Юриспруденция
Референдум и его формы

Референдум и его формы

 

В последнее время все большее распространение получает референдум (плебисцит) , который имеет разнообразные формы:

По предмету референдумы делятся на:

конституционные;

законодательные;

по международным вопросам;

по административным вопросам.

По правовым последствиям референдумы могут быть следующего характера:

консультативные;

"дозаконодательные";

совещательные;

"послезаконодательные";

ратифицирующие.

Референдумы также бывают обязательными и факультативными.

Инициаторами проведения референдума могут выступать

-государственные органы;

-избиратели.

С помощью референдума правящие круги иногда обходят правительственные учреждения. Однако этому институту не может быть дана односторонняя оценка.

Термин "референдум" (от латинского "referendum"- то, что должно быть сообщено)

Голосование избирателей, посредством которого принимается государственное или самоуправленческое решение. В некоторых странах (например, в Югославии) референдумом называют любое голосование, но это исключение.

В отличие от выборов

Голосование на референдуме придает юридическую силу не мандату какого-либо лица, а решению какого-либо вопроса

Принятое решение

Считается решением народа и его юридическая сила нередко выше юридической силы законов, принятых парламентом

Решение может приниматься

посредством утвердительного или отрицательного ответа на поставленный вопрос;

посредством выбора между разными вариантами предлагаемого решения (народный выбор - встречается редко) .

Голосование избирателей называют еще плебисцитом (от латинского "plebiscitum" – решение народа)

С точки зрения юридической, различий нет - это полные синонимы.

С точки зрения стиля – плебисцитом называют референдум по вопросам, имеющим для страны или региона судьбоносный характер: вопрос о государственной принадлежности, спорной территории, о форме правления, о дальнейшем существовании правящего режима, о доверии лидеру страны и т.д.

Иногда в литературе – всенародный опрос (в частности, так его характеризовала сталинская конституция СССР 1936г.)

Понятие опрос предполагает, что результаты не имеют обязательного значения ни для публичной власти, ни для граждан.

В некоторых странах, например, в Швеции

Существующий институт именуется консультативным референдумом

Болгарское законодательство на основе Конституции 1971г.

"народный опрос" как обобщающий для референдума и всенародного обсуждения законопроектов.

Бразильская Конституция (ст. 14)

Среди способов осуществления народного суверенитета называет и референдум и плебисцит т. 49 (п. XV)

Определен предмет плебисцита, но не референдума. Значит, здесь референдум носит консультативный характер, а плебисцит – решающий.

В демократических государствах не смотря на то, что всенародный опрос не имеет обязательного характера, власти считаются с мнением избирателей

Например, в 1972г. в Норвегии был проведен консультативный референдум о вступлении в общий рынок. Более половины против. Правительство воздержалось.

Референдум может быть использован

как противовес представительной демократии;

как средство обойти парламент и принять государственное решение вопреки ему.

Например, согласно Конституции Французской Республики 1958 г. (ст. II) Президент по предложению Парламента или по совместному предложению обеих палат может предать на референдум любой законопроект.

Но Де Голль, единолично назначал в 1962 и 1969г. референдумы, первый из которых повлек даже изменения Конституции.

Выводы:

Референдум как непосредственное волеизъявление народа имеет преимущество перед представительной демократией, при соблюдении определенных условий:

выносимый на референдум вопрос должен быть понятен рядовому избирателю;

до референдума должны быть разъяснены через СМИ желаемые или не желаемые последствия принимаемого решения.

2. При соблюдении этих условий на референдум может быть вынесен сложный законопроект, вплоть до проекта Конституции.

Право на участие в референдуме.

В референдуме имеют право участвовать все лица обладающие активным избирательным правом.

Если, например, условия получения активного избирательного права различны при выборах в разные палаты парламента или другие государственные органы, право участия в референдумах обуславливается активным избирательным правом по выборам в нижнюю палату парламента. Аналогичный принцип действует и при местных референдумах.

Например, в Австрийском Федеральном законе о народном голосовании 1958г. в редакции 1972г. ч. 1 §5 определяется: "право голоса имеют все мужчины и женщины, которые на день начала компании по проведению народного голосования (§2, ч. 1) обладают правом участвовать в выборах в Национальный совет".

Голосование на референдуме равное.

Каждый избиратель имеет такое же число голосов, что и любой другой. Вес каждого голоса одинаков.

Например, см. ч. 1, ст. 5 органического закона Испании о регулировании различных видов референдума 1980г.

Аналогично с правилами участия в выборах решается вопрос о свободном или обязательном участии в референдуме.

На референдуме голоса подаются непосредственно за предлагаемое решение или против него.

Голосование является тайным.

Предмет референдума.

Это вопрос, подлежащий решению посредством народного голосования.

Референдумы делятся на:

1. Факультативный – назначение зависит от органа, компетентного назначать референдум, либо на основании конституции или специального закона.

Предметом может быть любой вопрос или проект государственного (самоуправленческого) решения, если это не запрещено конституцией или законом.

Это такой, который можно проводить или не проводить.

Например, ч. 2-4 ст. 89 Конституции Швейцарской конференции 1874 г. разрешает выносить на референдум федеральные законы и постановления общего значения. Значит, предметом референдума может стать практически любой вопрос, отнесенный к федеральной конституции

В некоторых странах устанавливаются ограничения

Например, ст. 75, ч. 2 Конституции Италии устанавливает, что на референдум не выносятся законы: о налогах, о бюджете, об амнистии и помиловании, об уполномочии на ратификацию международных договоров.

См.: §46, ч. 6 Конституции Дании (не выносит на референдум финансово-бюджетные программы, предоставление гражданства, статус монарха и т.д.)

2. Обязательный – абсолютный относительный, если другим способом решение не может быть принято 

Например, в Конституции Испании ст. 151, ч. 2 "что референдум для провинций необходим для утверждения устава об автономии объединяющего эти провинции регионального сообщества. А согласно Конституции Швейцарии, ст. 123, ч. 1 "пересмотренная федеральная конституция или ее часть вступают в силу, если они были одобрены большинством швейцарских граждан, принявших участие в голосовании и большинством кантонов".

Иногда референдум предусматривает в качестве обязательного средств разрешения разногласия между конституционными органами власти

Согласно Швейцарской Конституции, ст. 120, ч. 1 если один из штатов (палат) Федерального Конституции Собрания (парламента) вынесет постановление о пересмотре Конституции, а другой совет не согласиться, то вопрос выносится на референдум.

В первом случае – это абсолютно-обязательный референдум. Во втором случае – относительно обязательный.

3. Отменительный (народное вето) , т.е. референдум допускается лишь для решения вопроса о полной или частичной отмене закона (или акта) . Специфическим предметом референдума является вопрос о роспуске или созыве парламента.

См. Конституцию Италии. Такой предмет встречается не часто. Например, Конституция княжества Лихтенштейн 1921г., ст. 48 предусматривает такую возможность. Роспуск парламентов в результате народного голосования может иметь место в некоторых германских землях (например, Берлине)

В большинстве случаев местные референдумы факультативны предметом обязательного референдума являются изменения территориального устройства, иногда финансовые проблемы

Например, венгерский закон 1999г. о местном самоуправлении предусматривает народное голосование по вопросам:

об объединении и разъединении общин;

об образовании новой общины;

о создании местного представительного органа и о его разделении;

по вопросам, которые определены самоуправленческим постановлением.

Не могут выноситься на референдум:

о бюджете;

о местных налогах;

о кадровых вопросах

Нередко конституции и законы запрещают повторное проведение референдума, если решение принятое отрицательное

Например, в Италии, повторный референдум, не ранее, чем через 5 лет, в Венгрии 2 года, если это проект Конституции, то через год.

Процедура референдума

Инициатива и назначение принадлежит

главе государства;

парламенту;

иногда обоим органам;

правительству;

группе депутатов парламента;

региональным органам власти;

группе избирателей.

Право инициативы дает возможность

принятия государственных решений и придания им особого авторитета;

оппозиционным партиям обратиться к народу для разрешения спора с правящими партиями.

Референдум по инициативе группы избирателей – петиционный, т.к. подписывается петиция с требованием провести народное голосование по определенному вопросу (одному или нескольким)

например, Конституция Венгрии 1949 г. в редакции 1990 г. предусматривает: - общенациональное голосование назначается Государственным собранием (парламентом) ; - в ч. 1 §30 – президент республики пользуется правом этой инициативы; - Закон XVII о народном голосовании установил это право за Советом министров, не менее 50 депутатам Государственного Собрания, и не менее 50000 избирателей.

Инициатор

представляет председателю Государственного Собрания предложение с формулировкой вопроса (формулой референдума) ;

Государственное Собрание принимает (отклоняет) решение 2/3 голосов; - положительное решение содержит формулу референдума и дату его проведения (не позднее 3-х месяцев после даты решения) .

Немногие страны регулируют основы процедуры референдума Конституцией.

- Конституция Македонии 1991 г. ст. 73: Парламент назначает референдум большинством голосов от общего числа депутатов, а ч. 3 статьи – по требованию 150000 избирателей.

- По Конституции Хорватии 1990 г. право назначать референдум имеет только Палата Представителей и Президент, но по предложению правительства с подписью его председателя.

- В Италии, согласно ст. 75, ч. 5 Конституции, референдум назначается по требованию 500000 избирателей или 5 областных советов и т.д.

Организация референдума.

Институты аналогичны соответствующим институтам выборов государственных или самоуправленческих органов. Например, испанский закон в ст. 11 предусматривает:

производство по референдуму подчинено избирательному праву;

права общественных объединений будут распространяться на парламентские политические группы и такие, которые получили на парламентских выборах не менее 3% голосов;

избирательские советы будут образованы в течение 15 рабочих дней после декрета о назначении референдума;

СМИ публичные – бесплатное время парламентским политическим группам;

льготный тариф для почты;

агиткампания длится не менее 10 и не более 20 дней и заканчивается в 00: 00 часов дня, предшествующего дню голосования;

в течение последних 5 дней запрещается публикация, зондаж общественного мнения и моделирование голосования;

голосование осуществляется официальными бюллетенями;

проверку подсчета голосов осуществляют провинциальными избирательными советами в течение 5 рабочих дней;

итоги подводятся Центральным Избирательным Советом и немедленно доводятся председателям правительства и палат парламента;

протесты рассматриваются палатами по административным избирательным спорам, которые могут постановить: a)   о недопустимости протеста; b)   о действительности голосования и объявлении его результатов; c)   о действительности голосования и необходимости нового объявления результатов; d)   о недействительности голосования.

Формула референдума

Виды:

 

1.   Обращенный к голосующим вопрос.

Согласен ли он с определенным утверждением, текстом закона, определенным мероприятием и т.д.

Ответ должен быть "да" или "нет".

2.   Народный выбор (т.е. предоставление голосующему двух или более вариантов решения вопроса) .

Может быть предложено:

отметить (например, "крестом") предпочитаемый вариант;

ответить "да" или "нет" ("жесткое" требование) ;

положительный ответ, два или более вариантов ("мягкое" требование) .

Например, Швейцарская Конституция. Ст. 12, ч. B, предусматривает: если 100000 избирателей предложат проект поправки к Конституции, а федеральное собрание выдвинет контрпроект, то избирателю могут быть предложены три вопроса:

предпочитает ли он проект избирателей действующим положениям Конституции;

предпочитает ли он контрпроект действующим положениям Конституции;

какой из двух проектов должен вступить в силу, если оба проекта получат поддержку на референдуме.

Вывод: если оба проекта получили поддержку, то решение определяется ответом на третий вопрос.

Этот вид формулы не стоит смешивать со случаем, когда на референдум вынесено несколько вопросов.

Например, в Италии положения о референдумах, предусмотренных Конституцией, определяют, что если в один день проводятся несколько референдумов, то для каждого из них печатаются бюллетени на бумаге особого цвета.

В Австрии – единый бюллетень, каждый вопрос помечается арабской цифрой.

Определение результатов референдума.

Для этого нужно решить вопрос о действительности голосования.

-Итальянский закон требует, чтобы в голосовании приняло участие большинство зарегистрированных граждан (действует обязательный вотум) .

-Венгерский закон требует, чтобы в голосовании приняло участие более половины избирателей, и более половины голосовавших одинаково ответили на вопрос.

-Испанский закон никакого порога не устанавливает.

Одобренным считается решение, за которое подано большинство действительных голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

-Согласно австрийскому Федеральному конституционному закону ст. 45, ч. 1 "При проведении народного голосования решение принимается простым большинством".

-По Конституции Македонии, ст. 73 решение считается принятым, если за него подано большинство голосов, при условии, что в голосовании приняло участие более половины из общего числа.

Исключения.

-В Намибии, по Конституции 1990 г. ст. 132, ч. 3 предусмотрено, что конституционная поправка 2/3 от общего числа голосов.

-В Швейцарии для принятия обычного закона требуется относительное большинство голосов, конституционной поправки – абсолютное большинство в большинстве кантонов.

-В Италии на местных референдумах предложение считается одобренным, если его поддержало большинство зарегистрированных депутатов в коммунах.

Проблема абсентеизма: можно ли мнение активного меньшинства считать мнением народа?

Можно и нужно. В данном случае абсентеисты, которым все равно, готовы принять решение любого большинства тех, кому не все равно и кто пришел голосовать, чтобы выразить свою волю. И такое решение должно быть обязательным для всех, включая абсентеистов.

Правовые последствия референдума.

Практически речь идет:

1.   О юридической силе акта, принятого путем референдума.

-Если речь идет о Конституции, проблем нет – она обладает высшей юридической силой;

-Если речь идет об обычном законе, принятом парламентом, приоритет должен быть отдан референдуму.

2.   О возможности или невозможности изменения либо отмены закона, утвержденного или принятого на референдуме обычным парламентским путем.

-По Венгерскому закону решения, принятые на референдуме, обязательны для Государственного Собрания. Отсюда, закон, принятый Государственным Собранием и вынесенный на референдум, но не прошедший его, вступить в силу не может.

-Несовершенство конституционного законодательства дает возможность по конституциям, принятым на референдуме, согласно текстам могут подлежать частичному пересмотру парламентом без обращения к избирателям.

Выводы

По предмету

По правовым последствиям они могут быть консультативного, "дозаконодательного", совещательного и "послезаконодательного" ратифицирующего характера.

Референдумы бывают обязательными и факультативными. Инициаторами их проведения могут выступать государственные органы или избиратели.

С помощью референдума правящие круги иногда обходят правительственные учреждения.


просмотров: 1284
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search Results from «Озон» Учебная литература
 
 Банковское право. Учебник
Банковское право. Учебник
В предлагаемом учебнике излагаются все темы курса Банковское право, который преподается в Московском государственном юридическом университете имени О.Е.Кутафина (МГЮА). Главы учебника посвящены основным вопросам создания и функционирования банковской системы РФ и порядка осуществления банковских операций. Авторы курса уделили особое внимание не только основным теоретическим проблемам отрасли, но и наиболее актуальным вопросам правоприменительной практики.

Учебник рассчитан на студентов бакалавриата Московского государственного юридического университета имени О.Е.Кутафина (МГЮА), обучающихся по направлению "Юриспруденция", аспирантов, научных и практических работников, всех лиц, интересующихся банковским правом....

Цена:
589 руб

А. М. Фатхутдинова,Д. Б. Григорович,А. Л. Галкина Право. Материалы для разработки интерактивной обучающей программы
Право. Материалы для разработки интерактивной обучающей программы
Основной целью преподавания дисциплины "Право" является реализация требований установленных ФГОС ВО к подготовке бакалавров по всем направлениям. 
В процессе обучения полученные знания должны помочь в формировании личных убеждений, строго следовать правовым предписаниям и соблюдать закон. Настоящий материал был использован для разработки обучающей программы по дисциплине "Право" для студентов бакалавров, обучающихся по всем направлениям в рамках самостоятельной работы. В работе большое внимание уделено организации самостоятельной работы студентов. 
Для студентов, преподавателей, а также всех, кто интересуется вопросами права.
...

Цена:
313 руб

Е. А. Шереметьев Конституционное право. Конспект лекций. Учебное пособие
Конституционное право. Конспект лекций. Учебное пособие
Данное учебное пособие, подготовленное в виде кратких вопросов и ответов, охватывает все основные темы курса "Конституционное право России", включаемые в билеты для экзаменов, зачетов, семинаров. Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических факультетов и вузов....

Цена:
88 руб

 Уголовно-исполнительное право
Уголовно-исполнительное право
Курс лекций подготовлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 521400 и специальности 021100 "Юриспруденция", утвержденного Министерством образования в 2000 г.
В издании учтено состояние нормативной базы курса на февраль 2004 г. Каждая лекция завершается списком нормативных актов и литературы по теме.
В курсе лекций с учетом последних существенных изменений нормативной базы раскрываются положения, предлагаются источники, знание которых необходимо не только практическим работникам правоохранительных органов и судов общей юрисдикции, но и юристам органов управления, а также должностным лицам, на которых законом возложено исполнение уголовных наказаний в качестве дополнительной функции к их основной деятельности.
Издание ориентировано на студентов образовательных учреждений, готовящих юристов широкого профиля и изучающих уголовно-исполнительное право на основе типовой программы в ограниченном объеме....

Цена:
393 руб

 Государственная служба. Комплексный подход
Государственная служба. Комплексный подход
В учебнике всесторонне рассматривается проблематика государственной службы, теория и практика работы отечественной и зарубежной "бюрократии" во всех ее аспектах: политологическом, правовом, финансовом, историческом, этическом, в ее динамике, современном состоянии и тенденциях реформирования. Подробно описана государственная служба целого ряда зарубежных стран. Особое внимание уделено проблемам реформирования российской государственной службы. Они изложены, как говорится, "из первых рук", так как большинство авторов учебника непосредственно причастны к разработке концепции и различных аспектов реформы.

Книга служит базовым учебником по нескольким дисциплинам и курсам государственной службы, изучаемым во многих вузах страны, адресуется студентам разных ступеней обучения, аспирантам, преподавателям, практикам, участвующим в процессе развития и реформирования отечественной гражданской государственной службы и приведения ее в соответствие с передовыми мировыми стандартами с учетом национальной специфики, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами государственного управления....

Цена:
628 руб

Н. П. Бычкова, Г. Л. Авагян, Г. Л. Баяндурян Кредитный договор. Экономическая и правовая природа
Кредитный договор. Экономическая и правовая природа
Рассмотрены экономическое содержание и правовая природа кредитного договора, его существенные и обязательные условия, порядок начисления и уплаты процентов, вопросы обеспечения кредита и ответственности сторон кредитного договора.
Описаны порядок и сроки возврата кредита, механизм разрешения споров. Дан развернутый анализ вопросов контроля кредитора и права на безакцептное списание по кредитному договору.

Для студентов финансово-экономических специальностей вузов, аспирантов, преподавателей и специалистов в области кредитных отношений....

Цена:
204 руб

Ольшевская Н Муниципальное право
Муниципальное право
В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы "Муниципальное право". Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета.

Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой....

Цена:
26 руб

Д. В. Черняева Международные стандарты труда. Международное публичное трудовое право
Международные стандарты труда. Международное публичное трудовое право
Носит комплексный характер и призвано ознакомить читателей как с международными аспектами трудового права, так и с социально-трудовыми аспектами международного публичного права. Отражена деятельность международных организаций по регулированию социально-трудовых вопросов, рассмотрены институциональные механизмы регулирования данной области на международном уровне, исследованы способы обеспечения соблюдения международных трудовых норм и другие вопросы, непосредственно связанные с указанной тематикой.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических специальностей, а также тех, кто интересуется социально-трудовой проблематикой и международно-правовым регулированием труда в исторической ретроспективе и на современном этапе....

Цена:
666 руб

Коммерческое право России
Коммерческое право России
Настоящий учебник является вторым, переработанным и дополненным, изданием книги автора "Коммерческое право России" 1999 г. Учебник включает ряд новых глав и параграфов, в нем учтены и отражены изменения в действующем законодательстве. Книга подготовлена в соответствии с Программой курса коммерческого права, утвержденной кафедрой коммерческого права юридического факультета МГУ.
Учебник написан в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к учебной литературе, и Государственным стандартом высшего юридического образования.
В книге в систематизированном виде изложены основные вопросы российского коммерческого права: особенности правовой отрасли, отличительные черты предмета регулирования, развитие структуры и инфраструктуры товарного рынка как условия осуществления коммерческой деятельности. Значительное внимание уделено рассмотрению системы торговых договоров и применению договора как главного регулятора торгового оборота и экономики в целом.
С учетом отраслевого общедозволительного метода регулирования, присущего коммерческому праву, вместо комментирования норм и институтов предпочтение уделено показу ценного практического опыта правовой деятельности в торговой сфере.

Учебник предназначен для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов. Может быть рекомендован руководителям и специалистам коммерческих организаций, сотрудникам государственных и муниципальных органов....

Цена:
323 руб

Треушников М. Гражданский процесс. Практикум
Гражданский процесс. Практикум
Учебно-методическое пособие с программами по спецкурсам (спецсеминарам), с примерной тематикой курсовых и дипломных работ.

Практикум рассчитан на проведение семинаров, спецкурсов (спецсеминаров), иных форм занятий со студентами, аспирантами и юристами, повышающими свою квалификацию. В нем содержатся методические рекомендации для подготовки к занятиям, правовые ситуации (задачи) и вопросы к ним, составленные в соответствии с действующим законодательством. Учтены изменения законодательства по состоянию на 1 августа 2018 г. Даются учебные программы по спецкурсам (спецсеминарам) для студентов, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры, а также примерная тематика курсовых и дипломных работ. В темах Практикума использованы материалы СПС "КонсультантПлюс" и "Гарант".

Для юристов-ученых и практиков, студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов....

Цена:
1219 руб



2003 Copyright © «Advokat.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Юридическая консультация, юридические услуги, юридическая помощь онлайн.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования