидаты, если избирательный округ является многомандатным), получивший в свою поддержку наибольшее число голосов избирателей. При этом в рамках этой системы выделяются виды:

-    мажоритарная система абсолютного большинства. Избранным признается кандидат, за которого проголосовали более 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании (в редких случаях - всех зарегистрированных в данном округе избирателей). Достижение такого высокого показателя при большом количестве кандидатов часто оказывается затруднительным, что  предполагает  проведение  второго тура  выборов.  Кроме того,  минимальный  порог явки избирателей обычно устанавливается на уровне не меньшем пятидесяти процентов от общего числа зарегистрированных избирателей. Такая система существовала в России до 1993 года, по ней проводились выборы народных депутатов СССР и РСФСР;

-    мажоритарная система относительного большинства. Избранным признается кандидат, получивший число голосов избирателей большее, чем другие кандидаты, хотя при этом может устанавливаться     определенный     показатель     числа     голосов,     являющийся     минимально необходимым.   Минимальный   порог   явки   также   может   устанавливаться,   но   варьируется   в процентном отношении. По аналогичной системе до изменения избирательного законодательства проводились  выборы  депутатов   Государственной  Думы   Федерального  Собрания   Российской Федерации, однако по ней по-прежнему избираются депутаты представительных органов власти
многих субъектов Российской Федерации.  На основе этой системы организуются выборы по многомандатным   округам,   также   предусмотренные   законодательством   некоторых  субъектов Российской Федерации (на федеральном уровне существует единственный прецедент проведения выборов по многомандатным округам - выборы членов Совета Федерации первого созыва 12 декабря 1993 года).

Мажоритарная система обычно лежит в основе выборов представительных органов местного самоуправления, не вызывая при этом критики на предмет справедливости и отражения интересов большинства избирателей. Однако такие упреки иногда возникают при организации выборов в законодательный орган государства. При определении границ округов, как правило, необходимо учитывать количество избирателей, проживающих на соответствующей территории, что ставит территориальные параметры округа в зависимость от уровня плотности населения, который не всегда равномерен на всей территории государства.

При организации выборов по пропорциональной системе к участию в них допускаются не отдельные кандидаты, а списки кандидатов, выдвигаемые, как правило, политическими партиями. Орган, избираемый по такой системе, комплектуется на основе партийного представительства. Избирательным округом обычно является не отдельная часть территории, на которой проводятся выборы, а вся эта территория (государство в целом или административная (административно-политическая) единица в его составе, например субъект Федерации).

Установление минимального порога явки избирателей, хотя и возможно, не является принципиальным признаком пропорциональной системы. Ее существенной характеристикой, отраженной в законодательстве большинства государств, применяющих данную систему, является наличие так называемого электорального барьера, или "избирательного метра", - установленного в процентном отношении от общего числа голосов минимального показателя, достижение которого выступает в качестве основания допуска партии, выдвинувшей список кандидатов, к распределению мандатов в соответствующем представительном органе.

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проводятся по пропорциональной системе. Предусматривавшийся ранее действовавшей редакцией Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" минимальный порог явки в размере 25 процентов от общего числа зарегистрированных избирателей был отменен (Федеральный закон от 26 апреля 2007 года N 64-ФЗ), а электоральный барьер повышен с 5 до 7 процентов. Распределение депутатских мандатов между партиями, выдвинувшими списки кандидатов, производится на основе квотного метода, содержание которого рассматривается ниже.

 

 

§ 2. Методика пропорционального распределения депутатских мандатов по результатам выборов депутатов Государственной Думы

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов. Эта сумма голосов избирателей делится на 450 - число депутатских мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу. Полученный результат есть первое избирательное частное, которое используется в процессе распределения депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов.

Число голосов избирателей, полученных каждым федеральным списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов.

Если после первичного распределения депутатских мандатов остаются нераспределенные депутатские мандаты, проводится их вторичное распределение. Нераспределенные депутатские мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления. При равенстве дробных частей (после запятой до шестого знака включительно) преимущество отдается тому федеральному списку кандидатов, за который подано большее число голосов избирателей.

После рассмотренного распределения депутатских мандатов проводится их дальнейшее распределение внутри каждого федерального списка кандидатов между региональными группами кандидатов и общефедеральной частью федерального списка кандидатов (если таковая имеется). В первую очередь депутатские мандаты переходят к зарегистрированным кандидатам, включенным в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, в порядке очередности их размещения в указанном списке.

Если после передачи депутатских мандатов зарегистрированным кандидатам, включенным в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, остаются депутатские мандаты, причитающиеся данному федеральному списку, указанные мандаты распределяются внутри списка между региональными группами кандидатов в следующем порядке. Сумма голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов в тех субъектах Российской Федерации (в группах субъектов Российской Федерации, на частях территорий субъектов Российской Федерации), которым соответствуют региональные группы кандидатов, на которые был разделен федеральный список, и голосов избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации, делится на число оставшихся не распределенными внутри федерального списка депутатских мандатов. Полученный результат есть второе избирательное частное данного федерального списка кандидатов. Число голосов избирателей, поданных за каждую из региональных групп кандидатов, делится на второе избирательное частное. При этом голоса избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации, считаются поданными за соответствующую региональную группу кандидатов. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующая региональная группа кандидатов. Если после указанных действий остаются нераспределенными депутатские мандаты, причитающиеся данному федеральному списку кандидатов, они передаются по одному тем региональным группам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления числа голосов избирателей, поданных за каждую из региональных групп кандидатов, на второе избирательное частное данного федерального списка кандидатов. При равенстве дробных частей преимущество отдается той региональной группе кандидатов, за которую было подано большее число голосов избирателей.

Если в процессе распределения депутатских мандатов внутри федерального списка кандидатов в одной региональной группе кандидатов или нескольких региональных группах кандидатов не оказалось нужного числа зарегистрированных кандидатов, оставшиеся нераспределенными депутатские мандаты подлежат дополнительному распределению между региональными   группами   того   же   федерального   списка   кандидатов,   в   которых   имеются зарегистрированные кандидаты, не получившие депутатских мандатов. Если на момент проведения дополнительного распределения депутатских мандатов окажутся региональные группы кандидатов, не получившие депутатских мандатов в процессе их распределения, и среди них окажутся группы, в которых имеются зарегистрированные кандидаты, не получившие депутатских мандатов, мандаты передаются по одному каждой из указанных региональных групп кандидатов. При этом сохраняется очередность передачи депутатских мандатов (в соответствии со значениями дробных частей), определяемая на основе первоначально вычисленного второго избирательного частного. Если в процессе дополнительного распределения после исчерпания региональных групп кандидатов, не получивших депутатских мандатов в процессе их распределения в соответствии со значениями дробных частей, остаются нераспределенные депутатские мандаты, они распределяются по одному тем региональным группам кандидатов, в которых оказывается наименьшим коэффициент дополнительного распределения, вычисляемый для каждой из региональных групп кандидатов, в которых имеются зарегистрированные кандидаты, не получившие депутатских мандатов. Названный коэффициент вычисляется путем деления числа полученных региональной группой кандидатов депутатских мандатов на число полученных ею голосов избирателей. При равных значениях указанного коэффициента депутатский мандат передается той региональной группе кандидатов, которая получила большее число голосов избирателей. Если после такого распределения число дополнительно распределяемых депутатских мандатов окажется больше числа региональных групп кандидатов, которые могут их получить, процедура дополнительного распределения повторяется необходимое число раз, при этом указанный коэффициент каждый раз вычисляется заново. Дополнительное распределение депутатских мандатов проводится также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Если после распределения депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов возникает необходимость дополнительно распределить один или несколько депутатских мандатов среди всех федеральных списков кандидатов или среди некоторых из них, то такое распределение проводится следующим образом. Вначале депутатские мандаты передаются федеральным спискам кандидатов, не получившим депутатских мандатов при их распределении в соответствии со значениями дробных частей, а затем производится передача депутатских мандатов в соответствии с коэффициентами дополнительного распределения депутатских мандатов для каждого федерального списка кандидатов, вычисляемыми путем деления общего числа депутатских мандатов, полученных соответствующим федеральным списком кандидатов, на число полученных этим же списком голосов избирателей. Депутатские мандаты распределяются по одному тем федеральным спискам кандидатов, в которых указанный коэффициент оказывается наименьшим. При равных значениях указанного коэффициента депутатский мандат передается тому федеральному списку кандидатов, который получил большее число голосов избирателей. Если после такого распределения число дополнительно распределяемых депутатских мандатов окажется больше числа федеральных списков кандидатов, которые могут их получить, процедура дополнительного распределения повторяется необходимое число раз, при этом указанный коэффициент каждый раз вычисляется заново. Полученные федеральным списком кандидатов депутатские мандаты передаются зарегистрированным кандидатам, включенным в общефедеральную часть списка и не получившим депутатских мандатов, а при отсутствии таковых - зарегистрированным кандидатам, включенным в региональные группы кандидатов данного списка, в соответствии с методикой дополнительного распределения депутатских мандатов, предусмотренной частью 6 настоящей статьи. В дополнительном распределении депутатских мандатов могут участвовать только федеральные списки кандидатов, имеющие зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов.

Если после первоначального распределения депутатских мандатов внутри федерального списка кандидатов депутатский мандат оказался вакантным, он передается зарегистрированному кандидату из того же федерального списка кандидатов. Депутатский мандат передается первому в порядке очередности зарегистрированному кандидату из числа зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов и включенных в ту же региональную группу кандидатов (общефедеральную часть федерального списка кандидатов), что и зарегистрированный кандидат, депутатский мандат которого оказался вакантным. Если в соответствующей региональной группе кандидатов (в общефедеральной части федерального списка кандидатов) отсутствуют зарегистрированные кандидаты, не получившие депутатских мандатов, оказавшийся вакантным депутатский мандат подлежит распределению между другими региональными группами кандидатов того же федерального списка кандидатов в соответствии с методикой дополнительного распределения депутатских мандатов.

Если в процессе распределения депутатских мандатов внутри федерального списка кандидатов не окажется зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов, оставшиеся   нераспределенными  депутатские   мандаты   остаются   вакантными  до  следующих выборов депутатов Государственной Думы, за приведенным ниже исключением.

Если Государственная Дума останется в неправомочном составе, нераспределенные депутатские мандаты передаются федеральным спискам кандидатов, не допущенным к распределению депутатских мандатов и получившим число голосов избирателей, которое превышает первое избирательное частное. При этом каждый из указанных списков вправе получить депутатские мандаты в количестве, не превышающем числа депутатских мандатов, которое он мог бы получить, если бы был допущен к распределению депутатских мандатов. Такие депутатские мандаты распределяются пропорционально полученному этими списками числу голосов избирателей в соответствии с изложенной методикой распределения депутатских мандатов.


Fri, 10 Jun 2011 16:15:21 +0000
Раздел 2. СУБЪЕКТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА Глава 1. НОСИТЕЛИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

Mon, 13 Jun 2011 13:28:45 +0000
Глава 2. СУБЪЕКТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ СУБЪЕКТИВНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

Mon, 13 Jun 2011 13:30:00 +0000
Раздел 3. СТАДИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Глава 1. НАЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРОВ

Mon, 13 Jun 2011 13:31:47 +0000
Глава 2. ИНИЦИАТИВА ПРОВЕДЕНИЯ И НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА


Глава 3. ОБРАЗОВАНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ) ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ, ОКРУГА РЕФЕРЕНДУМА

Просмотров: 1492
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Право. Юриспруденция
 
Н. М. Конин,Е. И. Маторина Административное право. Учебник для СПО
Административное право. Учебник для СПО
В учебнике представлено систематизированное изложение современного административного российского права как учебной дисциплины. Дается характеристика общих правовых институтов и положений административного права. В издании отражены положения законодательства и подзаконных актов, регулирующих отношения в конкретных отраслях, комплексах и сферах экономической, социальной и правоохранительной деятельности государства. Материал приводится с учетом последних изменений в законодательстве Российской Федерации.
Изучение курса поможет выработать практические навыки в применении и толковании законодательства, а также умения ориентироваться в его постоянно меняющемся нормативном массиве для задач избранной профессиональной специализации....

Цена:
2164 руб

В.А. Томсинов Всеобщая история государства и права. Том 1. Учебник
Всеобщая история государства и права. Том 1. Учебник
Настоящий том воспроизводит части I и II учебника "Всеобщая история государства и права", вышедшего в свет в 1944-1947 гг. Этот учебник был написан ведущими российскими правоведами - корифеями отечественной юриспруденции. Он до сих пор сохраняет свое научное и учебное значение и остается в числе лучших учебников по курсу всеобщей истории государства и права (истории государства и права зарубежных стран).
Предназначается для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов....

Цена:
1001 руб

 Гражданское право Германии. Хрестоматия избранных произведений Франца Бернхефта и Йозефа Колера
Гражданское право Германии. Хрестоматия избранных произведений Франца Бернхефта и Йозефа Колера
Франц Бернхефт и Йозеф Колер, сочинения которых опубликованы в настоящей книге, принадлежат к числу выдающихся представителей науки гражданского права в Германии. В книге представлены их взгляды на понятие, функции и структуру права, а также рассмотрены основные институты гражданского права в соответствии со структурой германского гражданского уложения.
Дореволюционный перевод сочинений Франца Бернхефта и Йозефа Колера выполнен под редакцией российского юриста, профессора гражданского права и судопроизводства В.М.Нечаева.

Книга будет полезна для студентов, аспирантов исторических, юридических факультетов высших учебных заведений, специалистов в области гражданского права. Может быть рекомендована в качестве дополнительного пособия при изучении дисциплин "История государства и права зарубежных стран", "Гражданское и торговое право зарубежных стран"....

Цена:
1279 руб

 Правовые основы нотариальной деятельности в Российской Федерации. Учебное пособие
Правовые основы нотариальной деятельности в Российской Федерации. Учебное пособие
В учебнике освещаются организационно-правовые основы деятельности нотариата и правила совершения нотариальных действий. Особое внимание уделено вопросам истории и теории нотариата, анализу законодательных новелл, среди которых - создание единой информационной системы нотариата, нотариальные действия, связанные с использованием информационных технологий, с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В основе анализируемого материала - нормативные правовые акты о нотариате, специальная литература по проблемам нотариата и нотариальной деятельности. Представлены методические рекомендации, перечень источников для изучения тем курса.
Издание подготовлено сотрудниками кафедры гражданского процесса юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и нотариусами г. Москвы и Московской области.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, нотариусов, их помощников, стажеров и всех тех, кто интересуется правовыми основами нотариальной деятельности....

Цена:
706 руб

Ю. Д. Сергеев, А. А. Мохов Основы медицинского права России. Учебное пособие
Основы медицинского права России. Учебное пособие
Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями ФГОС ВПО в соответствии с учебной программой для студентов медицинских и фармацевтических вузов РФ, обучающихся по группе специальностей «Здравоохранение и медицинские науки».
В нем отражена специфика правового регулирования медицинской деятельности в РФ на современном этапе, рассмотрены основные правовые институты отрасли. Пособие выполнено на основе новейшего российского законодательства, имеющейся доктрины и материалов судебной практики.
Книга рекомендована ГБОУ ВПО Первый МГМУ имени И.М.Сеченова в качестве учебного пособия.
Для студентов медицинских вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Лечебное дело», «Педиатрия», «Клиническая психология», «Медико-профилактическое дело», «Фармация», «Стоматология», студентов фармацевтических и юридических образовательных организаций, организаторов здравоохранения, экспертов, практикующих юристов, профессорско-преподавательского состава, всех интересующихся вопросами правового регулирования медицинской деятельности....

Цена:
811 руб

С. Ю. Кашкин, А. О. Четвериков Интеграционное правосудие в современном мире. Основные модели. Учебное пособие
Интеграционное правосудие в современном мире. Основные модели. Учебное пособие
В учебном пособии впервые комплексно и системно рассматриваются основы правового статуса судебных, квазисудебных, арбитражных органов интеграционных объединений современных государств, которые функционируют на глобальном уровне (специальные группы (панели) и Апелляционный орган, созданные в рамках ВТО) и в отдельных регионах мира (Суд ЕС, Суд Бенилюкс, Общий суд правосудия и арбитража ОХАДА, Восточноафриканский суд, арбитражные трибуналы и Постоянный ревизионный трибунал МЕРКОСУР, Центральноамериканский суд, Карибский суд, специальные арбитражные группы НАФТА и др.). Особое внимание в книге уделяется правовому статусу органов правосудия, образованных в рамках интеграционных объединений на территории бывшего СССР: Экономическому суду СНГ, комиссиям экспертов зоны свободной торговли СНГ, Суду ЕврАзЭС. Для студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантов юридических вузов и факультетов, преподавателей, научных и практических работников, а также для широкого круга читателей....

Цена:
378 руб

А. В. Попова Конституционное право зарубежных стран. Учебное пособие
Конституционное право зарубежных стран. Учебное пособие
В настоящем издании изложены теоретические основы по курсу конституционного права зарубежных стран. Учебный материал четко систематизирован, отражает как традиционные, так и современные подходы к изучению предмета, написан в доступной для понимания форме. 
Данное пособие - хорошая база для изучения курса и подготовки к текущей и итоговой аттестации по дисциплине. 

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, а также для всех интересующихся проблемами конституционного права зарубежных стран....

Цена:
603 руб

 Гражданский процесс. Учебник
Гражданский процесс. Учебник
В предлагаемом новом учебнике освещается гражданское процессуальное право России, его все основные институты, посвященные порядку судопроизводства по гражданским делам в судах общей юрисдикции, дается базовое представление о тех правовых понятиях и категориях, которыми оперирует гражданское процессуальное законодательство, наука гражданского процессуального права, судебная практика. Излагаются также основы знаний об исполнительном производстве, об альтернативных способах разрешения споров (медиация, третейское разбирательство).
Настоящий учебник подготовлен с использованием СПС "Консультант Плюс". Нормативные акты используются по состоянию на 1 сентября 2014 года.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, а также для практикующих юристов и всех интересующихся правом.

...

Цена:
821 руб

А. А. Потапенко Предпринимательское право. Краткий курс. Учебное пособие
Предпринимательское право. Краткий курс. Учебное пособие
Издание представляет собой краткое изложение всех основных вопросов дисциплины "Предпринимательское право". В учебном пособии раскрыты темы, касающиеся организационно-правовых и имущественных основ предпринимательской деятельности, банкротства, правового регулирования рынка ценных бумаг, аудиторской, банковской, бухгалтерской, страховой, рекламной, внешнеэкономической и оценочной деятельности, а также правового регулирования конкуренции и монополии в предпринимательской деятельности.


Для студентов, аспирантов, преподавателей и всех интересующихся проблемами предпринимательского права.
Издание подготовлено по состоянию законодательства на ноябрь 2011 г....

Цена:
113 руб

 Уголовное право. Общая часть. Учебник
Уголовное право. Общая часть. Учебник
Данный учебник — экспериментальный, подготовлен преподавателями кафедры уголовного права Московского государственного юридического университета имени О.Е.Кутафина (МГЮА) и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» с участием НИИ МВД России в соответствии с программой курса «Уголовное право. Общая часть» на основе современного уголовного законодательства, а также иных нормативных правовых актов. При анализе уголовно-правовых институтов учтены постановления Пленума Верховного Суда РФ по вопросам применения уголовного права. Учебник имеет оригинальную структуру. Каждая глава содержит аннотацию и информационно-справочный материал. В параграфах дефиниции определяемых понятий сопровождаются опорными словами, используя которые можно воспроизвести соответствующий материал; текст параграфа разбит на смысловые единицы, к каждой из которых предпослан заголовок. Такое расположение материала облегчает его усвоение. Этой цели подчинены дидактические и контрольно-измерительные материалы. Кроме того, они способствуют выработке практических навыков применения уголовного закона. Издание подготовлено по состоянию законодательства на июнь 2016 г. Учебник рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений. ...

Цена:
563 руб



2003 Copyright © «Advokat.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Юридическая консультация, юридические услуги, юридическая помощь онлайн.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования