СМИ Законы РФ
Юр.книга А.Г. Нецветаев Земельное право

Thu, 02 Jun 2011 16:43:23 +0000
Титулка

 

А. Г. Нецветаев

 

 

 

Земельное право

 

Учебно-методический комплекс

 

 

Москва, 2008

 

В учебном пособии рассматриваются понятия, источники, метод, система, принципы земельного права как отрасли российско­го права, его основные институты и правовые механизмы регулиро­вания земельных отношений, а также правовые режимы земель раз­личных категорий. Правовую базу учебного пособия составляет рос­сийское земельное законодательство, претерпевшее значительные изменения в последние годы в связи с рыночными преобразования­ми в экономике и проведением земельной реформы.

Для студентов вузов, изучающих курс «Земельное право».

Пособие предназначено для студентов и слушателей всех форм обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, а также для преподавателей высших и средних специ­альных учебных заведений.

© Нецветаев А.Г., 2008

 

 


Thu, 02 Jun 2011 16:59:19 +0000
Содержание


Введение

Тема 1. Земельное право как отрасль российского права

1.1.      Понятие и предмет земельного права

1.2.      Метод земельного права

1.3.      Нормы земельного права

1.4.      Система земельного права

1.5.      Принципы земельного права

1.6.      Соотношение земельного права с другими отраслями российского права

Тема 2. Источники земельного права

2.1.      Понятие и виды источников земельного права

2.2.      Система источников земельного права

2.2.1.      Конституционно-правовые основы регулирования земельных отношений

2.2.2.      Международно-правовые договоры

2.2.3.      Федеральные законы

2.2.4.      Нормативные правовые акты Президента РФ

2.2.5.      Нормативные правовые акты Правительства РФ

2.2.6.      Ведомственные нормативные правовые акты

2.2.7.      Нормативные правовые акты субъектов РФ

2.2.8.      Нормативные правовые акты органов местного самоуправления

2.2.9.      Роль судебной практики в регулировании земельных отношений

Тема 3. Земельные правоотношения

3.1.      Понятие и виды земельных правоотношений

3.2.      Основания возникновения, изменения и прекращения земельных отношений

3.3.      Субъекты, объекты и содержание земельных отношений

3.4.      Правовой режим земель

Тема 4. Право собственности и иные вещные права на землю

4.1.  Понятие, содержание и форма права собственности на землю

4.2.       Право частной собственности на землю

4.3.       Право государственной собственности на землю

4.4.       Право муниципальной собственности на землю

4.5.       Иные вещные права на землю

Тема 5. Правовое регулирование сделок с земельными участками

5.1.      Общие правила совершения сделок с земельными участками

5.2.      Особенности совершения сделок с земельными участками

Тема 6. Управление в сфере использования и охраны земель

6.1.      Понятие и система органов управления в сфере использования и охраны земель

6.2.      Правовые основы землеустройства

6.3.      Правовые основы ведения государственного земельного кадастра

6.4.      Правовые основы планирования, использования и охраны земель

6.5.      Правовые основы мониторинга земель

6.6.      Правовые основы контроля в области охраны и использования земель (земельного контроля)

6.7.      Распределение и перераспределение земель

6.8.      Правовая охрана земель

Тема 7. Правовое регулирование платы за землю

7.1.      Понятие и общая характеристика платы за землю

7.2.      Земельный налог как форма платы за землю

7.3.      Оценка земельного участка

Тема 8. Защита прав на землю и разрешение земельных споров

8.1.    Понятие и общая характеристика земельных споров

8.2.    Порядок рассмотрения земельных споров

8.3.    Способы защиты прав на землю

Тема 9. Юридическая ответственность за земельные правонарушения

9.1.      Понятие, содержание и виды земельных правонарушений

9.2.      Дисциплинарная и материальная ответственность за земельные правонарушения

9.3.      Административная ответственность за земельные правонарушения

9.4.      Уголовная ответственность за земельные правонарушения

9.5.      Гражданско-правовая ответственность за земельные правонарушения

Тема 10. Правовой режим отдельных категорий земель

10.1.      Общая характеристика и особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения

10.2.      Общая характеристика и особенности правового режима земель поселений

10.3.      Общая характеристика и особенности правового режима земель промышленности, энергетики, транс­порта, связи, радиовещания, обеспечения, обороны, безопасности и иного специального назначения

10.4.      Правовой режим особо охраняемых территорий и объектов

10.5.  Правовой режим земель лесного фонда, земель водного фонда и земель запаса

Заключение

Глоссарий

 


Thu, 02 Jun 2011 17:01:18 +0000
Введение


Проводимая в Российской Федерации с конца 80-х -начала 90-х годов ХХ века экономическая реформа имеет своей неотъемлемой составной частью реформу земельную, главной целью которой является обеспечение рационально­го использования и охраны земель.

Мощный импульс проведению в России земельных пре­образований дал ныне утративший силу Закон РСФСР от 23.11.1990 г. «О земельной реформе», отменивший монополию государства на землю и провозгласивший (впервые после Декрета «О земле» 1917 года) многообразие форм собственно­сти на землю.

Выделяют три основных направления земельной ре­формы в Российской Федерации1:

1. Первое направление - распределение и перераспределение зе­мель, обусловленное изменением организационно-правовых форм сельскохозяйственного производства, ко­гда наряду с такими традиционными формами ведения сельского хозяйства, как колхозы и совхозы стали появ­ляться новые формы - крестьянские (фермерские) хозяй­ства и сельскохозяйственные кооперативы, которые не­обходимо было наделять землей. В ст. 1 Закона «О зе­мельной реформе» прямо указывалось, что «земельная реформа имеет целью перераспределение земли в инте­ресах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирова­ния многоукладной экономики, рационального исполь­зования и охраны земель на территории РСФСР. В ходе реформы осуществляется наделение землей граждан, предприятий, организаций и учреждений, объединений и товариществ с закреплением их прав на землю в по­рядке, установленным законодательством РСФСР». В ре­зультате перераспределения земель наряду с коллективными сельскохозяйственными организациями (сельско­хозяйственные кооперативы и др.) появились индивиду­альные - крестьянские (фермерские) хозяйства, которых в 2001 году насчитывалось 264 тыс. со средним размером сельхозугодий в 43 га на одно хозяйство1.

2. Второе направление заключается в провозглашении и за­конодательном закреплении многообразия форм собствен­ности на землю.

Казавшаяся незыблемой государственная монополия на землю была отменена - Закон РСФСР от 23.11.1990 г. «О зе­мельной реформе» наряду с государственной собственностью установил право собственности граждан на землю.

Ст. 4 этого Закона прямо указывала, что в собствен­ность граждан могли передаваться земельные участки для ведения личного подсобного и крестьянского хозяйства, са­доводства и животноводства, а также для иных целей, свя­занных с ведением сельскохозяйственного производства. Право частной собственности на землю граждан закрепляли также некоторые Закон РСФСР, ныне утратившие силу, та­кие как: «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О соб­ственности в РСФСР», Земельный кодекс РСФСР и др. В на­стоящее время право частной собственности на землю за­креплено ст. 9 и 36 Конституции РФ.

Преобразование отношений собственности привело к появлению свыше 40 млн. собственников земель - как граж­дан, так и юридических лиц2.

3. Установление платы за землю, взимаемой в форме земельного налога и арендной платы. С 1917 г. основным принципом землепользования, закрепленным в законодательстве, была его бесплатность, однако еще в 70-х годах рядом экономистов поднимался вопрос о введении платности природопользования, в том числе и платности за пользо­вание землей. Основные аргументы в пользу введения платности за землю заключались в том, что бесплатное использование земли ведет к его нерациональности, к необоснованному    закреплению    за    хозяйствующими субъектами больших земельных площадей, которые за­частую оставались неиспользованными. Принцип платности за пользование землей впервые по­сле 1917 г. был введен Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г. и нашел отражение   в   ныне   утративших   силу   Земельном   кодексе РСФСР 1991 г. и Законе РФ «О плате за землю». Действующий в настоящее  время  Земельный  кодекс  РФ  от 25.10.2001  г. № 136-ФЗ также закрепил в ст. 1 принцип платности исполь­зования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установ­ленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

На начало 2000 г. общий земельный фонд России состав­лял почти 1710 млн. га при освоенности земель менее 20%1, причем распределение земельного фонда Российской Феде­рации по категориям земель следующее:

Состояние земель Российской Федерации, находящихся в сфере хозяйственного использования, остается в последние годы неудовлетворительным. Проводимые в стране преобра­зования земельных отношений не привели к кардинальному улучшению состояния земель, снижению неблагоприятных антропогенных воздействий на почвенный покров, что при­вело к усилению процессов деградации почв сельскохозяйст­венных и иных угодий. Так, за последние 30 лет площадь сель­скохозяйственных угодий сократилась на 12,2 млн. га, пашни -на 2, 4 млн. га, сенокосов - на 10, 5 млн. га. Площадь эрозийно опасных и подверженных эрозии сельскохозяйственных уго­дий составляет 124 млн. га (56%), из них на долю пахотных зе­мель приходится 87,3 млн. га1.

Не менее остро стоит проблема и загрязнения земель химическими и радиоактивными веществами. В 2001 году 13,8% проб почвы по результатам санитарно-химических ис­следований не соответствовало гигиеническим нормативам, причем наибольшее превышение указанных нормативов на­блюдалось в Свердловской области, Приморском крае, г. Мо­скве и ряде других регионов2.

Так, сельскохозяйственные угодья в России в настоящее время загрязнены, например, такими опасными пестицидами, как хлорорганические. В частности, уровень загрязнения в Пензенской и Новосибирской областях в 12 раз превышает допустимые нормы. Не менее опасно загрязнение почвы тя­желыми металлами. Ртуть, кадмий, свинец и другие тяжелые металлы, попадая в организм человека и животных, оказывают токсическое действие. Они могут накапливаться в органах и тканях, особенно в костной ткани. Больше всего кадмия, одно­го из наиболее опасных загрязнителей, человек получает с растительной пищей. Например, в картофеле содержится 0,012-0,05 мг/кг, в зерновых - 0,028-0,095, в томатах - 0,01-0,03, в фруктах - 0,009-0,042 мг/кг.1

После аварии на Чернобыльской АЭС в 15 регионах Рос­сии образовались зоны загрязнения местности цезием-137 об­щей площадью почти 55,1 тыс. кв. км. На этих территориях отмечается значительный рост младенческой смертности и снижение жизнеспособности новорожденных. В Брянской, Ря­занской, Тульской и Орловской областях установлена более высокая, чем в среднем по России, заболеваемость детей зло­качественными новообразованиями.

Направленность содержащихся в пособии вопросов пре­дусмотрена учебными планами высших учебных заведений, ведущих подготовку по специальности 021100 «Юриспруден­ция», а также учебной программой Московского государст­венного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) по учебному курсу «Земельное право».


Thu, 02 Jun 2011 17:05:49 +0000
ТЕМА 1. Земельное право как отрасль российского права 1.1. Понятие и предмет земельного права

 

Для выделения норм права в самостоятельную отрасль системы российского права необходимо выполнение следую­щих основных условий:

 

Все эти признаки присущи земельному праву, и поэтому его относят к самостоятельной или отдельной отрасли в сис­теме российского национального права.

В юридической литературе встречаются различные определения земельного права как отрасли права.

Так, Р.К. Гусев1 определяет земельное право как систему правовых норм, регулирующих земельные общественные от­ношения с целью обеспечить наиболее рациональное исполь­зование и охрану земель, а также защитить разнообразные права и интересы собственников земли, землевладельцев и землепользователей.

В.В. Петров1 считает, что земельное право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих обще­ственные отношения по использованию и охране земли как природного ресурса, условия и средства производства.

По мнению О.И. Крассова2, земельное право представля­ет собой систему правовых норм, регулирующих земельные отношения в целях обеспечения рационального использова­ния земель и их охраны, защиты прав граждан и юридических лиц на землю и установленного правопорядка в области зе­мельных отношений.

Б.В. Ерофеев3 дает следующее определение: земельное право как отрасль права представляет собой системно упоря­доченную совокупность норм, направленную на регулирова­ние общественных отношений по поводу рационального ис­пользования земель и сбережения земли как национального богатства.

Выделяют следующие основные функции земли (по Р.К. Гусеву):

1.  Политическую, т.е. земля определяет ограниченные преде­лы государственного территориального суверенитета РФ. Земля выступает в качестве пространственно - террито­риального   базиса, т.е.   как   место   размещения   зданий,строений, сооружений и иных объектов.

2. Социальную - земля, как и другие природные ресурсы, выступает основой жизни и деятельности народов, про­живающих на соответствующей территории (ст. 9 ч. 1 Конституции РФ).

3. Экологическую - земля является неотъемлемой составной частью  экологических  систем  природы  и  природной среды в целом и играет огромную роль в поддержании баланса в природе (круговорот веществ и т.д.). 5.   Экономико-производственную - земля выступает в качестве основного средства производства, производительной си­лы в сельском и лесном хозяйстве.

Изучение земельного права, безусловно, необходимо на­чинать с изучения особенностей его предмета, т.е. самих зе­мельных отношений. Специфика же земельных отношений как предмета правового регулирования во многом определя­ется особенностями объекта этих отношений - землей.

В.В. Петров1 выделяет следующие особенности земли как объекта земельных отношений:

 

По мнению Б.В. Ерофеева1, земля как объект правового регулирования играет троякую роль. В экологическом пони­мании земля - это природный объект, составная часть окру­жающей среды, тесно связанная с другими природными объ­ектами (лесами, водами и др.). С экономической точки зрения, земля выступает как объект хозяйственной и иной деятельно­сти людей и является источником удовлетворения разнооб­разных потребностей человека. В социальном отношении земля является объектом собственности и может принадле­жать на праве собственности и на иных правах различным субъектам общественных отношений. Им же отмечено2, что земля представляет собой достаточно сложный хозяйственный объект, характеризующийся разнообразными свойствами и в силу этого охватываемый различными отраслями права.

О.И. Крассов указывает, что земельные отношения пред­ставляют собой отношения по поводу использования не только поверхности земельного участка, но и объектов недвижимости, находящихся на участке и под его поверхностью1. Он также счи­тает, что «чисто» земельных отношений практически не сущест­вует, за исключением отношений по поводу использования зем­ли для растениеводства, выращивания сельскохозяйственных культур, требующих ежегодной культивации.

Таким образом, можно определить предметом земельно­го права совокупность общественных отношений, скла­дывающихся в сфере (возникающих по поводу) исполь­зования и охраны земель как природного ресурса и сред­ства производства и получивших название земельных отношений.

В соответствии со ст. 3 (ч. 1) действующего Земельного кодекса РФ, вступившего в силу с 30 октября 2001 года, зе­мельное законодательство регулирует отношения по исполь­зованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответст­вующей территории (земельные отношения). В то же время, согласно ч. 3 этой же статьи Земельного кодекса, имуществен­ные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательст­вом, законодательством о недрах, об охране окружающей сре­ды, специальными федеральными законами.

К сожалению, в настоящее время в земельном законода­тельстве отсутствуют четкое юридическое определение понятия «земля», что затрудняет определение предмета земельного права. Значение данного термина раскрывается в ГОСТе 26640-85 «Земли. Термины и определения», согласно которому земля - это важнейшая часть окру­жающей природной среды, характеризующаяся про­странством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющаяся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения пред­приятий и организаций всех отраслей народного хозяй­ства. Хотя приведенное определение и имеет определен­ное практическое значение - например, при разрешении земельных споров и в ряде других случаях, - но в силу узкоцелевого назначения ГОСТов оно не снимает по­требности в разработке понятия «земля» как объекта правовых отношений.

В то же время, Федеральным законом от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ «О Государственном земельном кадастре», а позднее -действующим Земельным кодексом РФ введено понятие «земельного участка», под которым понимается часть по­верхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в уста­новленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхно­стью земельного участка, если иное не предусмотрено за­конами о недрах, об использовании воздушного простран­ства и иными федеральными законами. Очень часто вместо понятия «земля» употребляют тер­мин «почва» котораяпредставляет собой поверхностный плодородный слой земной коры, образующийся и разви­вающийся в результате взаимодействия растительности, животных, микроорганизмов, горных пород, являющий­ся самостоятельным природным образованием, толщина которого колеблется от нескольких миллиметров до 2-3 метров.

Земельное право рассматривается не только как само­стоятельная отрасль в системе российского права, но и как наука и учебная дисциплина.

Земельное право как наука представляет собой систему на­учных знаний о земельном праве, включая историю ее воз­никновения и развития, предмет, метод и принципы пра­вового регулирования, источники, систему источников зе­мельного права, закономерности развития и эффектив­ность применения правовых норм и различных правовых институтов1. Земельное право как наука шире чем земель­ное право как отрасль права, поскольку наряду с изучени­ем этой отрасли права наука земельного права исследует фундаментальные понятия и категории земельного права. Изучаются связи земельного права с другими отраслями права, выявляются тенденции и перспективы его развития как отрасли права и как учебной дисциплины. Земельное право как учебная дисциплина - это система знаний о земельном праве, обязательных для изучения. В соответствии с Государственным образовательным стан­дартом высшего профессионального образования по специальности 021100 «Юриспруденция», земельное право относится к общепрофессиональным дисципли­нам федерального компонента (ОПД.Ф.16), на изучение которой отводится 116 часов. Объем и содержание обяза­тельных знаний определяются учебными программами курса «Земельное право».


Thu, 02 Jun 2011 17:07:08 +0000
1.2. Метод земельного права


Под методом права в теории права традиционно пони­мают совокупность способов и приемов правового воз­действия на поведение участников правоотношений со стороны государства.

Как уже было сказано, наличие специфического метода правового регулирования является необходимым условием выделения самостоятельной отрасли права.

Различают следующие основные способы1 правового ре­гулирования2:

 

  1. позитивное обязывание - возложение на субъектов обязанно­сти к активному поведению;
  2. дозволение - предоставление лицам права на свои собст­венные активные действия;
  3. запрещение - возложение на лиц обязанности воздержи­ваться от совершения действий, запрещенных законом.

Сочетание указанных способов образует специфический метод правового регулирования: императивный (директивный, публично-правовой) или диспозитивный (автономный, частно­правовой). Императивный метод основан на неравенстве субъектов правоотношений, выражается в установлении обя­зательных предписаний и запретов, в том числе мер юридиче­ской ответственности за совершенные правонарушения, и яв­ляется доминирующим в отраслях публичного права.

Диспозитивный метод, напротив, основан на равенстве субъектов правоотношений, выражается в возможности субъ­ектов по своему усмотрению использовать предусмотренные нормами права дозволения и широко применяется в отраслях частного права.

Предмет и метод должны обладать определенным един­ством и общностью. Отрыв способов воздействия от содержа­ния регулируемых общественных отношений отрицательно сказывается на эффективности правового регулирования.

В земельном праве используются оба метода регулиро­вания общественных отношений - как императивный (или административно-правовой), так и диспозитивный (или гражданско-правовой). Например, в области управления земель­ными ресурсами значительное число земельных отношений (управленческих отношений) основано на неравенстве его участников: управомоченный орган государственной власти или местного самоуправления - обязанный собственник (зем­левладелец, землепользователь, арендатор), т.е. используется императивный метод. Так, согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

 

В то же время, в сфере регулирования отношений между собственниками земельных участков доминирует диспози-тивный метод, поскольку все собственники земли, исполь­зующие землю в тех или иных целях, равны между собой, вправе распоряжаться своими земельными участками: про­дать их, подарить, сдать в аренду и т.д.

По мнению Р. К. Гусева, для земельного права последних лет характерным стал способ (метод) экологизации, выражаю­щийся в постоянно возрастающем влиянии экологии и закре­плении требований по улучшению экологической обстанов­ки, стимулированию природоохранных технологий, а также в провозглашении экологических принципов использования земель, их защиты от негативных последствий антропогенной, техногенной и иной деятельности1.

Таким образом, метод земельного права на современном эта­пе представляет собой совокупность императивных и диспо-зитивных способов правового воздействия государства на участников земельных отношений, обусловленных полити­ческими и социально-экономическими и иными особенно­стями этих отношений.


Thu, 02 Jun 2011 17:10:24 +0000
1.3. Нормы земельного права


В теории права под нормами права понимаются обще­обязательные, формально определенные правила пове­дения, установленные и обеспечиваемые обществом и государством, закрепленные и опубликованные в офи­циальных актах, направленные на регулирование обще­ственных отношений путем определения прав и обязан­ностей их участников1.

 

Основными признаками нормы права являются:

 

  1. общеобязательность (она   представляет   собой   властное предписание  государства  относительно   возможного  и должного поведения людей);
  2. формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего оп­ределяет рамки деяний субъектов);
  3. связь с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воз­действия - принуждением и стимулированием);
  4. предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права);
  5. системность (она имеет внутреннюю структуру и состоит из таких взаимосвязанных элементов, как гипотеза, дис­позиция и санкция).

В теории права главным делением юридических норм признается деление их на регулятивные и охранительные2.

В регулятивных содержатся предписания, предостав­ляющие участникам общественных отношений права и возла­гающие на них обязанности.

Выделяют следующие виды регулятивных норм: обязы­вающие, запрещающие и управомочивающие.

Охранительные нормы устанавливают и регламентиру­ют меры юридической ответственности и другие принуди­тельные меры защиты субъективных прав.

В зависимости от характера и отраслевой принадлежно­сти предусмотренной санкции охранительные нормы клас­сифицируются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административные и дисциплинарные.

Выделяют также следующие виды норм права1:

а) в зависимости от функциональной роли они подраз­деляются на:

 

б)  в зависимости от их характера - на материальные (уго­ловные, экологические, земельные и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

в)  в зависимости от методов правового регулирования - на:

 

г) в зависимости от времени действия - на постоянные (содержащиеся    в   законах   и   других   нормативно-правовых актах) и временные (содержащиеся, например, в Указе Президента о введении чрезвычайного поло­жения в определенном регионе в связи со стихийным
бедствием) и др.

Таким образом, нормы земельного права можно опреде­лить как установленные и санкционированные государ­ством общеобязательные формально-определенные пра­вила поведения, регулирующие отношения субъектов права по поводу охраны и использования земельных ре­сурсов.

По мнению В.В. Петрова1, в зависимости от характера предписания и способа воздействия на субъектов земельных отношений нормы земельного права подразделяются на ма­териально-правовые и процессуально-правовые нормы.

Материально-правовые земельные нормы содержат права и обязанности участников земельных отношений, а также за­преты на совершение определенных действий.

 

Выделяют следующие виды материально-правовых зе­мельных норм:


В свою очередь, процессуальные земельно-правовые нормы являются средством реализации материальных норм и указывают, как и каким образом следует действовать, чтобы они были претворены в жизнь, реализовались на практике.

Например, процессуальные нормы регламентируют поря­док деятельности государственных органов, их взаимодействие с другими субъектами земельных отношений в процессе предос­тавления земельных участков, процедуру проведения землеуст­роительных работ, ведения мониторинга земель, Государствен­ного земельного кадастра, контроля в области охраны и исполь­зования земель, порядок разрешения земельных споров и т.д.

Каждый вид использования земли регулируется соответ­ствующими правовыми нормами. В этих нормах определяют­ся условия и порядок предоставления соответствующих кате­горий земель тем или иным субъектам права, предельные размеры предоставляемых земельных участков, содержание прав субъектов земельных отношений условия и пути защиты их прав от нарушений и т.д.

Все перечисленные выше нормы земельного права явля­ются «первокирпичиками» отрасли земельного права, которые регулируют поведение определенного круга лиц в определенных обстоятельствах. В тоже время, сре­ди них выделяют совокупности земельно-правовых норм, регулирующих однородный узкий круг сходных обще­ственных отношений и получивших название институ­тов земельного права.


Thu, 02 Jun 2011 17:15:22 +0000
1.4. Система земельного права


Будучи составной частью, элементом системы россий­ского права, земельное право, в свою очередь, имеет и свою внутреннюю структуру.

Под системой земельного права понимают совокупность институтов земельного права (земельно-правовых инсти­тутов), расположенных в определенной последователь­ности в зависимости от их содержания, значимости и ро­ли в регулировании земельных отношений.

Как уже было отмечено выше, институт земельного права представляет собой совокупность земельно-правовых норм, регулирующих однородный, узкий круг сходных зе­мельных отношений.

Система земельного права представляет собой сложное правовое явление, которое имеет свои закономерности фор­мирования и тенденции развития. Характер и содержание системы земельного права определяется объективными зако­номерностями развития земельного законодательства как от­расли. Эти закономерности обусловливают характер класси­фикации нормативного материала по соответствующим пра­вовым институтам.

По мнению большинства специалистов, система земель­ного права состоит из двух больших частей, или подсистем: общей и особенной.

В общую часть входят институты, содержащие отправ­ные, общие положения, определения и принципы, действие которых распространяется на все или большинство регули­руемых земельных отношений. Выделяют следующие основ­ные институты общей части земельного права.

 

  1. Право собственности и иные права на землю, который явля­ется базовым институтом земельного права, определяю­щим основу земельного строя России. В настоящее время устранена монополия государственной собственности на землю, что логически привело к появлению иных форм собственности на землю, включая частную форму собст­венности, закрепленную в ст. 36 Конституции РФ.
  2. Правовое регулирование земельно-правовых сделок. В связи с установлением многообразия форм земельной собственности на землю и введением частной собственности на землю граждане и юридические лица получили право совер­шать различные гражданско-правовые сделки с землей, такие как купля-продажа, залог, дарение, наследование, рента и иные сделки, предусмотренные гражданским законодательством.
  3. Государственное управление земельными ресурсами. Данный институт определяет пределы и порядок вме­шательства государственных органов в сферу земельных от­ношений, их компетенцию и основные функции.

Юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства.


Этот институт земельного права определяет составы зе­мельных правонарушений, виды ответственности за них и порядок применения ответственности.
Защита земельных прав частных лиц и порядок разре­шения земельных споров, суть которого заключается в том, что многообразие форм земельной собственности и различных форм хозяйствования на земле увеличили количество земельных споров между гражданскими и
юридическими   лицами.   Признание   земельных   прав осуществляется прежде всего в судебном порядке (судом общей юрисдикции или арбитражным судом) путем вы­несения соответствующего судебного решения. Правовое регулирование платы за землю и ряд других
институтов.

Особенная часть земельного права включает в себя институты, сфера действия которых ограничена конкретной категорией земель (см. ст. 7 Земельного кодекса РФ), выделенной в зависи­мости от основного целевого назначения земель, а именно:

  1. правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, ос­новным целевым назначением которых является исполь­зование их для сельскохозяйственных целей или предна­значенность для этих целей;
  2. правовой режим земель поселений, основным целевым назна­чением которых является обеспечение нормального функ­ционирования и развития городов, поселков и иных посе­лений как целостных организмов, в том числе объектов со­циального назначения, предназначенных для создания не­обходимых условий для труда и быта граждан;
  3. правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и кос­мического обеспечения, обороны и иного назначения, основным целевым назначением которых является обес­печение задач, вытекающих из особенностей объектов, для которых предоставлены данные земли;
  4. правовой режим земель особо охраняемых территорий и объек­тов, основным целевым назначением которых является обеспечение необходимых условий в системе охраняемых природных территорий и иных особо ценных земель;
  5. правовой режим земель лесного фонда, обусловленный инте­ресами ведения лесного хозяйства и правовым режимом лесных объектов;
  6. правовой режим земель водного фонда, используемых для реализации водохозяйственных целей;
  7. правовой режим земель запаса, особенности правового ре­жима которого выражаются в их названии.

Выделяют также такой институт особенной части зе­мельного права как правовой режим земель, предоставленных гражданам, хотя Земельный кодекс РФ не выделяет соответст­вующую категорию земель.


Thu, 02 Jun 2011 17:25:46 +0000
1.5. Принципы земельного права

Под принципами права в теории права понимают руко­водящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе1.

А. В. Малько считает, что принципы права - это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора2.

Соблюдение принципов может служить мерилом правового и социального характера государства, эффективности всей дея­тельности по обеспечению рационального землепользования и охраны земель, защите земельных прав и законных интересов че­ловека и гражданина.

Правовые принципы подразделяются на общеправовые (свойственные всем отраслям права, включая земельное), отрас­левые (свойственные отдельным отраслям права, в нашем случае - земельному) и межотраслевые (свойственные группе смежных отраслей, например, экологическому и земельному). Отраслевые принципы земельного права, в свою очередь, подразделяются на принципы общей части и принципы особенной части.

Общеправовыми принципами, в частности, являются: законность, справедливость, юридическое равенство, соци­альной свободы, гражданского долга, ответственности за вину, единства прав и обязанностей и др.1

К межотраслевым принципам можно отнести такие принципы как принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно - процессуальном праве, прин­цип учета значения земли как основы жизни и деятельности человека в экологическом и земельном праве и др.

В статье 1 Земельного кодекса РФ закреплены следую­щие основные принципы земельного законодательства:

1.    Учет значения земли как основы жизни и деятельности че­ловека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняе­мом в качестве важнейшей составной части природы, при­родном ресурсе, используемом в качестве средства произ­водства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы
осуществления хозяйственной и иной деятельности на тер­ритории Российской Федерации, и одновременно как о не­ движимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

Данный принцип органично вытекает из ст. 9 Консти­туции Российской Федерации, которая придает земле и дру­гим природным ресурсам значение основы жизни и деятель­ности народов, проживающих на соответствующей террито­рии. Поэтому Земельный кодекс и иные нормативные право­вые акты, устанавливая нормы и требования по использова­нию и охране земель, учитывают ее особенности как природ­ного объекта, составной части (компонента) природной среды и природного ресурса.

2.   Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием зем­ли в качестве недвижимого имущества. Владение, поль­зование и распоряжение землей осуществляются собст­венниками земельных участков свободно, если это не на­носит ущерб окружающей среде.

Указанный принцип, устанавливая приоритет охраны земли, предполагает необходимое ограничение хозяйствен­ной деятельности субъектов земельных отношений в целях охраны окружающей среды. Это означает, что каждый право­обладатель, будь то собственник земли, землепользователь, землевладелец или арендатор, организуя свою хозяйственную и иную деятельность на земле, должен обеспечить выполне­ние соответствующих мероприятий по ее охране. Эти меры могут быть самыми разными, в зависимости от особенностей самих земель (например, принадлежности к той или иной зе­мельной категории) или вида хозяйственной деятельности, осуществляемой субъектом права на землю.

3.   Приоритет охраны жизни и здоровья человека. При осущест­влении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспе­чить сохранение жизни человека или предотвратить не­гативное  (вредное)  воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат. Принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека при любой хозяйственной деятельности, связанной с использова­нием и охраной земель, логично вытекает из первого и второго принципов. Значение этого принципа заключается в частности в том, что в соответствии с п. 3 ст. 13 Земельного кодекса РФ вне­дрение новых технологий, выполнение программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещается в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологиче­ским, санитарно-гигиеническим и иным нормам и требованиям. Этот принцип отражается и в содержании обязанностей лиц, ис­пользующих земельные участки (ст. 42 Земельного кодекса РФ).

4.   Участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю. Граждане Российской    Федерации,    общественные    организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государствен­ной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, кото­рые установлены законодательством. Что касается форм участия граждан РФ, общественные и религиозных организации в подготовке соответствующих ре­шений, то они также нашли отражение в действующем зе­мельном законодательстве РФ. Так, в соответствии со ст. 23 (п. 2) Земельного кодекса РФ публичные земельный сервитут устанавливается с учетом результатов общественных слуша­ний. Важные положения содержатся и в природоохранном законодательстве. Согласно ст. 13 (п. 2) Федерального закона от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», при разме­щении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде (в том числе и зем­ле - прим. авт.), решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума. Фе­деральный закон от 23.11.1995 г. «Об экологической эксперти­зе» в качестве одного из принципов экологической эксперти­зы провозгласил принцип гласности, участия общественных организаций   (объединений),   учета   общественного   мнения при проведении экологической экспертизы, в том числе про­водимой и в отношении намечаемой хозяйственной деятель­ности, связанной с использованием земель. Наконец, Положе­ние об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федера­ции,    утвержденное    Приказом    Госкомэкологии    РФ    от 16.05.2000 г. № 372, содержит раздел IV, полностью посвящен­ный участию общественности в процессе оценки воздействия на окружающую среду, в том числе и на земельные ресурсы, согласно которому, например, информирование и участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду, организуется ор­ганами местного самоуправления или соответствующими ор­ганами государственной власти при содействии заказчика в соответствии с российским законодательством.

5.    Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Согласно этому принципу, все прочно связанные  с  земельными  участками  объекты  следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, ус­тановленных федеральными законами.

Данный принцип более подробно раскрывается в ст. 35 Земельного кодекса РФ, согласно которой при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой объектом и необходимой для его использо­вания, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключе­нием случаев, установленных законодательством РФ.

6.    Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо ох­раняемых территорий. Изъятие ценных земель сельскохо­зяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых при­родных территорий и объектов, земель, занятых объек­тами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установлен­ном   федеральными   законами.   Установление  данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий.

Реализация данного принципа обеспечивается, поми­мо соответствующих статей Земельного кодекса РФ (напри­мер, ст.ст. 27, 30, 31, 32, 79 и некоторые другие), Федераль­ным законом от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природ­ных территориях».

7.    Платность использования земли. Согласно этому принци­пу любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Земельный кодекс РФ (ст. 65) выделяет две формы такой платы: земельный налог и арендная плата за землю. Что касается земельного налога, то общие положения о нем, порядок его ис­числения и уплаты, налоговые льготы определены в главе 31 (раздел X «Местные налоги») Налогового кодекса РФ, которая введена в действие Федеральным законом от 29.11.2004 г. «О вне­сении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и неко­торые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законода­тельных актов Российской Федерации» и вступила в силу с 1 ян­варя 2005 года. Следует также отметить, что с 1 января 2006 года утратил силу Закон РФ от 11.10.1991 г. «О плате за землю». Арендная плата является предметом договоренности сторон, заключающих договор аренды земельного участка, за исключе­нием случаев, когда в аренду передаются земли, находящиеся в публичной собственности (государственной либо муниципаль­ной). Средства от арендной платы поступают арендодателю в соответствии с условиями договора.

8.    Деление земель по целевому назначению на категории. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к
той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

 

Как уже упоминалось, Земельный кодекс РФ (ст. 7) назы­вает семь основных категорий земель в РФ:

 

Указанные выше земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. При этом пра­вовой режим земель определяется исходя из их принадлежно­сти к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федераль­ными законами. Отнесение земель к категориям и перевод их из одной в другую производится компетентными органами власти и определяется ст. 8 Земельного кодекса РФ, а также Федеральным законом от 21.12.2004 г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». 9.   Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъек­тов Российской Федерации и собственность муниципальных образований. Правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами. В  условиях  равноправного   существования  различных форм собственности на землю и другие природные ресурсы разграничение государственной собственности на землю на собственность федеральную, субъектов Российской Федера­ции, муниципальных образований является необходимым ус­ловием земельного строя страны. В связи с утратой силы Фе­деральным законом от 17.07.2001 г. «О разграничении госу­дарственной собственности на землю» правовое регулирова­ние разграничения государственной собственности на землю осуществляется ст. 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Россий­ской Федерации » (в ред. ФЗ от 17.04.2006 г. № 53-ФЗ).

9. Дифференцированный подход к установлению правового ре­жима земель, в соответствии с которым, при определении их правового режима должны учитываться природно-климатические,   социальные,   экономические   и   иные факторы.

10. Сочетание интересов общества и законных интересов граж­дан. Регулирование использования и охраны земель осу­ществляется в интересах всего общества при обеспече­нии гарантии каждого гражданина на свободное владе­ние, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Данный принцип в области регулирования земельных отношений заключается в том, что земельное законодательст­во призвано обеспечить оптимальный баланс публичных (общественных) и частных интересов в данной области. С от­меной монополии государственной собственности на землю и конституционным закреплением права частной собственно­сти на землю (ст. 36 Конституции РФ) указанный принцип приобрел особую актуальность. С одной стороны, как отмеча­ет О.И. Крассов1, следует иметь ввиду, что не существует абсо­лютного права частной собственности, которое было бы ни­чем не ограничено, кроме как волей самого собственника в отношении принадлежащего ему имущества. С другой сторо­ны, обеспечение публичных интересов не должно лишать собственника возможности использовать его земельный уча­сток в своих интересах. Так, статья 36 (ч. 2) Конституции РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Вместе с тем, для обеспечения об­щественных интересов эта же статья Конституции РФ вводит ограничения хозяйственной свободы пользователей земли, которые заключаются в том, чтобы ими не наносился ущерб окружающей среде и не нарушались права и законные инте­ресы иных лиц. Аналогичные ограничения содержатся и в Гражданском кодексе РФ, в соответствии со ст. 209 которого владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственником лишь в той мере, в какой их оборот допускается законом, а также если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Наконец, в самом Земельном кодексе РФ имеется ряд статей, прямо или косвенно обеспечивающих сочетание интересов общества и законных интересов граждан. В частности, при изъятии зе­мель для государственных и муниципальных нужд, с одной стороны, удовлетворяются потребности государства и муни­ципальных образований в земле, с другой - гарантируется защита имущественных прав граждан в форме денежных ком­пенсаций или предоставления другого равноценного земель­ного участка взамен изъятого (ст. 60-63).

Кроме вышеизложенных принципов регулировании зе­мельных отношений, применяется принцип разграничения дей­ствия норм гражданского законодательства и норм земельного за­конодательства в части регулирования отношений по использова­нию земель, а также принцип государственного регулирования при­ватизации земли.

Федеральными законами могут также быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не проти­воречащие вышеизложенным.


Thu, 02 Jun 2011 17:30:24 +0000
1.6. Соотношение земельного права с другими отраслями российского права

Будучи составной частью национальной правовой системы России, земельное право находится в тесной взаимосвязи и взаи­модействии с другими отраслями российского права.

Самая тесная связь у земельного права с конституцион­ным правом России, нормы и положения которого определяют основополагающие конституционные принципы всех отрас­лей российского права, в том числе и земельного.

Применительно к земельному праву такими положе­ниями являются: установление многообразия форм земельной собственности (ст. 9), признание права частной собственности на землю граждан и их объединений (п. 1 ст. 36), право на вла­дение, пользование и свободное распоряжение землей (п. 2 ст. 36) и ряд других. Кроме того, важное значение для земель­ного права имеют нормы Конституции Российской Федера­ции, устанавливающие порядок и условия пользования зем­лей на основе федерального закона, а также отнесение к со­вместному ведению Российской Федерации и субъектов Рос­сийской Федерации таких вопросов, как владение, пользова­ние и распоряжение землей и другими природными ресурса­ми, разграничение государственной собственности и приня­тие земельного, водного, лесного законодательств и законода­тельства о недрах (ст. 72).

Земельное право тесно связано с административным пра­вом, и прежде всего в таких областях, как государственное управление земельными ресурсами и привлечение к админи­стративной ответственности лиц, виновных в нарушении зе­мельного законодательства. Административное право, имея своим предметом организацию исполнительной и распоряди­тельной деятельности органов государственной власти, в том числе и в области организации использования и охраны зе­мель, определяет систему этих органов, порядок и формы их деятельности. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных орга­нов исполнительной власти», Указом Президента РФ от 20.05.2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» федеральными органами исполни­тельной власти, осуществляющими управленческие функции в области охраны и использования земель в пределах своей компетенции являются, например, Федеральное агентство ка­дастра объектов недвижимости, Федеральное агентство лесно­го хозяйства и ряд других органов.

Основополагающее значение для земельного права имеет его связь с такой фундаментальной отраслью системы российского права, как гражданское право. Связь земельного права с гражданским правом предопределяется общностью социально-экономической природы земельных и граждан­ских отношений.

Так, согласно ст. 130 Гражданского кодекса РФ, земель­ные участки, участки недр, обособление водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, размещение ко­торых без несоразмерного ущерба их назначению невозмож­но, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, соору­жения признаны недвижимым имуществом. Закрепление в законодательстве понятия «недвижимость», включение зе­мельных участков в перечень объектов гражданского оборота обусловили появление проблемы разграничения предметов правового регулирования земельного законодательства и гра­жданского законодательства.

Общую сферу правового регулирования земельного и гражданского законодательства составляют, в частности, во­просы права собственности и иных вещных прав на землю, оборотоспособности земельных участков, гражданско-правовой ответственности за нарушение земельного законо­дательства и ряд других. Например, регулируя отношения собственности на землю и определяя правомочия собственни­ков земельных участков и обладателей иных вещных прав на них, гражданское законодательство ссылается на земельное законодательство, которое должно регулировать соответст­вующий вопрос. В одних случаях приводится ссылка на закон, в котором должен быть урегулирован соответствующий во­прос, в других - указывается, что соответствующий вопрос должен быть урегулирован в земельном законодательстве.

Что касается гражданско-правовой ответственности за нарушение земельного законодательства, то, как отмечает О.И. Крассов1, эти вопросы регулируются прежде всего граж­данским правом, однако учитываются следующие обстоятель­ства. Во-первых, при определении размера ущерба в ряде случаев применяются специальные методики. Во-вторых, поря­док возмещения ущерба, причиненного правомерными дей­ствиями, например, при изъятии земельных участков для го­сударственных или муниципальных нужд, а также в некото­рых иных ситуациях регулируется не гражданским, а земель­ным законодательством.

Не случайно, что одним из принципов земельного зако­нодательства является вышеупомянутый принцип разграни­чения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отноше­ний по использованию земель, а также принцип государст­венного регулирования приватизации земли. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжений зе­мельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательст­вом, законодательством о недрах, об охране окружающей сре­ды, специальными федеральными законами (п. 3 ст. 3 Земель­ного кодекса РФ).

Тесная связь существует между земельным правом, с од­ной стороны, и другими природноресурсовыми отраслями права (водным, горным, лесным правом и т.д.) с другой стороны. Не­смотря на специфику земельных, водных, горных, лесных от­ношений, обусловленную особенностями их объектов, между этими отраслями права есть большое сходство. Поскольку и земля, и лес, и недра, и воды являются природными ресурсами, то это обусловило и единство целей и методов их правового ре­гулирования, сходство их принципов и правовых институтов.

Тесная связь земельного права с экологическим правом обусловлена положением земли как неотделимого элемента, компонента окружающей (природной) среды, функциони­рующей в составе естественных экосистем природы и нахо­дящейся в органической взаимосвязи и взаимодействии с дру­гими элементами природной среды и окружающей (природ­ной) средой в целом. Так, земельное право содержит нормы, устанавливающие правила экологической безопасности, обес­печивающие охрану земель как неотделимой части окру­жающей среды (требования по соблюдению нормативов пре­дельно допустимых концентраций вредных веществ в почве, экологические требования к размещению объектов, отрица­тельно влияющих на состояние земель и т.д.).

 

Контрольные вопросы


  1. Дайте правовое определение понятия «земельный участок».
  2. Что является предметом земельного права?
  3. Назовите особенности земли как объекта правоотношений.
  4. Дайте определение нормам земельного права.
  5. Как подразделяются принципы земельного права?



ТЕМА 2. Источники земельного права 2.1. Понятие и виды источников земельного права

 

Как было сказано в разделе 1, наличие особых источни­ков права является одним из обязательных условий самостоя­тельности любой отрасли права, включая земельное.

Под источником права (в формально-юридическом смысле) в теории права понимают внешнюю форму вы­ражения права, или способ выражения во вне юридиче­ских правил поведения1.

 

Выделяют четыре основных формы права2, или вида ис­точников права3:

 

  1. нормативный правовой акт;
  2. правовой (санкционированный) обычай;
  3. юридический (судебный) прецедент;
  4. нормативный договор.

Российская правовая система относится к романо-германскому (континентальному) типу, определяющее значе­ние в которой играет нормативный правовой акт.

Напомним, что нормативным правовым актом является официальный документ, созданный компетентными органа­ми государства и содержащий общеобязательные юридиче­ские нормы (правила поведения)4.

Таким образом, можно определить источники земельно­го права как совокупность нормативно-правовых акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие земельные общественные отношения.

 

К источникам любой отрасли права, в том числе и зе­мельного, предъявляются следующие основные требования:

 

Существует ряд классификаций источников земельного права, многие из которых являются универсальными.

Так, по юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. К законам относятся нормативные правовые акты, принимаемые пред­ставительными органами государственной власти (Федераль­ным собранием РФ и законодательными органами власти субъектов РФ). Все иные нормативные правовые акты являют­ся подзаконными. К последним относятся акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполни­тельной власти субъектов Федерации, министерствами и ве­домствами, органами местного самоуправления.

По территории действия нормативные правовые акты делятся на федеральные, акты субъектов РФ (региональные), местные (акты органов местного самоуправления) и локаль­ные правовые акты (например, Устав предприятия и др.).

По предмету регулирования различают общие и специаль­ные нормативные правовые акты. Предметом регулирования общих актов являются как земельные, так и иные обществен­ные отношения.

К таким актам относятся, в частности, Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ. В отличие от них, специальные акты охватывают исключительно или в ос­новном земельные правоотношения (Земельный кодекс РФ, Федеральные законы «О государственном земельном кадаст­ре», «О землеустройстве» и др.).

По характеру правового регулирования выделяют матери­альные и процессуальные нормативные правовые акты.

Нормативные правовые акты материального характера -это акты, содержащие материальные земельно-правовые нор­мы, которые устанавливают права и обязанности, а также от­ветственность участников соответствующих отношений (фе­деральные законы «О государственном земельном кадастре», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и др.). Акты процессуального характера регулируют процессу­альные отношения в сфере охраны и использования земель. Материальные нормы земельного права могут быть реализо­ваны только посредством осуществления последовательного ряда определенных действий, которые и регулируются про­цессуальными актами. К актам процессуального характера относятся, например, Гражданский процессуальный кодекс РФ; Арбитражный процессуальный кодекс РФ; Положение об осуществлении государственного мониторинга земель, утвер­жденное постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. и др. Необходимо отметить, что материальные и процессу­альные нормы в области охраны и использования земель час­то предусматриваются в одних и тех же нормативных право­вых актах (например, в Земельном кодексе РФ, Федеральном законе «О землеустройстве» и других актах).

Кроме того, по степени значимости в регулировании зе­мельных отношений источники земельного права подразде­ляются на основные нормативно-правовые акты и вспомога­тельные.

Основные нормативно-правовые акты составляют конст­рукцию действующего земельного законодательства и пред­ставляют собой закрепленные в этих актах правила общего ха­рактера, распространяемые на неопределенный круг лиц (Зе­мельный кодекс РФ и др.,). Вспомогательные же нормативно-правовые акты имеют, как правило, технико-юридический ха­рактер, обеспечивают расшифровку содержания тех или иных понятий, содержащихся в законах и иных нормативных правовых актах, позволяют правильно применять тот или иной нормативно-правовой акт. Например, ГОСТ 26640-85 «Земли. Термины и определения» раскрывает понятие «ра­циональное использование земли» всеми ее пользователями как максимальное достижение целей землепользования при учете требований по охране окружающей среды. Отсутствие вспомогательных нормативно-правовых актов затрудняет применение и основных, порождая большие сложности в пра­воприменительной практике.

Не относятся к источникам земельного права и других отраслей права юридические акты индивидуального значения, поскольку они не устанавливают новые правовые нормы и, как правило, адресованы конкретным субъектам права, поро­ждают права и обязанности исключительно для них.


Просмотров: 1770
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Право. Юриспруденция
 
 Корпоративное право. Учебный курс. В 2 томах. Том 1
Корпоративное право. Учебный курс. В 2 томах. Том 1
Настоящий учебный курс представляет собой системное изложение корпоративного права. Авторами курса являются известные ученые и практики, научные разработки которых сформировали современное представление о корпоративном праве и его основных проблемах.
В курсе рассматриваются сущность корпорации и корпоративных правоотношений, виды коммерческих и некоммерческих корпораций, корпоративных объединений, их создание и прекращение (т. 1). Особое внимание уделяется анализу правового статуса хозяйственных обществ: проблемам формирования уставного капитала, отдельным вопросам корпоративного управления, ответственности участников и членов органов общества и другим институтам (т. 2).
В курсе освещаются как частноправовые, так и публично-правовые аспекты деятельности корпораций, тенденции развития законодательства, содержится обзор научных позиций, анализ правоприменительной практики и правореализационной деятельности.


Книга адресована студентам и аспирантам юридических вузов, судьям и адвокатам, а также практикующим в сфере корпоративного права юристам.
Законодательные акты приведены по состоянию на 1 июля 2017 года....

Цена:
1969 руб

 Гражданский процесс. Учебник
Гражданский процесс. Учебник
В учебнике освещается порядок судопроизводства по гражданским делам в судах обшей юрисдикции, включая мировых судей. Излагаются также основы знаний об арбитражном процессе, административном судопроизводстве и несудебных формах зашиты права (нотариальной и третейской). В содержании учтены изменения действующего законодательства по состоянию на 1 сентября 2017 г. Представлены программа учебной дисциплины "Гражданский процесс", перечень рекомендуемой учебной литературы, использованы материалы СПС "КонсультантПлюс" и "Гарант".


Для студентов, обучающихся по программе бакалавриата, магистров, аспирантов, а также преподавателей юридических вузов и факультетов, судей, прокуроров, адвокатов, иных практических работников правовых ведомств и служб....

Цена:
990 руб

М.Н. Марченко Теория государства и права. Схемы с комментариями. Учебное пособие
Теория государства и права. Схемы с комментариями. Учебное пособие
Цена:
153 руб

И. Г. Федотова, Н. В. Старосельская, Г. П. Толстопятенко The Anglo-American Legal Concepts and Legal Terminology / Юридические понятия и категории англо-американской системы права. Уровни B2-C2. Учебное пособие. В 2 частях. Часть 1
The Anglo-American Legal Concepts and Legal Terminology / Юридические понятия и категории англо-американской системы права. Уровни B2-C2. Учебное пособие. В 2 частях. Часть 1
Цель данного пособия - предоставить студентам, изучающим профессиональный аспект английского языка, возможность ознакомиться с основными институтами англо-американской правовой семьи (системы общего права) на более полной и глубокой основе.

Для студентов юридических специальностей, программа обучения которых предусматривает углубленное изучение иностранного языка специальности, в том числе развитие у обучаемых навыков перевода текстов юридического характера с параллельной активизацией специальной юридической терминологии....

Цена:
1549 руб

 Корпоративное право. Учебный курс. В 2 томах. Том 2
Корпоративное право. Учебный курс. В 2 томах. Том 2
Настоящий учебный курс представляет собой системное изложение корпоративного права. Авторами курса являются известные ученые и практики, научные разработки которых сформировали современное представление о корпоративном праве и его основных проблемах.
В курсе рассматриваются сущность корпорации и корпоративных правоотношений, виды коммерческих и некоммерческих корпораций, корпоративных объединений, их создание и прекращение (т. 1). Особое внимание уделяется анализу правового статуса хозяйственных обществ: проблемам формирования уставного капитала, отдельным вопросам корпоративного управления, ответственности участников и членов органов общества и другим институтам (т. 2).
В курсе освещаются как частноправовые, так и публично-правовые аспекты деятельности корпораций, тенденции развития законодательства, содержится обзор научных позиций, анализ правоприменительной практики и правореализационной деятельности.

Книга адресована студентам и аспирантам юридических вузов, судьям и адвокатам, а также практикующим в сфере корпоративного права юристам.
Законодательные акты приведены по состоянию на 1 октября 2017 г....

Цена:
1969 руб

 Семейное право. Учебник
Семейное право. Учебник
В предлагаемом учебнике освещаются общие положения семейного права, рассматриваются правоотношения, возникающие между супругами, родителями и детьми, алиментные обязательства членов семьи, формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, а также семейные правоотношения с участием иностранных лини лиц без гражданства.
Нормативные акты используются по состоянию на 1 сентября 2013 г.

Для студентов, аспирантов, преподавателей высших юридических учебных заведений, а также практикующих юристов....

Цена:
464 руб

 Банковское право. Учебник
Банковское право. Учебник
В предлагаемом учебнике излагаются все темы курса Банковское право, который преподается в Московском государственном юридическом университете имени О.Е.Кутафина (МГЮА). Главы учебника посвящены основным вопросам создания и функционирования банковской системы РФ и порядка осуществления банковских операций. Авторы курса уделили особое внимание не только основным теоретическим проблемам отрасли, но и наиболее актуальным вопросам правоприменительной практики.

Учебник рассчитан на студентов бакалавриата Московского государственного юридического университета имени О.Е.Кутафина (МГЮА), обучающихся по направлению "Юриспруденция", аспирантов, научных и практических работников, всех лиц, интересующихся банковским правом....

Цена:
589 руб

- Предпринимательское право. Шпаргалка
Предпринимательское право. Шпаргалка
В пособии даны ответы на все основные экзаменационные вопросы по данной дисциплине, предусмотренные Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Кратко и понятно изложено самое главное, что необходимо знать студенту для успешной сдачи экзамена.

Пособие, адресованное студентам высших и средних образовательных учреждений, поможет им подготовиться к экзамену в предельно сжатые сроки....

Цена:
44 руб

 Право социального обеспечения. Учебник и практикум
Право социального обеспечения. Учебник и практикум

В учебнике изложены теоретические основы права социального обеспечения, раскрыты его основные понятия, принципы, источники и формы, рассмотрены виды обязательного социального страхования и государственного социального обеспечения. Особое внимание уделено судебной и правоприменительной практике, а также законодательству субъектов Российской Федерации. Четкость формулировок, методически выверенное изложение сложного юридического материала, а также компетентностный подход к его подаче и проверке его усвоения студентами предоставляют обучающимся возможность не только овладеть необходимыми теоретическими знаниями в указанной сфере, но и выработать навыки самостоятельного анализа действующего законодательства и практики его применения. Этому призван способствовать и учебно-методический комплекс, включающий контрольные вопросы, тестовые задания и задачи. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и профессиональным требованиям. Для студентов средних профессиональных учебных заведений юридического профиля, преподавателей, а также практических работников и всех, кто интересуется проблемами права социального обеспечения.

...

Цена:
1299 руб

Е. А. Певцова, Н. Я. Соколов Законность и правовая культура (теоретико-правовые и сравнительно правовые аспекты). Учебное пособие
Законность и правовая культура (теоретико-правовые и сравнительно правовые аспекты). Учебное пособие
Настоящее пособие рассчитано прежде всего на студентов высших учебных заведений. Бакалавры, специалисты, магистры могут воспользоваться им при изучении широкого круга вопросов по теории государства и права и другим учебным спецкурсам. 
Представленный в книге материал будет полезен при подготовке эссе, написании научных докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ, диссертаций.
Законодательство приведено по состоянию на май 2017 г.
Книга адресована научным сотрудникам, экспертам, управленцам, юристам-практикам, педагогам, интересующимся вопросами правового воспитания, обеспечения законности и повышения правовой культуры.
...

Цена:
289 руб



2003 Copyright © «Advokat.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Юридическая консультация, юридические услуги, юридическая помощь онлайн.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования