СМИ Законы РФ
Юр.книга П.В. Крашенников Жилищное право РФ

Thu, 12 May 2011 08:11:18 +0000
Титулка

П.В. КРАШЕНИННИКОВ

 

 

 

 

ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО

 

 

 

Издание седьмое, переработанное и дополненное

 

СТАТУТ

МОСКВА 2010

 

В данной работе предлагается анализ норм действующего, преиму­щественно гражданского и жилищного, законодательства, регулирующих жилищные отношения, описывается краткая история развития наиболее важных институтов жилищного права, рассматривается судебная прак­тика Конституционного Суда Российской Федерации, арбитражных судов и судов общей юрисдикции.

Настоящее издание содержит развернутую характеристику положе­ний Жилищного кодекса Российской Федерации и актов, принятых на его основе.

Книга предназначена для студентов юридических вузов, адвокатов, юрисконсультов, судей, руководителей организаций и иных лиц, инте­ресующихся вопросами жилищного права.

 

 


Thu, 12 May 2011 08:11:59 +0000
Предисловие к седьмому изданию

 

Уже пять лет действует основной нормативный правовой акт жилищ­ного законодательства — Жилищный кодекс Российской Федерации (далее — ЖК РФ). За это время на федеральном уровне были приняты подзаконные акты, на региональном и местном уровнях введены в дей­ствие документы , принятые в соответствии с ЖК РФ и в развитие его норм. Сформировалась судебная практика.

Седьмое издание подготовлено с учетом актов федерального и ре­гионального законодательства, документов органов местного само­управления, которые анализируются с учетом Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О не­которых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».

ноябрь 2009 г.


Thu, 12 May 2011 10:07:26 +0000
Оглавление

 

Предисловие к седьмому изданию

Введение

 

Глава 1. Право на жилище и жилищное право

§ 1. Право граждан на жилище

§ 2. Жилищное право и жилищное законодательство

§ 3. Источники жилищного права

§ 4. Соотношение предметов ведения федерального и регионального жилищного законодательства, а также нормативных актов муниципальных образований, регулирующих жилищные отношения

§ 5. Литература по жилищному праву

 

Глава 2. Объекты жилищного права

§ 1. Жилые помещения

§ 2. Жилищный фонд

§ 3. Учет жилищного фонда

§ 4. Государственная регистрация прав на жилые помещения и сделок с ними

§ 5. Перевод помещений из жилых и в жилые

§ 6. Переустройство и перепланировка жилых помещений

 

Глава 3. Жилищные права, обязанности и ответственность

§ 1. Жилищные права и обязанности

§ 2. Пределы осуществления и ограничения прав на жилые помещения

§ 3. Ответственность за нарушение жилищного законодательства

 

Глава 4. Защита жилищных прав. Сроки исковой давности

§ 1. Защита жилищных прав

§ 2. Сроки исковой давности

 

Глава 5. Договор найма жилого помещения

§ 1. Краткий очерк о развитии законодательства о договоре найма жилого помещения

§ 2. Общие положения о договорах найма жилых помещений

§ 3. Социальный наем

§ 4. Коммерческий наем

 

Глава 6. Пользование специализированными жилыми помещениями

§ 1. Общие положения о специализированных жилых помещениях

§ 2. Пользование служебными жилыми помещениями

§ 3. Пользование жилыми помещениями в общежитиях

§ 4. Пользование жилыми помещениями маневренного фонда

§ 5. Пользование жилыми помещениями в домах системы социального обслуживания населения

§ 6. Пользование жилыми помещениями в специальном фонде для беженцев и вынужденных переселенцев

 

Глава 7. Аренда и безвозмездное пользование жилыми помещениями

§ 1. Аренда жилых помещений

§ 2. Безвозмездное пользование жилыми помещениями

 

Глава 8. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы

§ 1. Краткий очерк о развитии законодательства о жилищной кооперации

§ 2. Организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов

§ 3. Органы управления и контроля жилищных и жилищно-строительных кооперативов

§ 4. Прекращение деятельности жилищного или жилищно-строительного кооператива

§ 5. Правовое положение членов жилищных и жилищно-строительных кооперативов

 

§ 6. Возникновение права собственности на жилое помещение у членов жилищных и жилищно-строительных кооперативов

 

Глава 9. Приватизация жилищного фонда

§ 1. Понятие приватизации жилищного фонда. Развитие законодательства о приватизации жилищного фонда

§ 2. Принципы приватизации жилищного фонда

§ 3. Договор о приватизации жилого помещения

§ 4. Особенности приватизации служебных жилых помещений и комнат в коммунальных квартирах

§ 5. Особенности приватизации бывших общежитий

§ 6. Применение Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» к отношениям, связанным с жилищным фондом общественных организаций

§ 7. Расторжение договора о приватизации жилого помещения

§ 8. Окончание периода приватизации жилищного фонда

 

Глава 10. Право собственности и иные вещные права на жилые помещения

§ 1. Общие положения о праве собственности на жилые помещения

§ 2. Субъекты права собственности и иных вещных прав на жилые помещения

§ 3. Право общей собственности на жилое помещение

§ 4. Защита права собственности на жилое помещение

§ 5. Обеспечение соблюдения жилищных прав собственников жилых помещений при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

 

Глава 11. Общее имущество многоквартирного дома

§ 1. Право собственников жилых помещений на общее имущество многоквартирного дома

§ 2. Особенности правового режима доли в праве общей собственности в многоквартирном доме

§ 3. Объекты общего пользования в многоквартирном доме

§ 4. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме

 

Глава 12. Товарищества собственников жилья

§ 1. Понятие и общие положения о товариществах собственников жилья

§ 2. Организация и деятельность товариществ собственников жилья

§ 3. Органы управления товарищества собственников жилья и контроля за их деятельностью

§ 4. Прекращение деятельности товарищества собственников жилья

§ 5. Правовое положение членов товариществ собственников жилья

§ 6. Зарубежное законодательство об объединениях собственников жилья

 

Глава 13. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги

 

Глава 14. Сделки, направленные на отчуждение и приобретение жилых помещений

§ 1. Общие положения о сделках с жилыми помещениями

§ 2. Купля-продажа жилых помещений

§ 3. Мена жилых помещений

§ 4. Обмен жилых помещений

§ 5. Дарение жилого помещения

§ 6. Рентный договор

 

Глава 15. Наследование жилых помещений

§ 1. Основные положения о наследовании жилых помещений

§ 2. Особенности наследования приватизированных жилых помещений

§ 3. Особенности наследования жилых помещений в кооперативных домах

 


Thu, 12 May 2011 10:09:27 +0000
Введение

 

 

Жилищный вопрос в нашей стране давно уже стал притчей во язы­цех, о чем неоднократно упоминали классики русской литературы. В чем же причина того, что жилищный вопрос так «испортил» россиян, в то время как в других странах такой феномен почти неизвестен?

Думается, что одна из причин состояла в том, что существовавшее ранее законодательство, регулирующее жилищные отношения, харак­теризовалось бессистемностью и большим количеством нормативных актов, принятых в разное время разными ведомствами. Это создава­ло почву для произвола и злоупотреблений чиновников, влиявших на решения о выделении бесплатного жилья конкретным гражданам. Не случайно, что на рубеже веков резко возросло число преступлений, в том числе и особо тяжких, в сфере оборота жилья. Системные ко­дифицированные акты (Основы жилищного законодательства Союза СССР и союзных республик1 и Жилищный кодекс РСФСР2) факти­чески не действовали.

В итоге у граждан возникало ощущение несправедливости и без­надежности. Им трудно было рассчитывать на обретение нормальных жилищных и бытовых условий в будущем.

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ)3, уже учитывавший глубокие изменения социально-экономических отноше­ний в нашей стране, урегулировал отношения, связанные и с правом собственности на жилые помещения, и с договором найма жилого по­мещения. Однако в целом жилищное законодательство все еще не было упорядочено. Было ясно, что назрела необходимость новой (второй) кодификации жилищного законодательства, которая наконец-таки упорядочила бы регулирование жилищных отношений.

Новый Жилищный кодекс Российской Федерации (далее — ЖК РФ) был принят Государственной Думой 22 декабря 2004 г., одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 г., подписан Президентом Российской Федерации 29 декабря 2004 г., опубликован в «Российской газете» 12 января 2005 г.1

Принятие ЖК РФ отнюдь не сопровождалось приветственными возгласами и всеобщим одобрением. Кроме содержательной критики нового документа возник ряд мифов, весьма далеких от реальности. Не все судебные и правоохранительные органы смогли быстро освоить новое жилищное законодательство, что порой приводило к неприят­ным казусам вроде признания судами детей разведенного собственника бывшими членами семьи. Осуществлявшийся постоянный мониторинг введения в действие ЖК РФ позволил внести некоторые коррективы как в правоприменительную практику, так и в процесс принятия нор­мативных актов России и ее субъектов.

С момента принятия ЖК РФ прошло уже пять лет и можно спо­койно делать первые выводы об адекватности принятого документа реалиям нашего времени. Представляется, что главная цель кодифи­кации жилищного законодательства — создание четкой, понятной, прозрачной и непротиворечивой системы жилищного законодательст­ва — достигнута. Значительно снизилась преступность в сфере рыноч­ного оборота жилья, права собственников жилья надежно защищены, четко определены права и обязанности нанимателей жилья, в том числе и социального.

Данная работа представляет собой попытку подробно рассмот­реть отношения, в центре которых находится такой специфический объект, как жилое помещение. В ней проведен анализ действующе­го, преимущественно гражданского и жилищного, законодательства, кратко описано развитие наиболее важных институтов жилищного права, рассмотрена судебная практика, в том числе и самая недавняя, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, арбитражных судов и судов общей юрисдикции.

 


Thu, 12 May 2011 10:20:51 +0000
Глава 1. Право на жилище и жилищное право


§ 1. Право граждан на жилище

Конституция Российской Федерации (ст. 40) провозглашает пра­во каждого гражданина России на жилище. Основные же принципы и механизмы реализации данного конституционного права российских граждан, как и важнейшая часть правового регулирования жилищных отношений, определена в ЖК РФ1.

В ч. 2 и 3 ст. 1 ЖК РФ указывается на то, что граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жи­лищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством основа­ний. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, сво­боды и законные интересы других граждан. При этом жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституци­онного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Анализ конституционных норм, а также положений, предусмот­ренных федеральным законодательством, показывает, что в настоя­щее время право на жилище может быть реализовано различными способами, а именно:

— путем предоставления жилых помещений по договору социаль­ного найма в домах государственного и муниципального жилищных фондов2. Конституция РФ предусматривает ограниченный круг гра­ждан, имеющих такое право. К ним относятся малоимущие и иные указанные в законе граждане, нуждающиеся в жилище;

—путем передачи жилых помещений в соответствии с договором коммерческого найма1. По данному договору в коммерческий наем
может передаваться жилье из государственных, муниципальных и ча­стных жилищных фондов на условиях, существенно отличающихся
от договора социального найма. Круг граждан, имеющих право на за­ключение данного договора, неограничен;

—путем приобретения либо строительства жилых помещений в до­мах различных жилищных фондов за собственные средства без ог­раничения площади, в том числе и за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ). В первом случае граждане решают свои жилищные
проблемы посредством гражданско-правовых сделок: купли-продажи, мены, дарения, наследования, а также строительства и других дейст­вий, не противоречащих законодательству. Во втором случае государ­ственные и муниципальные органы обеспечивают приобретение граж­данами жилых помещений из государственных либо муниципальных жилищных фондов за доступную плату (например, при освобождении
комнаты в коммунальной квартире) или предоставляют нуждающимся в улучшении жилищных условий безвозмездные субсидии на покупку
либо на строительство жилых помещений.

На основании ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают создание условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:

—содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потреб­ностей граждан в жилище;

—используют бюджетные и иные денежные средства для улучше­ния жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления
в установленном порядке субсидий для приобретения (строительства) жилых помещений;

—в установленном порядке предоставляют гражданам жилые по­мещения по договорам социального найма и найма жилых помещений
в государственном и муниципальном жилищных фондах;

—стимулируют жилищное строительство в соответствии со спросом;

—обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приоб­ретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных осно­ваниях, а также потребителей коммунальных услуг и услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

—обеспечивают государственный контроль за исполнением жилищ­ного законодательства, использованием и сохранностью жилищного
фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам;

—обеспечивают государственный контроль за соблюдением требо­ваний градостроительного законодательства, государственных норм
и стандартов при жилищном строительстве.

Нельзя не согласиться с мнением Б.М. Гонгало о том, что, несмотря на «разнокалиберность» полномочий, они имеют цель обозначить со­вокупность различного рода действий всех органов власти и местного самоуправления, обеспечивающих условия для осуществления права на жилище1.

Конституция РФ (ч. 2 ст. 40) предписывает органам государственной власти и местного самоуправления поощрять жилищное строительство и создавать иные условия для осуществления права граждан на жилище.

Конституционное право на жилище непосредственно связано с дру­гим конституционным правом, закрепленным в ст. 27 Основного За­кона. Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто на законных основаниях находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и житель­ства2. При этом данное право, как и иные конституционные права и свободы человека и гражданина, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Консти­туции РФ может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях:

—защиты основ конституционного строя;

—защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц;

—обеспечения обороны и безопасности государства.

В ГК РФ месту жительства гражданина посвящена ст. 20, в соответ­ствии с которой «местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает», а «местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов».

Из вышеизложенного следует, что многочисленные подзаконные акты, регулирующие пресловутую прописку, не имеют законных ос­нований. Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пре­бывания и жительства в пределах Российской Федерации»1 (далее — Закон о праве граждан на свободу передвижения) вместо прописки вводит регистрационный учет граждан России. Одновременно данный Закон указывает на то, что регистрация или отсутствие таковой не мо­жет служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

Вплоть до недавнего времени законодательство и соответственно судебная практика почти всегда связывали право граждан на прожива­ние в жилом помещении с пропиской. По данному вопросу было дано соответствующее разъяснение в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 г. № 2 (п. 7) «О практике применения судами жилищного законодательства»2. Однако с принятием Закона о праве граждан на свободу передвижения и Конституции РФ 1993 г. норма, содержащаяся в ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР, вступила в противоречие с указанными актами и как следствие признана Конституционным Су­дом РФ неконституционной. В постановлении Конституционного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. «По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой»3 указано, в частности, что пово­дом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Л.Н. Ситаловой на нарушение ее конституционного права на жилище примененными судом в ее деле нормами ЖК РСФСР.

По делу было установлено, что гражданка Л.Н. Ситалова в тече­ние пяти лет находилась в фактических брачных отношениях с гра­жданином В.Н. Кадеркиным и проживала в его квартире, оставаясь прописанной в другом жилом помещении. После смерти родителей В.Н. Кадеркина она поставила вопрос о прописке в его квартире, на что согласия не получила.

В жалобе был поставлен вопрос о нарушении ч. 1 ст. 40 Конститу­ции РФ, согласно которой каждый гражданин имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен жилища. Законодатель, осуществляя регулирование этого конституционного права, обязан был следовать требованию ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о недопустимости ущемления законами прав и свобод человека и гражданина. Это имело непосредственное отношение к установленному в ЖК РСФСР порядку вселения в жилое помещение.

Положение ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР о праве нанимателя на вселение других граждан в занимаемое им жилое помещение «в установленном порядке» носило бланкетный характер. Неопределенность юридиче­ского содержания данного положения не позволяла ответить на вопрос, какой орган и каким актом должен устанавливать этот порядок, и по­рождала произвольное понимание того, что оно означало по своему существу.

Отсутствие указания на вид нормативного акта, который должен «устанавливать порядок» вселения в жилое помещение, позволяет законодательным и исполнительным органам государственной власти различных субъектов Российской Федерации устанавливать такой порядок по собственному усмотрению, что может привести к наруше­нию конституционного права граждан на жилище и произвольному лишению их жилья.

Противоречива была также и судебная практика применения ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РСФСР. При юридически сходных обстоя­тельствах дела указанной категории разрешались судами по-разному, что влекло неодинаковые правовые последствия для граждан.

Судебное толкование Жилищного кодекса РСФСР сложилось как признание того, что осуществление жилищных прав напрямую связано с пропиской, наличию или отсутствию которой придавалось правоус­танавливающее значение.

Несмотря на то что постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 22 апреля 1992 г. № 8 «О применении судами Российской Федерации постановлений Пленума Верховного Суда Союза ССР» (в редак­ции Постановления от 21 декабря 1993 г. № 111) было установлено, что до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации нормы бывшего СССР и разъяснения по их применению, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда Союза ССР, могут применяться судами в части, не противоречащей Конституции РФ и Соглашению о создании Содружества Независимых Государств, пра­воприменительные органы при решении вопроса о вселении в жилое помещение нередко руководствовались отмененными нормативными актами, нарушая требования ст. 18 Конституции РФ, согласно которой «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими», «определяют смысл, содержание и применение за­конов» и ч. 1 ст. 27 Конституции РФ, закрепляющей право свободно выбирать место пребывания и жительства, поскольку его реализация ставится в зависимость от получения разрешения на прописку.

Из Конституции РФ и Закона о праве граждан на свободу передви­жения следует, что регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или усло­вием реализации прав и свобод граждан (ст. 3 Закона), в том числе права на жилище. Однако до настоящего времени «установленный порядок», определяющий процедуру вселения в жилое помещение, понимался в правоприменительной практике исключительно как соблюдение по­ложений о прописке, что имело место и при разрешении дела гражданки Л.Н. Ситаловой (со ссылкой на ч. 1 и 2 ст. 54 ЖК РСФСР).

Таким образом, положение ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР, как в его бук­вальном истолковании, так и в том смысле, который ему придавался сложившейся правоприменительной практикой, приводило к наруше­нию ст. 18, 19 (ч. 1) Конституции РФ, а также основных прав и свобод граждан, предусмотренных ст. 27 (ч. 1), 40 (ч. 1) Конституции РФ, и не согласовывалось с основаниями и условиями их ограничения, закрепленными в ст. 55 (ч. 2 и 3) Конституции РФ. Вместе с тем ч. 2 ст. 54 ЖК РСФСР, определяя условия приобретения равных прав на пользование жилым помещением, не противоречила указанным конституционным нормам2.

Уже после вынесения Конституционным Судом РФ названного выше решения Правительство РФ приняло постановление от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию»1, а Министерство внутренних дел утвердило соответствующую Инструкцию2, в которых конкретизируются нормы Закона о праве граждан на свободу передви­жения. Однако с сожалением приходится отметить, что еще преждевре­менно говорить об окончательном «уходе» прописки из нашей жизни. Еще действуют региональные документы, которыми местные власти пытаются регулировать прописку вопреки Конституции РФ и другим указанным выше актам.

Рассматривая конституционные права человека и гражданина, связанные с жилищем, нельзя не обратить внимание и на ст. 23 и 25 Основного Закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Конституции РФ каждый имеет пра­во на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тай­ну, защиту своей чести и доброго имени. Статья 25 указывает на то, что «жилище неприкосновенно» и что «никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения»3. Развивая данное положение, ст. 3 ЖК РФ устанавливает, что проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на за­конных основаниях лиц допускается в случаях и в порядке, предусмот­ренных федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катаст­рофах, массовых беспорядках или иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, пресечения совершаемого преступления или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчаст­ного случая. Как верно отмечает Л.О. Красавчикова, «неприкосновенность жилища — это неприкосновенность не объекта... это неприкосновенность одного из элементов личной жизни граждан»1.

Кроме того, ч. 4 ст. 3 ЖК РФ определяет, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами.


 

§ 2. Жилищное право и жилищное законодательство

Жилищное право — это совокупность правовых норм, регулирую­щих жилищные отношения.

К принципам жилищного права, или как указывается в п. 1 ст. 1 ЖК РФ, к основным началам жилищного законодательства относят­ся: обеспечение органами государственной власти и органами мест­ного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, неприкосновенность и недопустимость произвольного лишения жилища, необходимость беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее — жилищные права), а также признание равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее — жилищные отношения) по владению, пользова­нию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из ЖК РФ, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, необходимость обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жи­лищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Жилищное законодательство представляет собой систему законо­дательных и иных нормативных актов, регулирующих отношения (жи­лищные отношения) с участием граждан, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления по поводу:

во-первых, возникновения, осуществления, изменения и прекраще­ния права владения, пользования и распоряжения жилыми помещения­ми государственного и муниципального жилищных фондов; создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов;

во-вторых, пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда; пользования общим имуществом собственников помещений;

в-третьих, отнесения помещений к числу жилых и исключения их из жилищного фонда; учета жилищного фонда; содержания и ремонта жилищного фонда; перепланировки и переустройства жилых помеще­ний; управления многоквартирными домами; предоставления ком­мунальных услуг; внесения платы за жилое помещение и коммуналь­ные услуги; контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам (ст. 4 ЖК РФ).

Следует обратить внимание на то, что правовая природа рассмат­риваемых отношений весьма различна.

Первая группа отношений относится к гражданско-правовым от­ношениям, поскольку и возникновение, и прекращение права пользо­вания жилым помещением осуществляются на основании гражданско-правового договора (купли-продажи, мены, дарения, договора найма жилого помещения и т.д.) и соответственно регулируются гражданским законодательством, преимущественно ГК РФ.

Вторая группа частично относится к гражданско-правовым отноше­ниям (срок, целевое назначение), а частично — к административным правоотношениям.

Третья группа отношений — организационные и управленческие, они во многом выполняют вспомогательную, служебную роль по от­ношению к первым двум группам1.

Трудно не согласиться с мнением О.А. Красавчикова о том, что ядро жилищных отношений, главный компонент их содержания — это пользование жилищем, проживание в нем1.

В литературе, посвященной анализу жилищного законодательства, можно встретить суждения о том, что жилищное законодательство — это либо подотрасль гражданского законодательства, либо самостоя­тельная отрасль отечественного законодательства, либо комплексная отрасль, объединяющая нормы нескольких отраслей законодательства. Из приведенных выше определений жилищных отношений вытекает, что последнее является наиболее точным, так как при регламентации жилищных отношений используются различные методы правового регулирования2.

Следует остановиться на разграничении сходных на первый взгляд понятий — «право на жилище» и «жилищное право». В данном случае не следует пользоваться математическими формулировками типа «от перемены мест слагаемых сумма не изменяется». Здесь разница правовая и весьма значительная. Дело в том, что право на жилище — это субъективное право гражданина на приобретение и пользование жилым помещением3, а жилищное право — это объективное право, т.е., как указывалось выше, совокупность правовых норм, регламен­тирующих жилищные отношения.

В соответствии с Конституцией РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъ­ектов (п. «к» ч. 1 ст. 72). Как следует из ч. 2 ст. 76 Основного Зако­на, по жилищному законодательству издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. При этом согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативно-правовые акты субъ­ектов Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае такого противоречия приоритет принадлежит федеральным законам.

Для практического использования правовых норм, регулирую­щих отношения, где в качестве объекта выступает жилое помещение, необходимо разграничивать жилищное и гражданское законодатель­ство. Гражданское законодательство регулирует вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилыми помещениями лишь тогда, когда жилье является предметом экономического оборота. Отношения, связанные с использованием жилища, и целый ряд дру­гих вопросов, о которых говорилось выше, регулируются жилищным законодательством. Кроме того, Конституция РФ относит к разной компетенции гражданское законодательство, с одной стороны, и жи­лищное законодательство — с другой.

Гражданское законодательство, согласно ст. 71 Конституции РФ, относится к исключительному ведению Российской Федерации, а жи­лищное законодательство, согласно ст. 72 Основного Закона, входит в совместную компетенцию России и ее субъектов. Поэтому отно­шения по предоставлению и пользованию жилыми помещениями, о которых говорилось выше, могут регулироваться как Российской Федерацией, так и ее субъектами.


 

 

§ 3. источники жилищного права

Главным источником любого российского права, в том числе и жи­лищного, является Конституция РФ. Наряду с положениями, рас­смотренными в предыдущих параграфах, Основной Закон содержит базовые положения для любого законодательства. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федера­ции, не должны противоречить Конституции РФ.

Несмотря на принятие ЖК РФ на федеральном уровне, жилищное законодательство в настоящее время представляет собой достаточно большое количество источников жилищного права — законов и дру­гих нормативных актов, принятых в разное время и на разных уров­нях (от законов до инструкций) и по сути в различных государствах (в СССР, РСФСР, Российской Федерации)1.

Основным актом, регулирующим жилищные отношения, безусловно, является ЖК РФ, который определяет основные принципы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на жилище в новых социально-экономических условиях, устанавливает основные начала правового регулирования жилищных отношений при различных видах использования недвижимости в жилищной сфере.

В части первой ГК РФ (гл. 18) регулируются право собственности на жилые помещения и иные права (права членов семьи собственни­ка жилого помещения), дается понятие квартиры как объекта права собственности, указываются основные начала регламентации права собственности на объекты общего пользования многоквартирного дома и организации и деятельности товариществ собственников жилья.

Часть вторая ГК РФ содержит главу (35), посвященную договору найма жилого помещения и другим договорам, предметом которых могут стать жилые помещения, а также нормы, регулирующие осо­бенности продажи жилых помещений.

Часть третья ГК РФ в разд. V «Наследственное право» содержит кроме прочего нормы, устанавливающие особенности наследования жилых помещений.

Из других законов, содержащих нормы жилищного права, следует выделить действующий до 1 марта 2010 г. Закон РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Феде­рации» (с изменениями и дополнениями), в котором устанавливаются основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищных фондов, определяются права нанимате­лей и членов их семей при осуществлении приватизации жилья1.

в соответствие с ЖК РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и настоящему Фе­деральному закону. Изданные до введения в действие ЖК РФ нормативные правовые акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета РФ, не являющиеся законами, и нормативные правовые акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президен­та РФ, Правительства РФ, а также применяемые на территории Российской Федера­ции нормативные правовые акты Верховного Совета СССР, не являющиеся закона­ми, и нормативные правовые акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР, Правительства СССР по вопросам, которые согласно ЖК РФ могут регулиро­ваться только федеральными законами, действуют впредь до вступления в силу соот­ветствующих федеральных законов.

На федеральном уровне жилищные отношения регулируются не толь­ко законодательными актами, но и указами Президента РФ (например, указ Президента РФ от 29 марта 1996 г. № 432 «О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов»1) и постановлениями Прави­тельства РФ (например, постановления от 20 февраля 1995 г. № 161 «Об утверждении перечня категорий работников лесного хозяйства, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения в до­мах государственного жилищного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации»2 и от 21 мая 2005 г. № 315 «Об утверждении типового договора социального найма жилых помещений»3).

Особо следует остановиться на ведомственных нормативных актах, принимаемых министерствами и иными федеральными органами ис­полнительной власти. В отношении таких документов существует об­щее правило, выраженное в Указе Президента РФ от 21 января 1993 г. № 104 «О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации»4, а также в Постановлении Пра­вительства РФ от 13 августа 1997 г. № 10095.

Согласно названным актам нормативные акты министерств и ве­домств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и за­конные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и официальной публикации в «Российской газете», которая должна осу­ществляться не позднее 10 дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.

Вместе с тем из общего правила есть одно исключение: акты Центрального банка Российской Федерации (далее — Банк России) подлежат государственной регистрации только в тех случаях, когда они затрагивают права, свободы или обязанности граждан (ст. 6 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федера­ции (Банке России)» в редакции Федерального закона, принятого в 1995 г., № 65-ФЗ1). Как правило, акты Банка России не затраги­вают жилищные отношения, однако опосредованно могут на них влиять (например, на кредитование жилищного строительства).

Из ведомственных нормативных актов, посвященных отношениям, связанным с жилыми помещениями, следует выделить приказ Мини­стерства юстиции от 6 августа 2001 г. № 233 «Об утверждении инструк­ции о порядке государственной регистрации договоров купли-продажи и перехода права собственности на жилые помещения»2.

Как указывалось выше, жилищные отношения могут регулироваться нормативными актами субъектов Российской Федерации (республик в составе Федерации, краев, областей, городов Москва и Санкт-Пе­тербург, автономной области, а также автономных округов). В свою очередь акты субъектов Федерации также делятся на законодательные акты представительных органов государственной власти и иные нор­мативные правовые акты, принимаемые в пределах своей компетен­ции исполнительными органами государственной власти.

Международные договоры, участницей которых является Россия, также могут быть источником жилищного права.

На основании ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ, являясь высшим судебным органом по гражданским, уголовным, админист­ративным делам, подсудным судам общей юрисдикции, наряду с су­дебным надзором дает разъяснения по вопросам судебной практики. Одним из важнейших документов в сфере жилищного права следует признать постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при при­менении Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Поста­новление Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г. № 14)3. Такие разъяснения способствуют правильному и единообразному применению в том числе и актов жилищного законодательства.

Следует отметить, что разъяснения Верховного Суда СССР, затем РСФСР и Российской Федерации, а также Высшего Арбитражного Суда РФ, данные до принятия Конституции РФ (12 декабря 1993 г.) и законодательных актов, принятых на ее основе, применяются в части, им не противоречащей.

Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституци­онных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет консти­туционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов зако­нодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции РФ.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституцион­ными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ меж­дународные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению (п. 4—6 ст. 125 Конституции РФ)1.

В соответствии со ст. 127 Конституции РФ Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению эконо­мических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуаль­ных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики2.


 

§ 4. соотношение предметов ведения федерального и регионального жилищного законодательства, а также нормативных актов муниципальных образований, регулирующих жилищные отношения

Как было указано выше, регулирование жилищных отношений отнесено Конституцией РФ к предмету совместного ведения Рос­сийской Федерации и ее субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 72). Поэтому лишь часть норм жилищного законодательства относится к федеральному законодательству, при этом достаточно большая часть норм — к за­конодательству субъектов Федерации и к актам органов местного самоуправления.

С практической точки зрения делать правильные шаги по такому «разнокалиберному» правовому полю затруднительно и в связи с тем, что жилищное законодательство представляет собой комплексную отрасль законодательства, включающую нормы гражданского, адми­нистративного, а также конституционного права. Внутриотраслевое разделение компетенции в данной области между Российской Феде­рацией, ее субъектами и органами местного самоуправления впервые предусмотрено в ЖК РФ. И очень важно, что одной из основных задач федерального жилищного законодательства является определение границ тех вопросов, которые должны регулироваться федеральным жилищным законодательством, с одной стороны, нормативными пра­вовыми актами субъектов Российской Федерации — с другой стороны, и актами органов местного самоуправления — с третьей.

При этом представляется, что большая и наиболее важная часть норм жилищного законодательства должна относиться к федерально­му законодательству и на федеральном уровне развитие жилищного законодательства должно идти только (или преимущественно) по пути принятия федеральных законов. Так, значительная часть вопросов жилищных отношений, по своей природе относящихся к граждан­ско-правовым (право собственности на жилые помещения, договор жилищного найма, определение порядка организации и деятельности жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья, а также основ их правового положения и др.), должна, в силу ст. 71 Конституции РФ, регулироваться федеральными законами. Другие вопросы, не относящиеся, в силу Конституции РФ, к исклю­чительному ведению Российской Федерации, могут регулироваться правовыми актами субъектов Федерации, которые должны создавать свою законодательную базу в области регулирования жилищных от­ношений.

Поскольку жилищное законодательство представляет собой хотя и комплексную, но достаточно важную и объемную часть единой системы законодательства Российской Федерации, нет сомнений в том, что развитие правового регулирования в области жилищных отношений должно идти главным образом по пути кодификации.

Принятие ЖК РФ:

во-первых, значительно систематизирует и уменьшает количество принимаемых в соответствии с Кодексом других (специальных) фе­деральных законов;

во-вторых, снижает возможность регулирования жилищных от­ношений на федеральном уровне иными нормативными правовыми актами, главным образом ведомственными;

в-третьих, четко проводит черту, определяющую границы предмета ведения субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования жилищных отношений.

Следует подчеркнуть, что в новом ЖК РФ впервые прописаны четкие нормы, определяющие границы ведения субъектов Россий­ской Федерации в регулировании жилищных отношений. Это должно прекратить практику превышения ими своих полномочий, а в отдель­ных случаях привести к принятию актов, регулирующих весь спектр жилищных отношений, в том числе по вопросам, являющимся исклю­чительной компетенцией Российской Федерации.

В этой связи развитие жилищного законодательства субъектов Российской Федерации, по всей видимости, должно идти (в отли­чие от федерального законодательства) по пути издания отдельных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, относя­щимся к компетенции субъектов Федерации. Вот перечень вопросов, которые ЖК РФ (ст. 13) отнесены к компетенции субъектов Феде­рации:

—государственный учет жилищного фонда субъекта Федерации;

—определение порядка предоставления жилых помещений жи­лищных фондов специализированного использования субъекта Фе­дерации;

—определение оснований признания граждан малоимущими в це­лях предоставления им по договорам социального найма жилых по­мещений муниципального жилищного фонда;

—определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Федерации;

—определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Федерации
категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Федерации;

—признание в установленном порядке жилых помещений жилищ­ного фонда субъекта Федерации непригодными для проживания;

—определение порядка ведения органами местного самоуправ­ления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
предоставляемых по договорам социального найма;

—осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Федерации, соответствием жилых по­мещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам;

—иные вопросы, отнесенные к компетенции органов государствен­ной власти субъектов Федерации Конституцией РФ, ЖК РФ, другими
федеральными законами и не отнесенные к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, органов местного
самоуправления.

Органы местного самоуправления наделяются отдельными пол­номочиями в области жилищного законодательства согласно ст. 14 ЖКРФ.

К компетенции органов местного самоуправления в области жи­лищных отношений относятся:

—учет муниципального жилищного фонда;

—признание в установленном порядке граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых
помещений муниципального жилищного фонда;

—ведение в установленном порядке учета граждан в качестве ну­ждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам
социального найма;

—определение порядка предоставления жилых помещений муници­пального жилищного фонда специализированного использования;

—предоставление в установленном порядке малоимущим гражда­нам по договорам социального найма жилых помещений муниципаль­ного жилищного фонда;

—принятие в установленном порядке решений о переводе соответ­ствующих помещений в жилые или нежилые помещения;

—согласование переустройства и перепланировки жилых поме­щений;

—признание в установленном порядке жилых помещений муници­пального жилищного фонда непригодными для проживания;

—осуществление контроля за использованием и сохранностью муни­ципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам;

—иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного са­моуправления Конституцией РФ, ЖК РФ, другими федеральными
законами, а также законами соответствующих субъектов Федерации.

Безусловно, определение системы жилищного законодательства, в том числе в субъектах Федерации, является задачей федерального законодательства. При этом субъект Федерации и орган местного са­моуправления не вправе самостоятельно определять понятия тех или иных правовых конструкций в области жилищного права, если в фе­деральном законодательстве уже имеются соответствующие понятия, в противном случае неизбежна не только путаница, но и нарушение прав участников жилищных отношений.


 

§ 5. литература по жилищному праву

Литература по жилищному праву достаточно многообразна. В ос­новной своей части, как в прежние годы, так и сейчас, она представляет собой комментирование законодательства либо научно-практические произведения. Реже представлены учебные пособия, еще реже — моно­графические исследования теоретических проблем жилищного права.

Если брать самый трудный и тяжелый жанр как для написания, так и для прочтения — монографический, т.е. теоретические произведе­ния, посвященные жилищному праву, то хотелось бы первоначально выделить попытки комплексного подхода к рассмотрению жилищно-правовых вопросов. Это работы С.И. Аскназия «Советское жилищное право» (1940); Г.Н. Амфитеатрова «Права на жилые строения и поль­зование жилыми помещениями» (1948); С.И. Аскназия, И.Л. Брауде и А.И. Пергамент «Жилищное право» (1956); М.А. Нечецкого «Очерки советского жилищного права» (1958); Ю.Г. Басина «Вопросы совет­ского жилищного права» (1963); Ю.К. Толстого «Советское жилищ­ное право» (1967); В.Ф. Чигира «Советское жилищное право» (1968); Г.И. Петрищевой «Правовое регулирование жилищных отношений» (1977); коллективная монография О.А. Красавчикова, Г.А. Свердлыка, В.Ф. Яковлева, Ю.Г. Басина, М.И. Бару, А.А. Пушкина, М.Н. Сибиле-ва, Т.В. Касаткиной, А.Г. Потюкова, В.Т. Смирнова, В.А. Ойгензихта, Г.И. Петрищевой, М.Я. Кирилловой, В.В. Чубарова, Н.П. Ворониной, И.С. Вишневской, Т.Н. Молчановой, В.Ф. Яковлевой, В.Ф. Чигира и Т.И. Илларионовой «Основы советского жилищного законодатель­ства: Межвузовский сборник научных трудов» (1981); труд В.П. Гри­банова «Основы советского жилищного законодательства» (1983); статья Б.М. Гонгало «Структура жилищного обязательства» в книге «Проблемы обязательственного права» (1989).

Из современных теоретических трудов следует отметить статью С.М. Корнеева «Основные тенденции развития жилищного права в условиях рыночной экономики» в книге, посвященной памяти В.П. Грибанова, «Гражданское право при переходе к рынку» (1995); главу «Договоры найма жилых помещений» М.И. Брагинского в кни­ге М. И. Брагинского и В.В. Витрянского «Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества» (2000); коллективную моно­графию Е.С. Гетман, Б.М. Гонгало, Л.О. Красавчиковой, П.В. Кра­шенинникова, И.Е. Манылова, С.В. Пчелинцева, Л.М. Пчелинцевой, В.Н. Симонова, Е.А. Солоповой и Г.Ф. Шешко «Актуальные пробле­мы жилищного права»: Сборник памяти П.И. Седугина (2003); ста­тью Б.М. Гонгало «Исходные положения о правовом регулировании жилищных отношений» в книге «Проблемы теории гражданского права». Выпуск 2 (2006); статью Б.М.Гонгало и П.В.Крашенинникова «Развитие кодификации жилищного права» в книге «Кодификация российского частного права» под ред. Д.А.Медведева (2008).

Из комментариев необходимо обратить внимание на «Коммента­рий к Жилищному кодексу Казахской ССР» под редакцией Ю.Г. Ба-сина (1990); «Жилищный кодекс Украинской ССР: Научно-практи­ческий комментарий» под редакцией В.И. Зайчук (1990); «Жилищ­ное законодательство: Комментарий» под редакцией В.Ф. Яковлева и П.И. Седугина (1991); «Жилищные права и льготы граждан в Рос­сии» Л.Н. Пчелинцевой и С.В. Пчелинцева (2001); «Комментарий к Жилищному кодексу РСФСР» под редакцией Б.М. Гонгало (2004); «Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Фе­дерации» под редакцией автора настоящей работы (2006).

Разумеется, говоря об учебной и научно-практической литера­туре, следует обратить внимание на то, что нельзя абстрагироваться от монографической и комментаторской литературы. Более того, без произведений названного вида почти невозможно по-настоящему изучить жилищное право.

Из учебной литературы следует выделить книгу «Советское жи­лищное право» под редакцией П.И. Седугина (1986); работы В.А. Зо­лотаря и П.Н. Дятлова «Советское жилищное право» (1986); И.И. Ан­дрианова «Жилищное законодательство. Практические вопросы» (1988); И.Б. Мартковича «Жилищное право: закон и практика» (1990); Е.С. Гетман «О жилищных правах и обязанностях» (1992); два произ­ведения Ю.К. Толстого и П.И. Седугина с аналогичным названием — «Жилищное право» (соответственно 1996, 1997), учебник Ю.К. Тол­стого «Жилищное право» (2007).

Рассматривая учебную литературу, нельзя обойти вниманием учебники по гражданскому праву, содержащие специальные главы, посвященные жилищным правоотношениям, в том числе «Граждан­ское право» (т. 2) под редакцией Е.А. Суханова (1999) (автор главы «Жилищное право» — С.М. Корнеев); «Гражданское право» (т. 2) под редакцией Ю.К. Толстого и А.П. Сергеева (2004) (автор главы «Жилищное право» — Ю.К. Толстой).

 


Thu, 12 May 2011 10:52:09 +0000
Глава 2. Объекты жилищного права

Thu, 12 May 2011 11:01:01 +0000
Глава 3. Жилищные права, обязанности и ответственность

Thu, 12 May 2011 11:05:17 +0000
Глава 4. Защита жилищных прав. Сроки исковой давности

Thu, 12 May 2011 11:40:58 +0000
Глава 5. Договор найма жилого помещения


Глава 6. Пользование специализированными жилыми помещениями

Просмотров: 1055
Search Results from «Озон» Право. Юриспруденция
 
 Российское гражданское право. В 2 томах. Том 2. Обязательственное право
Российское гражданское право. В 2 томах. Том 2. Обязательственное право
Настоящий учебник подготовлен авторским коллективом кафедры гра­жданского права юридического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова в соответствии с разработанной им программой курса гражданского права, полностью соответствующей государственному стандарту высшего юри­дического образования.
В томе II данного учебника освещаются институты обязательственного права: Общая часть и отдельные договорные и внедоговорные обязатель­ства. В его содержании учтены изменения действующего гражданского за­конодательства и практики его применения по состоянию на 1 сентября 2009 г., а также использован широкий круг отечественной научной и прак­тической литературы по обязательственному праву. В конце каждой главы приводится список литературы, дополнительно рекомендуемой студентам для углубленного изучения соответствующей темы курса. Том снабжен алфавитно-предметным указателем.

Учебник может быть использован как студентами, так и аспирантами и преподавателями юридических и экономических вузов, а также служить пособием для повышения квалификации и переподготовки практикую­щих юристов....

Цена:
2539 руб

 Практика адвокатской деятельности. В 2 частях. Часть 1
Практика адвокатской деятельности. В 2 частях. Часть 1
Настоящее издание составили именитые ученые-практики, которые долгие годы занимаются своим любимым делом — юриспруденцией. Их опыт и знания будут в значительной степени полезны как молодым, начинающим свою карьеру адвокатам, так и юристам со стажем. В книге даются практические рекомендации по вопросам права, учтены последние изменения законодательства. Практикум будет полезен не только для адвокатов, но и для студентов, аспирантов, преподавателей, а также всех, кто интересуется правом....

Цена:
929 руб

 Арбитражный процесс. Практикум. Учебное пособие
Арбитражный процесс. Практикум. Учебное пособие
Практикум, подготовленный коллективом преподавателей кафедры гражданского процесса Уральского государственного юридического университета, составлен по ключевым темам курса "Арбитражный процесс". В каждую тему включены вопросы для подготовки к практическим занятиям, перечень нормативных актов и судебной практики, список литературы, задачи и контрольные вопросы для проверки знаний.

Для бакалавров, магистрантов, аспирантов и преподавателей юридических факультетов и вузов, изучающих и преподающих дисциплину "Арбитражный процесс".
Может быть использован кандидатами при подготовке к экзаменам на должность мирового судьи, федерального судьи, а также при поступлении в адвокатуру.

...

Цена:
823 руб

Ю. В. Чуфаровский Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности. Учебное пособие
Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности. Учебное пособие
В книге доктора юридических наук, кандидата психологических наук Ю.В.Чуфаровского впервые в объединенном виде дана развернутая психологическая характеристика преступной деятельности и личности преступника, а также психология оперативно-розыскной и следственной деятельности. Подробно раскрыты психологические основы применения этих знаний в повседневной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Для специалистов правоохранительных органов, студентов, аспирантов и преподавателей юридических и психологических вузов, в том числе ведущих подготовку специалистов по оперативно-розыскной деятельности, психологов....

Цена:
191 руб

 История государства и права зарубежных стран. В 2 томах. Том 1. Древний мир и Средние века
История государства и права зарубежных стран. В 2 томах. Том 1. Древний мир и Средние века
Книга представляет собой третье (переработанное и дополненное) издание учебника "История государства и права зарубежных стран", выпущенного издательством "Норма" в 1997-1998 гг. и апробированного в учебном процессе в МГУ им. М.В.Ломоносова, РУДН и других ведущих вузах нашей страны и стран ближнего зарубежья.

Учебник рассчитан на студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, научных работников. Он может быть полезен и широкому кругу читателей, интересующихся проблемами истории государства и права....

Цена:
919 руб

 Краткий курс по гражданскому праву. Часть 1. Учебное пособие
Краткий курс по гражданскому праву. Часть 1. Учебное пособие
Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине "Гражданское право". Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету.

Издание предназначено для студентов высших учебных заведений....

Цена:
62 руб

М. В. Гриценко, Н. И. Летушева Теория государства и права. Учебник
Теория государства и права. Учебник
Учебник написан в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования. Содержит материал для изучения отраслевых юридических наук.

Для студентов средних профессиональных учебных заведений....

Цена:
1189 руб

С. А. Боголюбов Экологическое право. Практикум. Учебное пособие
Экологическое право. Практикум. Учебное пособие
Практикум позволит студентам получить необходимые навыки и умения на основе теоретических знаний по экологическому праву. Материал пособия подробно структурирован. Издание включает наиболее важные вопросы экологического права, а также задачи, вопросы и задания для самостоятельной работы, примерные темы курсовых работ и рефератов, вопросы для экзаменов и обсуждения на круглых столах, конференциях и диспутах....

Цена:
666 руб

В. Л. Гейхман, И. К. Дмитриева Трудовое право. Учебник
Трудовое право. Учебник
В издании проанализировано российское законодательство в сфере труда, изложены основы международного трудового права. Учебник написан в соответствии со всеми изменениями, внесенными в законодательство РФ. Целью учебника является оказание студентам помощи в изу чении теории трудового права, норм трудового законодательства, а также в овладении умением применения полученных знаний в практической деятельности....

Цена:
1309 руб

 Правоведение. Учебное пособие
Правоведение. Учебное пособие
Пособие содержит учебные элементы по правоведению, позволяющие выпускнику овладеть общекультурными и профессиональными знаниями, предусмотренными федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальностям группы "Здравоохранение".

Учебное пособие предназначено студентам медицинских и фармацевтических высших учебных заведений....

Цена:
1149 руб



2003 Copyright © «Advokat.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Юридическая консультация, юридические услуги, юридическая помощь онлайн.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования