Юриспруденция
Финансовые основы местного самоуправления согласно законопроекту комиссии Козака

Финансовые основы местного самоуправления согласно законопроекту комиссии Козака

Проект нового закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" много ругали, причем не всегда по делу. Однако важнейший вопрос о финансовых основах местного самоуправления в дискуссии почти не затрагивался, поэтому имеет смысл уделить ему специальное внимание.

Можно выделить 4 главных принципа, на которых базируется финансовое состояние местного самоуправления, исходя из проекта нового закона и уже действующего финансового законодательства (Бюджетного кодекса, Налогового кодекса и др.)

Первый принцип: сохранение за каждым уровнем налоговой системы своего перечня налогов. Например, к федеральным налогам отнесены НДС (налог на добавленную стоимость), акцизы, единый социальный налог, налог на прибыль и др., к региональным – транспортный налог, налог на игорный бизнес и др., к местным – налог на наследование и дарение, налог на рекламу и др. Предполагается, что каждый уровень публичной власти финансирует отнесенные к его ведению расходы за счет "своих" налогов. Но, учитывая, что в нашей стране доходная база разных территорий различается в десятки и сотни раз, эта система в чистом виде не смогла бы существовать: какие-то муниципальные образования оказались бы совершенно без средств, а другие получали бы неоправданно большие доходы за счет промышленных объектов, построенных еще при Советском Союзе на средства всей страны. Поэтому выстраивается система дотаций и субвенций .

Второй принцип: все самые "доходные" налоги становятся федеральными, что-то перепадает региональным властям, и уж совсем символические налоговые источники отдаются местному самоуправлению. А потом собранные на территориях средства возвращаются туда уже в виде дотаций и субвенций. Таким образом, ситуация, когда из 89 субъектов федерации 80 являются дотационными, а из более чем 12 тысяч муниципальных образований только 400 являются донорами, абсолютно искусственна. Чтобы уж совсем откровенно не "гонять деньги туда-сюда", вводятся прямые отчисления от федеральных налогов в региональные и местные бюджеты. Но когда говорят, что, допустим, половина НДС идет в федеральный бюджет, а половина – в региональные, не надо забывать, что НДС остается федеральным налогом (!), доходами от которого федеральный центр делится с другими уровнями бюджетной системы.

Недостатки закрепления за каждым уровнем бюджетной системы своего перечня налогов состоят в следующем. Во-первых, формируется экономически неоправданно большой перечень налогов, взимаемых в стране. У каждого уровня бюджетной системы должны быть хотя бы символические, но "свои" налоги. Да и 4–5 экономически оправданных налогов, с учетом необходимости выстраивания системы дотаций и субвенций, на три делятся с трудом. Во-вторых, инвесторам сложно определить сравнительные преимущества налогового режима в различных субъектах федерации и муниципальных образованиях. Региональные власти взимают одни налоги, а местные власти совершенно другие, и нужно еще разбираться, что лучше: высокие региональные налоги, но низкие местные или низкие региональные, но высокие местные. В связи с этим снижается конкуренция между различными субъектами федерации и муниципальными образованиями за привлечение инвестиций и пропадают стимулы к расширению доходной базы за счет снижения налоговых ставок. В-третьих, происходит разделение муниципальных образований на бедные и богатые и закрепление неравенства их стартовых возможностей. Например, чтобы повысить налоговую базу (привлечь инвестиции, создать новые рабочие места), можно снизить налоговые ставки, но чем беднее муниципальное образование, тем тяжелее их снижать. В результате богатые муниципальные образования становятся еще богаче, а бедные – еще беднее. И наконец, из-за отсутствия внутренней территориальной конкуренции за инвестиции существует опасность более быстрого роста налогового бремени по всей стране и снижения инвестиционной привлекательности российской экономики в целом.

Отличие положений проекта нового закона, подготовленного комиссией Козака, от действующего законодательства в том, что механизм распределения дотаций и субвенций между муниципальными образованиями предлагается сделать несколько более прозрачным, чем это имеет место сейчас. Непосредственным следствием такого нововведения будет повышение независимости местного самоуправления от региональных властей. При этом, однако, упускаются из виду принципиальные недостатки существующей системы дотаций и субвенций, а именно: 1) закрепляется дотационный статус подавляющего большинства муниципальных образований; 2) формируется связанная с этим перераспределительная психология местных властей; 3) снижаются стимулы к повышению эффективности расходов местного бюджета (Зачем повышать эффективность расходов, что не всегда однозначно воспринимается населением, когда проще добиться увеличения субвенций, что в любом случае будет положительно воспринято избирателями?); 4) в связи с названными факторами возникает опасность торможения рыночных институциональных изменений на муниципальном уровне. По этому поводу хотелось бы заметить: федеральный центр долго боролся, да и сейчас борется, с произволом региональных властей, а теперь сам создает почву для появления вместо 89 региональных князей нескольких тысяч муниципальных баронов с совершенно нерыночной перераспределительной психологией.

Как следует из законопроекта, третий , если не принцип, то заметный элемент финансовых основ местного самоуправления, – введение так называемых " отрицательных трансфертов ". В случае, если уровень бюджетной обеспеченности муниципального образования в расчете на душу населения превышает в 2 и более раза средний уровень по соответствующему субъекту федерации, могут быть предусмотрены обязательные субвенции из бюджета данного муниципального образования в региональный фонд финансовой поддержки в размере до 50% выявленной разницы. Тут сразу же следует сказать о четвертом принципе – ежегодное перераспределение трансфертов на основе расчетных данных по бюджетной обеспеченности за отчетный период .

Что из этого получится? Во-первых, полного выравнивания бюджетной обеспеченности так и не произойдет. Во-вторых, будут подорваны стимулы к расширению доходной базы для успешных муниципальных образований. В-третьих, сохранится влияние субъективных факторов при определении методики расчетов и определении базовых показателей, используемых в расчетах. В-четвертых, есть опасность, что произойдет политизация процесса расчета межбюджетных трансфертов. И наконец, в-пятых, будет подкреплена тенденция к формированию перераспределительной психологии местных властей.

В итоге мы можем получить не местное самоуправление, а нижний уровень бюрократической системы, ощущающий постоянную нехватку денег, постоянно скандалящий из-за распределения финансовых потоков или пытающийся договориться втихую, увлеченный выбиванием денег, а не оптимизацией имеющихся расходов. Подобное местное самоуправление может превратиться в такой же тормоз экономического развития страны, каким была крестьянская община XIX века.

Альтернатива данному варианту есть. Прежде всего, надо отказаться от принципа, согласно которому для каждого уровня налоговой системы существует свой перечень налогов. Например, в такой классической федерации, как Швейцария имеется небольшой перечень налогов для всей страны. Один и тот же налог может взиматься федеральными властями и кантонами. Ставки налогов, установленные федеральными властями и властями кантонов, просто суммируются и взимаются как один налог. Благодаря этой системе легко определить, в каком из кантонов наиболее низкие налоги, территориальная конкуренция кантонов за инвестиции достаточно высока, и, как следствие, в Швейцарии один из самых низких в Европе уровней налогообложения. Как это может выглядеть в России? Возьмем для иллюстрации подоходный налог. Устанавливается, что максимальная федеральная ставка подоходного налога – 4%, максимальная региональная ставка подоходного налога тоже 4%, а максимальная местная ставка подоходного налога – 5%. В сумме – знаменитые 13%, но в отдельных регионах региональная составляющая может быть всего 1%, и то же самое можно сказать про муниципальные образования. При этом будет отчетливо видно, где налоги взимаются по максимуму, а где они низкие.

Второе, что следует сделать, – это обеспечить всем муниципальным образованиям равные стартовые возможности по увеличению своей доходной базы за счет снижения налоговых ставок. Для этого определяется средний уровень доходной базы местного самоуправления на душу населения по соответствующему субъекту федерации и устанавливается правило, в соответствии с которым в бюджет муниципального образования перечисляются не все доходы от того или иного местного налога (взимания местной ставки общего для всей страны налога), а только та его доля, которая соответствует средней доходной базе местного самоуправления на душу населения по соответствующему субъекту РФ. Средства, превышающие указанную долю, зачисляются в региональный фонд финансовой поддержки местного самоуправления. При этом, если местные органы власти снижают или повышают местную ставку налога, то определенная ранее доля не изменяется. Например, если в городе N. налоговая база в 10 раз больше, чем в среднем по данному региону, то в его бюджет поступает лишь 10% от собранного местного налога, а остальные 90% идут в региональный фонд финансовой поддержки муниципальных образований. Но при этом местные налоговые ставки устанавливаются муниципальным образованием самостоятельно. Так, если в этом году налоги в городе N взимались по ставке в 7% и было собрано 70 млн. рублей, то в местный бюджет поступило 7 млн. рублей, а в региональный фонд финансовой поддержки муниципальных образований – 63 млн. рублей. Если на следующий год налоговая ставка будет увеличена до 10%, то доходы бюджета города N. увеличатся до 10 млн. рублей. Но тогда и в региональный фонд финансовой поддержки придется перечислить уже не 63 млн. рублей, а все 90 млн. Можно поступить по-другому: снизить ставку до 5%, и тогда в региональный фонд финансовой поддержки надо будет перечислить только 45 млн. рублей. Но тогда и собственные доходы сократятся до 5 млн. Получается, что если не хочешь кормить других, – думай, как оптимизировать свои расходы.

По предложенной схеме и богатые, и среднеобеспеченные муниципалитеты оказываются в равных стартовых условиях. Но и у бедных муниципальных образований должны быть не меньшие стимулы снижать ставки местных налогов, чтобы разрыв между богатыми и бедными муниципалитетами не увеличивался, а, наоборот, сокращался. Поэтому региональные фонды финансовой поддержки муниципальных образований должны перечислять в бюджеты бедных муниципальных образований разницу между поступающими в их бюджеты доходами от местных налогов и теми доходами, которые могли бы у них быть, если бы доходная база в этих муниципальных образованиях соответствовала (в пересчете на душу населения) средней по данному региону. Таким образом, они получают равные возможности с более обеспеченными муниципальными образованиями по увеличению своей доходной базы за счет снижения местных налоговых ставок. Например, в городе Х. доходная база в пересчете на душу населения в два раза ниже, чем в среднем по региону. Если не предоставлять этому муниципальному образованию субвенций и дотаций, то муниципалитет будет просто вынужден устанавливать максимальные ставки местных налогов, чтобы обеспечить минимальный бюджет. Если же компенсировать городу Х. низкую доходную базу, то он окажется в равных стартовых условиях со среднеобеспеченными и богатыми муниципальными образованиями.

И вот тут встает третий принципиальный вопрос: как определять имеющиеся у муниципальных образований доходы от налоговых поступлений. Если брать за основу фактические доходы, то муниципалитеты теряют стимулы расширять свою доходную базу. Как уже говорилось, проект нового закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предполагает использовать расчетные величины бюджетной обеспеченности, но нет никакой уверенности, что на процедуру определения расчетных величин не будут влиять какие-либо субъективные факторы. Поэтому наше предложение состоит в том, чтобы все-таки использовать фактические показатели, но не за истекший финансовый год, а 3–7-летней давности. Например, власти города Х. снизили в 2 раза все местные налоги, привлекли, таким образом, на свою территорию инвестиции и, соответственно, расширили свою налоговую базу. Но в межбюджетных отношениях это увеличение доходной базы будет учитываться не сразу, а не ранее чем через три года, притом частично. В полном объеме – только через 7 лет. А вот увеличение доходов без увеличения доходной базы можно фиксировать сразу. Например, в городе Р. в полтора раза повысились ставки местных налогов, соответственно в краткосрочном плане увеличились доходы бюджета. Это увеличение должно отразиться и на межбюджетных отношениях. Если муниципальное образование – донор, то большая, по сравнению с предыдущим периодом, часть доходов, собранных на территории этого муниципального образования должна поступить в региональный фонд финансовой поддержки, если муниципальное образование – реципиент (получает дотации), то из регионального фонда финансовой поддержки оно получит меньшую сумму средств.

Смысл всей предлагаемой схемы в том, чтобы поощрять муниципальные образования оптимизировать свои расходы, за счет этого снижать ставки местных налогов, благодаря снижению ставок увеличивать доходную базу и, в конечном счете, получать больше средств на нужды муниципального образования.


просмотров: 705
Search Results from Ebay.US* DE* FR* UK
Search Results from «Озон» Учебная литература
 
 Спортивное право России. Учебник
Спортивное право России. Учебник
Учебник подготовлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для обучающихся по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «магистр»). В книге рассматриваются наиболее актуальные проблемы спортивного права, раскрывается содержание основных правовых и регламентных норм в сфере физической культуры и спорта. Учебник состоит из 11 глав и содержит систематизированное изложение следующих вопросов: спорт как сфера правового регулирования, система источников спортивного права и ее особенности, особенности регулирования составных частей (элементов) спорта, субъекты спорта, социальное обеспечение и медицинская помощь в спорте, регулирование организации спортивных мероприятий, налогообложение в области спорта, правонарушения и ответственность в области спорта, разрешение споров в области спорта, спортивный арбитраж, зарубежные модели правовой регламентации спорта, Россия и спортивная политика Европейского союза.
Законодательство приведено по состоянию на март 2016 г.

Учебник предназначен для магистрантов, юристов, адвокатов, руководителей общероссийских и региональных спортивных федераций, спортивных клубов, менеджеров, спортсменов, тренеров, спортивных врачей, а также будет интересен всем тем, кто интересуется правовым регулированием физической культуры и спорта....

Цена:
649 руб

И. А. Панкеев Авторское право для журналистов. Учебное пособие
Авторское право для журналистов. Учебное пособие
Пособие построено на современном законодательстве в области авторского права. Вопросы интеллектуальной собственности рассматриваются в нем преимущественно применительно к СМИ. Теоретические сведения о принци­пах использования объектов права в средствах массовой информации наглядно иллюстрируются примерами судебной практики, сопровождающими каждую главу издания. Проанализирован опыт конфликтных ситуаций, приведены образцы документов. Особое внимание уделено таким важным для журналистов положениям, как свободное использование произведения, служебное произведение, производные произведения и др.

Книга предназначена для широкого круга читателей, связанных как с преподаванием и изучением авторского права на факультетах журналистики, так и с профессиональным использованием результатов интеллектуальной деятельности в средствах массовой информации....

Цена:
459 руб

 Право интеллектуальной собственности. Учебник
Право интеллектуальной собственности. Учебник
Российская государственная академия интеллектуальной собственности представляет второе издание учебника "Право интеллектуальной собственности", подготовленное коллективом академии.
Во втором издании учтены пожелания специалистов и наших читателей.
В учебнике доступным языком представлен большой объем сведений, относящихся к области интеллектуальной собственности, что предоставляет возможность углубленного изучения норм законодательства, освоения знаний об интеллектуальной собственности.
Законодательство приводится по состоянию на сентябрь 2015 г.

Учебник будет полезен как студентам, получающим специальность "интеллектуальная собственность", "инженер-патентовед", так и студентам и аспирантам юридических, экономических, инженерно-технических специальностей, он также будет способствовать профессиональному исполнению служебных обязанностей специалистов, государственных служащих в сфере интеллектуальной собственности....

Цена:
649 руб

И. В. Решетникова Доказывание в гражданском процессе
Доказывание в гражданском процессе
В настоящем учебно-практическом пособии впервые предлагается взглянуть на доказательства и доказывание не только как на общий институт гражданского процессуального права с раскрытием предмета доказывания, распределения обязанностей по доказыванию, но и как на межотраслевой институт процессуального права, охватывающий все стадии и виды гражданского процесса, через призму судебной практики. Это первое в России пособие по доказыванию и доказательствам в рамках деятельности судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел с момента возбуждения дела и до исполнения судебных постановлений.
Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

Для студентов юридических вузов, преподавателей, практикующих юристов и судей, а также всех, кто интересуется проблемами гражданского процесса и доказывания....

Цена:
1289 руб

Н. В. Витрук Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс. Учебное пособие
Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс. Учебное пособие
В учебном пособии в соответствии с действующим законодательством на базе судебной практики и современной компаративистики освещены основные институты конституционного правосудия: судебно-конституционного права и процесса (конституционного судопроизводства).

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, практических работников правоохранительных органов, государственного аппарата, местного самоуправления, а также для всех, кто интересуется проблемами судебного конституционного контроля в демократическом правовом государстве....

Цена:
1089 руб

О. В. Мартышин, У. Э. Батлер, З. Ш. Гафуров Теория государства и права. Учебник
Теория государства и права. Учебник
Учебник подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом коллективом кафедры теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О.Е.Кутафина (МГЮА) с привлечением известных специалистов из других вузов. При подготовке издания широко использованы отечественная и зарубежная литература, классическое наследие, нормативные материалы. Проблемность, анализ разных точек зрения сочетаются с простотой изложения.
Законодательство приведено по состоянию на 1 сентября 2015 г.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов....

Цена:
769 руб

А. Б. Венгеров Теория государства и права. Учебник
Теория государства и права. Учебник
Учебник, написанный в соответствии с курсом "Теория государства и права" для юридических вузов, качественно отличается от выходивших ранее книг по этой дисциплине. Сохраняя все то ценное, что наработано в теоретико-правовой мысли за предыдущие годы, автор существенно обновляет и переосмысливает вопросы возникновения, развития и функционирования государства и права. Книга, посвященная современной теории государства и права, содержит ряд принципиально новых тем. Впервые на высоком теоретическом уровне осмыслены и изложены вопросы новых государственно-правовых процессов современного российского общества. Дается характеристика гражданского общества в его соотношении с правом и государством. Для студентов, аспирантов, преподавателей и научных работников юридических вузов....

Цена:
499 руб

Т. В. Кашанина, Н. М. Сизикова Право. Учебник и практикум
Право. Учебник и практикум
Перед вами второе, переработанное и дополненное издание учебника "Право", предназначенного для студентов прикладного бакалавриата. Книга относится к числу учебников нового поколения, так как она построена по принципу активного, а не пассивного усвоения учебного материала. Наряду с изложением основных тем о государстве и праве, сопровождаемого схемами и иллюстрациями, в конце каждого параграфа сформулированы основные выводы, которые нужно запомнить, а также контрольные вопросы для проверки результативности усвоения материала.
Практикум является неразрывной, составной частью учебника. Анализ и решение правовых казусов дает возможность попрактиковаться в использовании материала изучаемых тем. В конце учебника размещен глоссарий для удобного поиска непонятных слов.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по программам прикладного бакалавриата....

Цена:
1449 руб

 Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. Учебник. В 2 частях. Часть 2
Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. Учебник. В 2 частях. Часть 2
Учебник подготовлен преподавателями Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), большая часть которых является практикующими адвокатами, что обусловило практическую направленность издания. В данном учебнике учтены все последние изменения в уголовно-процессуальном законодательстве. Нормы и институты действующего процессуального законодательства проанализированы в соответствии с концептуальными общепризнанными принципами и нормами данной области права. Использована практика Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции. После каждой главы есть контрольные вопросы, которые помогут закрепить теоретический материал....

Цена:
1289 руб

 Административное судопроизводство. Учебник
Административное судопроизводство. Учебник
Настоящее издание подготовлено для изучения студентами по направлению "юриспруденция" (бакалавр, специалист, магистр) новой правовой учебной дисциплины в юридических вузах и на факультетах, введенной в учебные планы и программы в связи с принятием в 2015 г. Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действующего за некоторыми исключениями с 15 сентября 2015 г. Нормативные акты приводятся по состоянию на 1 ноября 2016 г., учтено постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. №36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации". Использованы СПС "КонсультантПлюс" и "Гарант".

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, юристов, повышающих квалификацию, судей, прокуроров, адвокатов, а также для практикующих сотрудников юридических фирм и служб....

Цена:
539 руб



2003 Copyright © «Advokat.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Юридическая консультация, юридические услуги, юридическая помощь онлайн.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования