Юриспруденция
Формы государственного устройства

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА  

ПЛАН

1. Введение

2. Унитарное государство

3. Федерация:

а) территориальная

б) национальная  

4. Конфедерация

3. Заключение

При рассмотрении данного вопроса прежде всего необходимо уяснить, что форма государственного устройства является составной частью такого сложного общественного явления как Форма государства.

Форма государственного устройства это административно- территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

Форма государственного устройства наиболее полного раскрывает и показывает внутреннюю структуру государства. Из всех известных форм государственного устройства выделяют: - унитарные государства ; - федерации ; - конфедерации.

Хотя конфедерацию нельзя отнести однозначно к формам государственного устройства, так как конфедерация - есть союз нескольких государств, суверенных, которые объединились на время для решения какой- нибудь общей проблемы. Я считаю, что вопрос с конфедерацией спорный, поэтому перейдем к рассмотрению унитарного государства, а конфедерацию опишем ниже.

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО

- это единое цельное государственное образование, состоящее административно- территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

У унитарного государства существует ряд признаков, которые его характеризуют с различных аспектов.

На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно- территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.

Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами местного самоуправления или органами управления на местах. Например, во Франции высшим и единым законодательным органом является двухпалатный парламент, состоящий из Национального собрания и Сената. Высшая судебная власть в этой стране принадлежит Кассационному суду, а высшая исполнительная власть осуществляется президентом.

Кроме того, составные части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности. Однако, местные органы власти обладают весьма значительной самостоятельностью. По степени зависимости местных органов власти от центральных унитарное государственное устройство подразделяют на централизованное и децентрализованное. Государство считается централизованным если во главе местных органов власти стает назначенные из центра чиновники, которым подчинены органы. (например Финляндия) . В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением. Но также существуют смешанные системы (Япония) , где глав администраций частично назначают и частично выбирают. В унитарных государствах могут организовываться национальные и законодательные автономии. Это связано с проживанием на территории данного государства небольших по численности национальностей. Все межгосударственные вопросы решает центральный орган, который официально представляет страну на международной арене.

Ещё одним признаком унитарного государства является наличие единой денежной и соответственно финансово-экономической системы, а также наличие единого государственного языка общения.

Государство имеет единые вооруженные силы и службу безопасности. Необходимо заметить, что в унитарном государстве зачастую едина и культура, то есть культурные и общественные ценности.

На этом закончим рассмотрение унитарного государства и перейдем к федерации.

ФЕДЕРАЦИЯ

- это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Федеративное государственное устройство уникально. Во-первых, оно неоднородно. Во-вторых, разнообразно. Это определяется различием в населении, точнее национально-этническом составе этого населения, историческими процессами и, в конце концов, географическим положением. Однако, не смотря на это можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций.

1. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам государственной власти.

2. Конституция разграничивает полномочия субъектов и самой федерации.

3. Территория федерации состоит их: а) Субъектов, которые по-разному называются.

б) Соответственно субъекты из административно- территориальных единиц.

4. Субъекты федерации могут принимать свои конституции, законы, постановления и другие нормативно-правовые акты. Они имеют свои высшие органы представительной, исполнительной и судебной власти, которые действуют только на территории субъекта данной федерации.

5. Зачастую имеется двойное гражданство, то есть субъект федерации наделяет проживающего на его территории гражданина своим гражданством, а гражданство федерации этот человек уже имеет. Поэтому получается у гражданина два гражданства: гражданство субъекта и гражданство федерации.

6. Обычно от субъектов федерации выделяются представители, которые являются членами представительной власти ; эти представители в своей совокупности образуют законодательный орган федерации, а точнее одну его часть (палату) . Вторая часть (палаты) всегда избирается народом.

7. Внешнеполитическую государственную деятельность осуществляют федеральные органы, Они выступают на международной арене от имени федерации.

Федерации строятся по территориальному и национальному признакам.

I. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Такая федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъекта федерации.

Государственные образования, составляющие территориальную федерацию, не являются государствами, так как внутренние и внешние отношения данного субъекта регулируются общефедеральными органами власти. Юридическое и фактическое разграничение компетенции между субъектом и федерацией определяется конституционными нормами. Обычно в конституции устанавливается перечень вопросов, которые подведомственны только высшим федеральным органам власти. А все другие, неоговоренные в конституции вопросы регулируются исключительно субъектом. Но в конституции иногда составляется и перечень вопросов совместного ведения субъекта и федерации. Такие вопросы обычно субъект с федерацией решает по согласованию.

Субъекты федерации лишены права прямого представительства в международных отношениях.

Законодательство в территориальных федерациях не предусматривает, а в некоторых странах и запрещает выход из состава федерации без согласия всех остальных субъектов.

Вооруженные силы в территориальной федерации едины. Управление ими осуществляется союзными государствами. Глава федерации является еще и главнокомандующим. У субъектов федерации в мирное время не должно быть своих вооруженных сил. (Пример территориальной федерации-Германия) .

II. НАЦИОНАЛЬНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Национальные федерации наиболее сложные образования. Им присуще все признаки федерации, но кроме них имеется множество особенностей. У такого рода федераций можно выделить ряд черт: 1) Субъектами такой федерации являются национальные государства и национально-государственные образования, которые отличаются друг от друга национальным составом населения, культурой, бытом, традициями и обычаями, религией и верованиями.

2) Такого рода федерация строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов.

3) Высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации, то есть центральная власть создается для решения проблем каждой нации и народности, проживающей на территории федерации.

4) Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций, другими словами их свобода и самостоятельное развитие.

5) В национальной федерации особенностью является правовое положение ее субъектов. В такого рода федерации есть понятие - “Право наций на самоопределение” . То есть право национального субъекта по своему усмотрению выйти из состава федерации, если он более не желает находиться в союзе с другими субъектами федерации. Причем согласие субъектов федерации на это как правило не требуется.

Отличия территориальной и национальной федерации.

Эти федерации, прежде всего, отличаются степенью суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Если в территориальной федерации субъекты не могут устанавливать дипломатических отношений с другими государствами, то субъект национальной федерации запросто это может устроить.

КОНФЕДЕРАЦИЯ

-это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

ПРИЗНАКИ: a) Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов власти. Совместные конфедеративные органы создаются для решения экономических, социальных, оборонных вопросов, но не для управления конфедерацией.

б) Конфедерация не затрачивает гражданства тех государств, которые находятся во временном союзе.

в) Такого рода объединение суверенных государств не имеет единой армии, единого бюджета, единой системы налогов. Эти вопросы могут решаться едиными конфедеральными органами власти.

г) Конфедерация может договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также единой межгосударственной кредитной политике на период существования.

д) Обычно в конфедерациях создается “прозрачные” границы, для пересечения которой не требуется специальных документов.

е) Но конфедерации недолговечны. Они распадаются по достижении общих целей либо превращаются в федерации.

ВЫВОД: при конфедеративном устройстве государства- члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах.


просмотров: 1475
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search Results from «Озон» Учебная литература
 
 Институт несостоятельности (банкротства) в таблицах и схемах. Учебно-практическое пособие
Институт несостоятельности (банкротства) в таблицах и схемах. Учебно-практическое пособие
В учебном пособии в форме структурированных схем и таблиц рассматриваются цели и роль института несостоятельности (банкротства) в рыночной экономике. Исследуются понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства),основания и порядок инициирования дела о банкротстве, субъектный состав отношений несостоятельности (банкротства), процедуры несостоятельности (банкротства). Анализируются особенности несостоятельности (банкротства)особых категорий должников, таких как: граждане, градообразующие, стратегиче­ские предприятия, субъекты естественных монополий, сельскохозяйственные организации, финансовые организации, кредитные организации и т.д.

Данное пособие может быть рекомендовано бакалаврам, магистрантам и аспирантам, специализирующимся в области юриспруденции и экономики, а также практикующим специалистам в сфере несостоятельности (банкротства)....

Цена:
539 руб

 Гражданское право. Актуальные проблемы теории и практики. В 2 томах. Том 1
Гражданское право. Актуальные проблемы теории и практики. В 2 томах. Том 1

Издание представляет собой систематический сборник очерков по глобальным проблемно-методологическим вопросам современной российской цивилистики. Коллектив авторов стремится, с одной стороны, предпринять попытку научной постановки глобальных гражданско-правовых проблем, а с другой - проверить силу и работоспособность "проверенного многолетней практикой" цивилистическогo инструментария. Книга для широкого круга специальностей.

...

Цена:
1289 руб

Н. М. Конин,Е. И. Маторина Административное право. Учебник для СПО
Административное право. Учебник для СПО
В учебнике представлено систематизированное изложение современного административного российского права как учебной дисциплины. Дается характеристика общих правовых институтов и положений административного права. В издании отражены положения законодательства и подзаконных актов, регулирующих отношения в конкретных отраслях, комплексах и сферах экономической, социальной и правоохранительной деятельности государства. Материал приводится с учетом последних изменений в законодательстве Российской Федерации.
Изучение курса поможет выработать практические навыки в применении и толковании законодательства, а также умения ориентироваться в его постоянно меняющемся нормативном массиве для задач избранной профессиональной специализации....

Цена:
1949 руб

 Теория государства и права. Учебник
Теория государства и права. Учебник
Учебник призван способствовать формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся в соответствии с предъявляемыми к среднему профессиональному образованию требованиями, написан на основе сравнительного анализа содержания рабочих программ учебной дисциплины "Теория государства и права" целого ряда средних профессиональных учебных заведений, реализующих профильную подготовку учащихся, а также в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 "Право и организация социального обеспечения" и ФГОС среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 "Правоохранительная деятельность"....

Цена:
371 руб

Н. В. Витрук Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс. Учебное пособие
Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс. Учебное пособие
В учебном пособии в соответствии с действующим законодательством на базе судебной практики и современной компаративистики освещены основные институты конституционного правосудия: судебно-конституционного права и процесса (конституционного судопроизводства).

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, практических работников правоохранительных органов, государственного аппарата, местного самоуправления, а также для всех, кто интересуется проблемами судебного конституционного контроля в демократическом правовом государстве....

Цена:
1408 руб

 Гражданское процессуальное право России. Учебник. В 2 томах. Том 2
Гражданское процессуальное право России. Учебник. В 2 томах. Том 2

В рамках курса комплексно и системно с позиции современной юридической науки и с учетом правоприменительной практики рассматриваются основные вопросы отечественного гражданского процессуального права. Авторами приняты во внимание последние изменения действующего законодательства, связанного с процессуальным порядком рассмотрения и разрешения гражданских дел в судах общей юрисдикции. Излагаются правовые позиции Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ по ключевым проблемам отрасли гражданского процессуального права и смежным правовым дисциплинам.
Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

Для бакалавров, специалистов, магистрантов и аспирантов высших учебных заведений, обучающихся по юридическим направлениям и специальностям.

...

Цена:
1179 руб

 Гражданский процесс. Учебник
Гражданский процесс. Учебник
В предлагаемом новом учебнике освещается гражданское процессуальное право России, его все основные институты, посвященные порядку судопроизводства по гражданским делам в судах общей юрисдикции, дается базовое представление о тех правовых понятиях и категориях, которыми оперирует гражданское процессуальное законодательство, наука гражданского процессуального права, судебная практика. Излагаются также основы знаний об исполнительном производстве, об альтернативных способах разрешения споров (медиация, третейское разбирательство).
Настоящий учебник подготовлен с использованием СПС "Консультант Плюс". Нормативные акты используются по состоянию на 1 сентября 2014 года.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, а также для практикующих юристов и всех интересующихся правом.

...

Цена:
739 руб

 Шпаргалка по конституционному праву России
Шпаргалка по конституционному праву России
Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно его сдать. Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений....

Цена:
19 руб

Е. В. Салогубова Римский гражданский процесс
Римский гражданский процесс
В монографии исследуются существовавшие в Риме формы гражданского процесса и причины, вызвавшие смену этих форм. Раскрываются характерные черты легисакционного, формулярного и экстраординарного процессов. Изучаются основные процессуальные институты, в частности иск и доказательства в римском праве. Показываются представления римских юристов об адвокатуре и ее роли при осуществлении судебной защиты прав граждан. 
Для студентов, аспирантов, преподавателей, научных сотрудников, а также читателей, интересующихся историей и теорией права.

...

Цена:
210 руб

 Краткий курс по римскому праву. Учебное пособие
Краткий курс по римскому праву. Учебное пособие
Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Римское право». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету.
Издание предназначено для студентов высших учебных заведений....

Цена:
78 руб



2003 Copyright © «Advokat.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Юридическая консультация, юридические услуги, юридическая помощь онлайн.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования