СМИ Законы РФ
Юр.книга С.Н. Великанова Земельное право. Ответы на экзаменационные вопросы

Mon, 04 Mar 2013 08:09:16 +0000
Содержание (Земельное право. Ответы на экзаменационные вопросы (С.Н. Великанова))

Содержание

ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1. История развития земельного права. Понятие земельного права как отрасли права
2. Предмет земельного права. Методы земельного права
3. Система земельного права. Земельное право как учебная дисциплина и отрасль науки
4. Принципы земельного права и земельного законодательства
5. Разграничение земельной, гражданской, административной и иных отраслей права
6. Понятие и виды источников земельного права
7. Закон как источник земельного права
8. Указы президента Российской Федерации и подзаконные акты исполнительных органов государственной власти как источники земельного права
9. Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления как источники земельного права
10. Земельно-правовые нормы
11. Земельные правоотношения
12. Субъекты, объекты земельных правоотношений
13. Содержание земельных правоотношений
14. Основания возникновения и прекращения земельных правоотношений
15. Земельная реформа и ее правовое обеспечение
16. Виды вещных прав на земельные участки
17. Понятие права собственности на землю и другие природные ресурсы
18. Формы земельной собственности
19. Субъекты и объекты земельной собственности
20. Государственная собственность на землю
21. Частная собственность на земельные участки
22. Правовое регулирование сделок с земельными участками
23. Правовое регулирование купли-продажи земельных участков
24. Правовое регулирование залога земельных участков
25. Правовое регулирование аренды земельных участков
26. Право собственности на землю юридического лица
27. Право пожизненного наследуемого владения
28. Право постоянного (бессрочного) землепользования
29. Сервитута на земельные участки
30. Полномочия собственников, землевладельцев, землепользователей при использовании земли
31. Защита и гарантии прав землеобладателей
32. Основания возникновения прав на землю
33. Основания прекращения прав на землю
34. Разрешение земельных споров
35. Понятие и состав земельного фонда. Государственное управление земельным фондом
36. Правовая охрана земель. Контроль за использованием и охраной земель
37. Органы управления земельным фондом и их функции
38. Государственный земельный кадастр
39. Федеральная служба земельного кадастра
40. Землеустройство: понятие и порядок проведения
41. Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства при изъятии земельных участков для государственных или общественных нужд и временном их изъятии
42. Рассмотрение ходатайств о предоставлении земельных участков
43. Нормы предоставления земельных участков
44. Правовое регулирование и учет использования земель
45. Мониторинг земель
46. Правовое регулирование платы за землю
47. Оценка земли
48. Земельный налог
49. Плата за земли несельскохозяйственного назначения
50. Плата за земли сельскохозяйственного назначения
51. Льготы по плате за землю
52. Нормативная цена земли
53. Использование средств, полученных в качестве платы за землю
54. Понятие, состав, виды земельных правонарушений
55. Ответственность за нарушения земельного законодательства: понятие и виды
56. Административная ответственность за нарушение земельного законодательства
57. Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства
58. Возмещение убытков, примененных нарушением земельного законодательства
59. Ответственность за самовольное занятие земель
60. Ответственность за порчу земель
61. Ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы
62. Служебные земельные наделы
63. Состав земель в Российской Федерации
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
64. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения (крестьянских хозяйств)
65. Субъекты права на земли сельскохозяйственного назначения. Правовый режим земель предприятий, кооперативов, ассоциаций
66. Права и обязанности субъектов права на земли сельскохозяйственного назначения
67. Правовой режим земель городов и других населенных пунктов
68. Права на земли в пределах населенных пунктов (поселений)
69. Пригородные зоны
70. Правовой режим земель промышленности и иного несельскохозяйственного назначения
71. Субъекты, объекты и виды прав на земли промышленности и иного несельскохозяйственного назначения
72. Правовой режим земель энергетики
73. Правовой режим земель транспорта и виды прав на них
74. Правовой режим земель связи, радиовещания, телевидения, информатики
75. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий
76. Правовой режим особо ценных земель
77. Правовой режим земель закрытого административно-территориального района
78. Правовой режим земель природно-заповедного фонда
79. Правовой режим земель курортных и лечебно-оздоровительных, рекреационных зон
80. Понятие и состав лесного фонда. Правовой режим земель лесного фонда и нелесной растительности
81. Управление лесным фондом. Организация лесного хозяйства
82. Право лесопользования, его виды. Права и обязанности лесопользователей
83. Охрана земель лесного фонда. Ответственность за лесонарушения
84. Понятие и состав водного фонда. Правовой режим вод и земель водного фонда
85. Управление водным фондом. Контроль за использованием и охраной вод и земель водного фонда
86. Право водопользования и его виды. Права, обязанности водопользователей и пользователей землями водного фонда
87. Охрана вод и земель водного фонда. Водоохранные зоны
88. Понятие и состав земель запаса. Особенности правового регулирования земель запаса
89. Выделение земель запаса
90. Правовой режим земель садоводческих и дачных объединений
91. Правовой режим земель, предоставляемых для разработки и использования недр
92. Правовое регулирование земельных торгов


Mon, 04 Mar 2013 08:14:00 +0000
1. История развития земельного права. Понятие земельного права как отрасли права

1. История развития земельного права. Понятие земельного права как отрасли права

В основу кардинальных изменений отношений земельной собственности легла наиболее популярная среди крестьян аграрная программа партии социалистов-революционеров (эсеров). В соответствии с ней был составлен Крестьянский наказ о земле, а впоследствии приложен к Декрету «О земле».
Эта партия выступала за изъятие земли из частной собственности отдельных групп и лиц и ее передачу в общенародное достояние на следующих принципах: все земли поступают в заведование центральных и местных органов; пользование землей должно быть уравнительно-трудовым; рента должна быть обращена на общественные нужды; земля обращается во всенародное достояние без ее выкупа.
Анализ первых советских законодательных актов свидетельствует о том, что в условиях тех лет национализация земли осуществлялась поэтапно.
Земельное право в качестве самостоятельной отрасли права возникло после Октябрьской революции с первым Декретом ВЦИК «О земле» от 26 октября 1917 г. В то время была проведена национализация всей имеющейся земли, которая привела к выделению самостоятельной совокупности отношений, связанных с земельной собственностью. Тем самым произошло обособление в системе российского права отрасли земельного права.
Земельное право представляет собой совокупность правовых норм, предметом правового регулирования которых являются земельные правоотношения, т. е. общественные отношения по использованию и охране земли как природного ресурса, условия и средства производства. Это регулирование осуществляется в целях организации рационального использования и охраны земли, улучшения и воспроизводства плодородия почв, охраны прав и законных интересов субъектов земельных отношений.
Как отрасль земельное право наиболее удобно рассматривать с трех сторон. С одной стороны, первоначальной формой земельного права является идеология, которая объединяет систему однородных правовых норм. Вторичной формой данного права непосредственно являются сами нормы права. Третья сторона — это земельные правоотношения, итогом которых является применение норм земельного права в реальности.
Правовая идеология объединяет множество земельно-правовых норм в единую систему, которая выглядит как концептуальная государственная политика, направленная на обеспечение рационального использования и охраны земель. Нормы земельного права, обеспечивая правовую основу земельного строя Российской Федерации, организацию рационального использования и охраны земель, закрепляют земельную политику государственных органов в общеобязательных правилах поведения по отношению к земле. Множество земельно-правовых норм находят свое материальное выражение в реальной действительности в виде земельных правоотношений и их основами являются: государственное управление землей путем контроля за ее использованием и охраной; привлечение к ответственности за нарушение земельного законодательства и причинение вреда земельным ресурсам либо правам на них; стимулирование рационального использования и охраны земель и др.
Земельное право рассматривается как самостоятельная отрасль права в российской правовой системе.
Земельное право как отрасль права:
— исходит из множественности субъектов права собственности на землю и видов прав на земельные участки;
— регулирует поведение субъектов земельных правоотношений;
— устанавливает порядок деятельности государственных органов по организации рационального использования и охраны земель;
— защищает конституционные права и интересы граждан и юридических лиц, связанные с использованием участков во всех сферах жизнедеятельности.


Mon, 04 Mar 2013 08:15:01 +0000
2. Предмет земельного права. Методы земельного права

2. Предмет земельного права. Методы земельного права

Предмет правового регулирования земельной отрасли права — волевые общественные отношения, имеющие своим объектом такую категорию, как земля. Земля — это территориальный базис существования и деятельности людей, естественное средство производства. Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Понятие земли как природного объекта и как природного ресурса состоит в следующем. Компонентами окружающей природной среды являются природные объекты, находящиеся в состоянии естественной взаимосвязи. Природный объект — это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
Природным ресурсом является определенная совокупность запасов природных веществ, природной энергии, которые используются обществом для удовлетворения своих потребностей или признаются в качестве таковых. Как природный ресурс, она выполняет две функции: выступает как средство производства в сельском и лесном хозяйстве и как пространственно-территориальный базис — место размещения зданий, строений и сооружений.
Также право рассматривает землю как недвижимость, объект права собственности и иных имущественных прав.
Для того чтобы земельный участок был признан недвижимостью и тем самым объектом права собственности или иных прав на землю, он должен быть индивидуализирован, должны быть определены его размер, границы и местоположение.
Территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.
Земельный участок — это часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами.
Садовым земельным участком признается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
Земельное право как самостоятельная отрасль правовой системы имеет метод правового регулирования земельных правоотношений. В соответствии с общими принципами теории государства и права метод правового регулирования в земельном праве — это соответствующие характеру земельных правоотношений способы и приемы воздействия на участников данных отношений и складывается он из установленных земельно-правовыми нормами прав и обязанностей участников регулируемых отношений и применения к ним мер государственного принуждения при несоблюдении участниками земельно-правовых норм.
В зависимости от содержания земельных правоотношений их правовое регулирование осуществляется либо на основе императивного, либо на основе диспозитивного метода. Императивный метод
правового регулирования — организационное воздействие на участников земельных правоотношений посредством установления обязательных к исполнению предписаний и запретов. Диспозитивный метод предполагает воздействие на участников земельных правоотношений посредством определения лишь пределов поведения данных участников и предоставления им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов.


Mon, 04 Mar 2013 08:15:51 +0000
3. Система земельного права. Земельное право как учебная дисциплина и отрасль науки

3. Система земельного права. Земельное право как учебная дисциплина и отрасль науки

В систему отрасли земельного права входит совокупность земельно-правовых институтов, каждый из которых состоит из группы земельно-правовых норм, регулирующих однородные, обладающие качественным единством виды земельных правоотношений. К, примеру, те земельно-правовые нормы, которые регулируют ведение земельного кадастра, составляют институт земельного кадастра, нормы, регулирующие отношения в области землеустройства, — институт землеустройства и т. д.
Два и более правовых института могут быть объединены в один сложный правовой институт. Примером сложного правового института в земельном праве является институт государственного управления землей, который включает в себя следующие земельноправовые институты:
— институт земельного кадастра;
— институт землеустройства;
— институт предоставления земель;
— институт изъятия земель;
— институт государственного контроля за использованием и охраной земель;
— институт разрешения земельных споров и др.
В Общей части закреплен правовой режим земель в виде установленного нормами земельного права порядка поведения всех субъектов по отношению к земле.
Виды земельно-правовых институтов Общей части земельного права:
— институт права собственности на землю;
— институт государственного управления земельным фондом;
— институт права пользования землей и охраны прав на землю.
Общей части подчинена Особенная часть, которая складывается из земельно-правовых институтов, которые определяют правовой режим земель отдельных категорий, выделяемых по основному целевому назначению. Виды земель институтов правового режима Особенной части:
— институт земель сельскохозяйственного назначения;
— институт земель поселений;
— институт земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
— институт земель особо охраняемых территорий и объектов;
— институт земель лесного фонда;
— институт земель водного фонда;
— институт земель запаса.
Учебная дисциплина земельного права представляет собой систему знаний и научных положений об основных правовых понятиях, принципах отрасли земельного права, излагаемых в строгой последовательности. Система учебной дисциплины земельного права подразделяется на Общую и Особенную части.
Помимо данных частей, выделяют отдельный раздел. Он занимается изучением вопросов земельного законодательства и особенностей правового регулирования земельных правоотношений в зарубежных странах.
Общая часть учебной дисциплины земельного права рассматривает: предмет, метод, систему земельного права, понятие и особенности земельных правоотношений, историю земельного права и земельного законодательства. Особенная часть рассматривает: особенности правового режима отдельных категорий земель и земель, предоставленных гражданам.
Земельное право выступает также отраслью науки и занимается изучением общественных процессов, которые связаны с регулированием земельных отношений. Однако по своим задачам и кругу исследуемых вопросов наука земельного права отличается от отрасли и учебной дисциплины. По отношению к отрасли права наука земельного права выполняет служебную роль, она призвана решать комплекс различных задач в целях обеспечения эффективности земельно-правовых норм.
Наука земельного права выявляет тенденции развития отечественного земельного законодательства.


Mon, 04 Mar 2013 08:16:51 +0000
4. Принципы земельного права и земельного законодательства

4. Принципы земельного права и земельного законодательства

В основе структуры земельного права лежат основополагающие понятия, которые и составляют принципы земельного права и земельного законодательства. В свою очередь они подразделяются на общеправовые принципы и отраслевые принципы.
К отраслевым принципам земельного права и земельного законодательства относятся:
1) значение земли как основы жизни и деятельности человека;
2) охрана земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества. Этот принцип обусловливает основные положения владения, пользования и распоряжения земельными участками;
3) охрана жизни и здоровья человека;
4) участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся прав на землю. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность участия в порядке и формах, преду- смотренных земельным законодательством;
5) единство юридической судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов;
6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий. Выделяются следующие особые группы земель: ценные земли сельскохозяйственного назначения; земли лесного фонда, занятые лесами первой группы; земли особо охраняемых природных территорий и объектов; земли, занятые объектами культурного наследия, и другие особо ценные земли;
7) платность использования земли;
8) деление земель по целевому назначению на определенные категории. Из него следует, что правовой режим земель должен определяться только исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства Российской Федерации;
9) разграничение государственной собственности на землю. Все земли, которые находятся в государственной собственности, подразделяются на следующие виды: собственность РФ; собственность субъектов РФ; собственность муниципальных образований РФ;
10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель. При определении правового режима земель определенной категории должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;
11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Правовое регулирование использования и охраны земель должно осуществляться в интересах всего общества в целом и гаранти ровать обеспечение прав каждого отдельно взятого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Значительным изменениям подвергся отраслевой принцип земельного права — принцип собственности на землю. Вместо принципа единой государственной собственности на землю утвердился принцип множественности различных форм собственности.
В соответствии со ст. 9 Конституции РФ ЗК РФ различают частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности.
Нынешнее законодательство исходит из множественности форм пользования землей: постоянное (бессрочное) пользование землей, пожизненное наследуемое владение земельным участком, ограниченное пользование чужим земельным участком (сервитут), аренда и безвозмездное срочное пользование земельным участком.
Это сопровождается установлением таких принципов, как право самостоятельно хозяйствовать на земле; равенство всех субъектов, которые осуществляют использование земли; судебная защита прав на земельный участок; возмещение вреда, причиненного нарушением требований земельного законодательства, и убытков, причиненных изъятием земель для государственных и муниципальных нужд.


Mon, 04 Mar 2013 08:17:49 +0000
5. Разграничение земельной, гражданской, административной и иных отраслей права

5. Разграничение земельной, гражданской, административной и иных отраслей права

Земельное законодательство и земельное право — это не единственная отрасль российской правовой системы, которая регулирует земельные правоотношения. В иных отраслях российского законодательства также содержатся земельно-правовые нормы, регулирующие земельные правоотношения.
1. Конституционное и земельное право. Нормы конституционного права определяют основополагающие конституционные принципы всех отраслей правовой системы. Применительно к земельному праву такими принципами являются установление множественности форм земельной собственности, признание права частной собственности на землю, права на владение, пользование и свободное распоряжение землей, охрана права частной собственности законом и др. Важное значение для земельного права имеют нормы Конституции РФ, которые устанавливают порядок и условия пользования землей в соответствии с федеральным законодательством; отнесение к совместному ведению РФ и субъектов РФ отрасли земельного законодательства.
2. Административное и земельное право. Связь земельного права с административным правом проявляется именно в сфере государ ственного управления земельным фондом, т. е. в области земельного контроля, привлечения к административной ответственности лиц, которые виновны в совершении административно-правовых нарушений земельного законодательства.
В качестве предмета административного права выступает правовая организация исполнительной и распорядительной деятельности органов государственной власти и управления. Эта деятельность имеет место и в области организации использования и охраны земель. В нормах же земельного права определяется содержательная сторона деятельности государственных органов управления, основные направления их деятельности по рациональному использованию и охране земель.
3. Гражданское и земельное право заключается в единстве социально-экономической природы земельно-правовых и гражданско- правовых отношений. Земельно-правовые отношения основаны на праве земельной собственности и являются по своему характеру имущественными.
Связь гражданского права с земельным проявляется также в наличии института сервитута, т. е. права пользования чужим земельным участком, в судебной защите земельных и гражданских прав, в возмещении убытков, причиненных нарушением земельных прав, в порядке гражданского судопроизводства.
4. Водное, горное, лесное и земельное право. Наличие общности между землей, водами, лесами как природными объектами, их взаимосвязь и взаимодействие в процессе пользования и охраны предопределяют единство целей и методов их правового регулирования, сходство их принципов и правовых институтов. На базе водного, горного, лесного и земельного права сформировалась правовая отрасль — природно-ресурсовое право.
5. Экологическое и земельное право. Земельное право не является составной частью экологического права как совокупности норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Одновременно земельное право содержит правовые нормы, которые устанавливают правила экологической безопасности земель как части окружающей природной среды. Также охранительные нормы земельного законодательства закрепляют требования по соблюдению нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в почве, экологические требования к размещению объектов, отрицательно влияющих на состояние земель.
Земельно-правовые нормы предусматривают экономическое стимулирование землепользователей в целях повышения их заинтересованности в защите земель от негативных последствий производственной деятельности и стихийных бедствий. В том числе отношения по оплате за земельные участки регулируются налоговым правом.


Mon, 04 Mar 2013 08:18:35 +0000
6. Понятие и виды источников земельного права

6. Понятие и виды источников земельного права

Источниками земельного права являются нормативно-правовые акты, принятые компетентными органами государственной власти и органами местного самоуправления, регулирующие отношения, возникающие при использовании земли. В юридической литературе источники земельного права классифицируются на: федеральные акты РФ; акты субъектов РФ; акты органов местного самоуправления, а также законы и подзаконные нормативные акты.
Основным нормативным актом, определяющим конституционные основы земельных отношений, является Конституция РФ, в которой выделяют две группы норм:
1) нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения (ст.ст. 9, 36 Конституции РФ);
2) иные статьи Конституции РФ опосредовано регулируют земельные отношения (ст.ст. 42, 58, 2, 17, 18, 45).
Кодифицированным нормативным актом, регулирующим земельные отношения, является Земельный кодекс РФ. В конце октября 2001 г. принят и вступил в силу Земельный кодекс Российской Федерации.
24 июля 2002 г. принят Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который призван обеспечить реализацию конституционных норм о частной собственности на землю, а также упорядочить отношения в сфере государственного управления земельными ресурсами в части распоряжения землями приоритетных категорий, которыми являются земли сельскохозяйственного назначения.
Имущественные отношения, возникающие при использовании земли, регулируются нормами гражданско-правовых актов (ГК РФ). В гл. 17 ГК РФ предлагаются нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения. Земля и прочно связанные с ней объекты объявлены недвижимым имуществом.
Имущественные отношения, возникающие при использовании земли, регулируются и земельно-правовыми нормативными актами: Указами Президента РФ (Указ Президента от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю» и др.) и постановления Правительства РФ (постановлениями Правительства
РФ от 25 августа 1992 г. «О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра» и др.). К источникам земельного права относятся акты других отраслей законодательства.
Взаимосвязь земли и других природных ресурсов — недр, лесов, вод, окружающей природной среды в целом — предопределяет наличие норм, которые регулируют отношения, связанные с землей, в источниках водного, лесного, горного, природоохранительного права (в Федеральном законе «О недрах» 1994 г. определено право собственника земельного участка на добычу полезных ископаемых, находящихся в границах данного участка).
Правовые нормы, связанные с регулированием земельных правоотношений, содержатся в источниках административного и уголовного права — меры ответственности за совершение земельных правонарушений; жилищного права — нормы о праве граждан на получение земельного участка под жилищное строительство и др.
Особое место среди источников земельного права занимают международные двусторонние договоры, касающиеся земельных отношений, заключенные в установленном порядке или утвержденные компетентным государственным органом РФ, договоры, заключенные РФ с ее субъектами.
К этой же группе относятся типовые договоры, позволяющие раскрыть содержание земельно-правовых норм, различные санитарные нормы и правила.
Не являются источниками земельного права правовые акты индивидуального значения, т. е. акты применения права (решение местной администрации, адресованное к конкретному гражданину либо организации).
Не рассматриваются также принимаемые Пленумом Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда РФ постановления, содержащие руководящие разъяснения судам по вопросам применения земельного законодательства и разрешения земельных споров.


Mon, 04 Mar 2013 08:20:21 +0000
7. Закон как источник земельного права

7. Закон как источник земельного права

Основным федеральным законом, регулирующим земельные правоотношения, является Земельный кодекс, который был принят в конце октября 2001 г. Новый Земельный кодекс РФ отличается в первую очередь выраженной тенденцией к упорядочению, унификации земельных отношений. Но при наличии достаточно громоздких статей многие нормы кажутся «недописанными», нередки внутренние противоречия между положениями отдельных статей Кодекса. Особенность Кодекса — его построение на основе приоритета норм земельного законодательства в регулировании любых отношений, в которых в качестве объекта выступает земля. И поэтому Кодекс часто вторгается в сферу регулирования других отраслей законодательства, в первую очередь гражданского и гражданского процессуального.
Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., также регулирует земельные правоотношения. Конституция РФ занимает центральное место среди всего земельного законодательства. Нормы Конституции являются отправными при определении основных направлений развития государственной земельной политики, всего отраслевого земельного законодательства. Она закрепляет такие положения земельного права, как рациональное использование и охрана земли.
В ст. 9 Конституции РФ указан принцип множественности форм собственности на землю, т. е. введение частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю и другие природные ресурсы.
В ст. 36 Конституции РФ закреплен принцип земельного права — право граждан и их объединений иметь землю в частной собственности, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами. В ст. 71 Конституции РФ определяется, что к совместному ведению РФ и ее субъектов относятся владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными, ресурсами, а также отнесены земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
В ст. 58 Конституции РФ сказано об обязанности каждого гражданина сохранять природу и окружающую природную среду, бережно относиться к природным богатствам.
В ст. 35 Конституции РФ закреплены общие положения о праве собственности, в числе которых указываются: охрана права частной собственности законом; предоставление гражданам права владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью единолично и совместно с другими лицами.
Существуют кодифицированные законодательные акты (ЗК РФ) и земельные кодексы республик, входящих в состав РФ, иные федеральные законы и законы субъектов РФ.
Земельные кодексы представляют собой систематизированные законодательные акты, которые направлены на регулирование земельных правоотношений. Федеральные законы и законы субъектов РФ имеют более узкий предмет правового регулирования.
Существует ряд федеральных законов, которые регулируют земельные правоотношения.
1. Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю» от 17 июля 2001 г., устанавливающий правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность РФ (федеральная собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальная собственность).
2. Закон РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990 г., закрепляющий право граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, на получение земли в собственность.
3. Закон РФ «О федеральной жилищной политике» от 24 декабря 1992 г., который предусмотрел право застройщика на приобретение или получение земельного участка для жилищного строительства.
4. Градостроительный кодекс РФ от 7 мая 1998 г. Он определил порядок организации земельной территории населенных пунктов, застройки и благоустройства данной территории и др.


Mon, 04 Mar 2013 08:21:10 +0000
8. Указы президента Российской Федерации и подзаконные акты исполнительных органов государственной власти как источники земельного права

8. Указы президента Российской Федерации и подзаконные акты исполнительных органов государственной власти как источники земельного права

В пункте 3 ст. 2 ЗК РФ сказано, что земельные отношения могут регулироваться Указами Президента РФ и не должны противоречить ЗК РФ и принятым в соответствии с ним федеральным законам. Также Президент РФ наделен правом издавать указы и распоряжения, соответствующие Конституции и федеральным законам и они приобретают обязательную силу и должны исполняться на всей территории РФ.
По своему юридическому содержанию Указы Президента РФ могут быть индивидуальными (касаться конкретного земельного правоотношения), а также нормативными, устанавливающими новые правовые нормы и являющимися источниками права.
Президентом РФ был издал Указ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы» от 27 декабря 1991 г. Издание этого акта было вызвано проведением земельной реформы и разрешило продажу земли из Фонда перераспределения гражданам и юридическим лицам по конкурсу и на аукционах, а также продажу земельных участков, принадлежащих гражданам на праве собственности.
Был издан Указ «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» от 23 апреля 1993 г. В соответствии с ним органам исполнительной власти субъектов РФ было поручено выявить потребность граждан в получении за плату и бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей.
Также в ходе проведения приватизации земель в РФ в стране были изданы Указы «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 25 марта 1992 г. и «Об утверждении порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 14 июня 1992 г.
На основании Указа Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г. граждане и юридические лица, которые являются собственниками долей (паев) общей земельной собственности, получили право совершать сделки (продавать, передавать по наследству, обменивать, сдавать землю в аренду и т. д.).
В соответствии с п. 2 ст. 2 ЗК РФ Правительство принимает решения, регулирующие земельные отношения в пределах полномочий, определенных ЗК, федеральными законами, а также указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения.
Среди множества подзаконных нормативно-правовых актов важное место занимают постановления Правительства РФ, которые обязательны к исполнению на всей территории страны и издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и содержат нормативноправовые нормы, регулирующие земельные правоотношения.
Правительство РФ приняло следующие постановления и утвердило соответствующие положения: «Об утверждении Положения о контроле за проведением землеустройства» от 26 апреля 2002 г. и «Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства» от 7 июня 2002 г.
Органы Федеральной службы земельного кадастра России осуществляют контроль за соблюдением юридическими лицами и гражданами при проведении землеустройства требований земельного законодательства, а также технических предписаний. И действуют они на основании постановления и соответствующего положения Правительства от 11 января 2001 г. «Об утверждении Положения о Федеральной Службе земельного кадастра».
Помимо Правительства РФ, правом принимать подзаконные нормативно-правовые акты наделены также и различные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти (принимают приказы, инструкции и другие нормативно-правовые акты, выступающие в роли источников земельного права).



9. Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления как источники земельного права

9. Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления как источники земельного права

Согласно п. «к» ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.
В соответствии со ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство согласно Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.
В соответствии со ст. 9 ЗК РФ 2001 г. к полномочиям РФ в области правового регулирования земельных правоотношений относятся: установление основ федеральной политики в области регулирования земельных правоотношений; установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков и др.
Согласно п. 3 ст. 2 органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, которые содержат нормы земельного права. К полномочиям относятся: изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ, и иные полномочия (ст. 103КРФ).
Самые крупные субъекты РФ — республики в составе РФ — имеют свои собственные конституции и законодательства, принимают земельные кодексы, которые ориентируются на национальные, региональные особенности той или иной республики.
Субъекты РФ имеют также право принимать в рамках предоставленных им полномочий и иные законодательные акты (при решении вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами, расположенными на территории республик, республики принимают нормативно-правовые акты, регулирующие соответственно земельные, водные, лесные отношения).
Согласно Конституции РФ государственная власть в краях, областях, автономных областях и округах РФ осуществляется органами законодательной (представительной) и исполнительной власти. Нормативно-правовые акты, принятые законодательными (представительными) органами государственной власти данных субъектов РФ, сначала передаются на подпись главе правительства соответствующего субъекта, а далее обнародуются. Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ принимают в пределах своей компетенции иные нормативно-правовые акты — постановления, распоряжения, инструкции, приказы и т. д.
Согласно п. 4 ст. 2 на основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативно-правовых актов, законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе землей, лесными, водными и другими природными ресурсами.
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных правоотношений относятся следующие: изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд; установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований и др.
По вопросам, которые отнесены к ведению местной администрации, глава муниципального образования принимает нормативноправовые акты — постановления и распоряжения, являющиеся источниками земельного права. При этом органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение, правовое регулирование только тех земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности.


Просмотров: 1898
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Право. Юриспруденция
 
 Административное судопроизводство. Учебник
Административное судопроизводство. Учебник
Учебник написан на основе учебной программы по административному судопроизводству для студентов юридических вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» (специалист, бакалавр, магистр). В учебнике в соответствии с системой действующего законодательства на базе судебной практики и современных процессуально-правовых концепций освещены все основные институты судебного административного процессуального права. Учебник рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, а также на практикующих юристов, профессионалов, которые хотели бы обновить и систематизировать свои знания в области административного судопроизводства. Подготовлен на кафедре гражданского процесса Уральского государственного юридического университета....

Цена:
1039 руб

В. А. Белов Гражданское право. Учебник. В 4 томах. Том 2. Общая часть. В 2 книгах. Книга 1. Лица, блага
Гражданское право. Учебник. В 4 томах. Том 2. Общая часть. В 2 книгах. Книга 1. Лица, блага
Вы держите в руках современный, максимально полный, абсолютно избавленный от пустой информации учебник по гражданскому праву. Результат огромного научного труда, позволяющий читателю проанализировать очень большой объем информации. Хорошо написанный, решенный оригинальным образом (деление текста на нумерованные абзацы, гиперссылки), что обеспечивает лаконизм подачи материала и возможность проследить связи проблем по всему курсу. Это та книга, которую должен иметь в своей библиотеке каждый уважающий себя специалист и по которой необходимо учиться каждому думающему студенту-юристу. Качество и объем материала учебника приравнивают его к справочному, энциклопедическому изданию.

Издание состоит из двух книг и CD-диска с дополнительной литературой....

Цена:
1399 руб

Ю. П. Конов, Л. П. Гончаренко Цена интеллектуальной собственности
Цена интеллектуальной собственности
В учебнике рассмотрены ключевые понятия оценки цены интеллектуальной собственности, законодательно-нормативная база оценочной деятельности в Российской Федерации, методические подходы и методические основы проведения оценки цены интеллектуальной собственности.
Особое внимание в учебнике уделено методам оценки цены товарного знака, деловой репутации, брендов, особенностям методов оценки стоимости договоров об отчуждении прав на секреты производства (ноу-хау), экономическим моделям и показателям оценки цены объектов авторского права - изобразительного искусства (живописи), программ для ЭВМ, аудиовизуальных произведений (кинематографических произведений, теле- и видеофильмов), оценки ущерба от нарушения прав на интеллектуальную собственность.

Для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. Рекомендован при подготовке бакалавров, магистров, специалистов в области экономики и управления интеллектуальной собственностью и инновационной деятельностью....

Цена:
209 руб

Право социального обеспечения России
Право социального обеспечения России
Настоящий учебник - первый учебник по праву социального обеспечения России, сформировавшемуся практически заново в 1990-2001 гг.
В учебнике рассматриваются проблемы становления и развития системы социального обеспечения в России, все узловые вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения граждан, обеспечения их социальными пособиями, компенсационными и страховыми выплатами, а также проблемы социального обслуживания в различных его видах.
Учебник подготовлен в соответствии с программой курса "Право социального обеспечения" и методическими рекомендациями по его изучению, разработанными в Московской государственной юридической академии и на юридическом факультете Университета Российской академии образования. Его авторы - известные специалисты в данной области, доктора юридических наук, профессора М.Л.Захаров, Э.Г.Тучкова.
Рекомендован Советом по правоведению Учебно-методического объединения университетов Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция".

Для аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, слушателей системы повышения квалификации и переподготовки кадров, работников органов социальной защиты населения, юридических и кадровых служб предприятий и профсоюзных организаций....

Цена:
363 руб

 Банковское право. Учебник
Банковское право. Учебник
В предлагаемом учебнике излагаются все темы курса Банковское право, который преподается в Московском государственном юридическом университете имени О.Е.Кутафина (МГЮА). Главы учебника посвящены основным вопросам создания и функционирования банковской системы РФ и порядка осуществления банковских операций. Авторы курса уделили особое внимание не только основным теоретическим проблемам отрасли, но и наиболее актуальным вопросам правоприменительной практики.

Учебник рассчитан на студентов бакалавриата Московского государственного юридического университета имени О.Е.Кутафина (МГЮА), обучающихся по направлению "Юриспруденция", аспирантов, научных и практических работников, всех лиц, интересующихся банковским правом....

Цена:
589 руб

 Правовые основы нотариальной деятельности в Российской Федерации. Учебное пособие
Правовые основы нотариальной деятельности в Российской Федерации. Учебное пособие
В учебнике освещаются организационно-правовые основы деятельности нотариата и правила совершения нотариальных действий. Особое внимание уделено вопросам истории и теории нотариата, анализу законодательных новелл, среди которых - создание единой информационной системы нотариата, нотариальные действия, связанные с использованием информационных технологий, с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В основе анализируемого материала - нормативные правовые акты о нотариате, специальная литература по проблемам нотариата и нотариальной деятельности. Представлены методические рекомендации, перечень источников для изучения тем курса.
Издание подготовлено сотрудниками кафедры гражданского процесса юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и нотариусами г. Москвы и Московской области.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, нотариусов, их помощников, стажеров и всех тех, кто интересуется правовыми основами нотариальной деятельности....

Цена:
589 руб

Н. В. Витрук Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс. Учебное пособие
Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс. Учебное пособие
В учебном пособии в соответствии с действующим законодательством на базе судебной практики и современной компаративистики освещены основные институты конституционного правосудия: судебно-конституционного права и процесса (конституционного судопроизводства).

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, практических работников правоохранительных органов, государственного аппарата, местного самоуправления, а также для всех, кто интересуется проблемами судебного конституционного контроля в демократическом правовом государстве....

Цена:
1379 руб

В. И. Полудняков Суд с участием присяжных заседателей. Сборник сценариев для практических занятий
Суд с участием присяжных заседателей. Сборник сценариев для практических занятий
В сборник включены дела о наиболее распространенных преступлениях - против личности, собственности, общественной безопасности, порядка управления и др. Представленные судебные дела являются реальными и были в большинстве своем рассмотрены автором как профессиональным судьей. В учебное пособие включены сценарии практических занятий в форме ролевых игр. В ходе занятий имеющиеся у студентов знания уголовного процесса и уголовного права реализуются предметно, конкретно в учебном судебном процессе.

Пособие предназначено для студентов юридических вузов....

Цена:
265 руб

Г. Н. Комкова Конституционное право. Практикум. Учебное пособие для СПО
Конституционное право. Практикум. Учебное пособие для СПО
Учебное пособие включает тематические планы дисциплин «Конституционное право России» и «Конституционное право зарубежных стран», планы практических занятий, вопросы для подготовки к экзаменам, методические рекомендации для подготовки рефератов и курсовых работ, рекомендуемую основную и дополнительную литературу по изучаемым темам, методические рекомендации и планы курсовых работ, глоссарий по конституционному праву.
Издание поможет обучающимся уяснить содержание наиболее важных и распространенных политико-правовых доктрин, научиться логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по излагаемому вопросу, свободно оперировать правовыми понятиями и категориями....

Цена:
639 руб

 Уголовный процесс. Учебник
Уголовный процесс. Учебник
Учебник включает в себя темы, предусмотренные программой учебной дисциплины "Уголовно-процессуальное право" для высших и средних учебных заведений. Учебник подготовлен с учетом современного состояния системы законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, науки уголовного процесса и потребностей практики. В нем учтены положения соответствующих международно-правовых актов, решения Конституционного Суда РФ,
разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, приказы Генерального прокурора РФ
и Председателя Следственного комитета РФ, а также иные ведомственные нормативные
акты, касающиеся уголовного судопроизводства.
Соответствует ФГОС последнего поколения.

Для студентов, курсантов, аспирантов, преподавателей образовательных учреждений юридического профиля. Им могут пользоваться также судьи, прокуроры, дознаватели, следователи, оперативные работники, руководители правоохранительных органов, адвокаты и все те, кто интересуется уголовным судопроизводством....

Цена:
799 руб



2003 Copyright © «Advokat.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Юридическая консультация, юридические услуги, юридическая помощь онлайн.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования