Юриспруденция
Финансовые основы местного самоуправления согласно законопроекту комиссии Козака

Финансовые основы местного самоуправления согласно законопроекту комиссии Козака

Проект нового закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" много ругали, причем не всегда по делу. Однако важнейший вопрос о финансовых основах местного самоуправления в дискуссии почти не затрагивался, поэтому имеет смысл уделить ему специальное внимание.

Можно выделить 4 главных принципа, на которых базируется финансовое состояние местного самоуправления, исходя из проекта нового закона и уже действующего финансового законодательства (Бюджетного кодекса, Налогового кодекса и др.)

Первый принцип: сохранение за каждым уровнем налоговой системы своего перечня налогов. Например, к федеральным налогам отнесены НДС (налог на добавленную стоимость), акцизы, единый социальный налог, налог на прибыль и др., к региональным – транспортный налог, налог на игорный бизнес и др., к местным – налог на наследование и дарение, налог на рекламу и др. Предполагается, что каждый уровень публичной власти финансирует отнесенные к его ведению расходы за счет "своих" налогов. Но, учитывая, что в нашей стране доходная база разных территорий различается в десятки и сотни раз, эта система в чистом виде не смогла бы существовать: какие-то муниципальные образования оказались бы совершенно без средств, а другие получали бы неоправданно большие доходы за счет промышленных объектов, построенных еще при Советском Союзе на средства всей страны. Поэтому выстраивается система дотаций и субвенций .

Второй принцип: все самые "доходные" налоги становятся федеральными, что-то перепадает региональным властям, и уж совсем символические налоговые источники отдаются местному самоуправлению. А потом собранные на территориях средства возвращаются туда уже в виде дотаций и субвенций. Таким образом, ситуация, когда из 89 субъектов федерации 80 являются дотационными, а из более чем 12 тысяч муниципальных образований только 400 являются донорами, абсолютно искусственна. Чтобы уж совсем откровенно не "гонять деньги туда-сюда", вводятся прямые отчисления от федеральных налогов в региональные и местные бюджеты. Но когда говорят, что, допустим, половина НДС идет в федеральный бюджет, а половина – в региональные, не надо забывать, что НДС остается федеральным налогом (!), доходами от которого федеральный центр делится с другими уровнями бюджетной системы.

Недостатки закрепления за каждым уровнем бюджетной системы своего перечня налогов состоят в следующем. Во-первых, формируется экономически неоправданно большой перечень налогов, взимаемых в стране. У каждого уровня бюджетной системы должны быть хотя бы символические, но "свои" налоги. Да и 4–5 экономически оправданных налогов, с учетом необходимости выстраивания системы дотаций и субвенций, на три делятся с трудом. Во-вторых, инвесторам сложно определить сравнительные преимущества налогового режима в различных субъектах федерации и муниципальных образованиях. Региональные власти взимают одни налоги, а местные власти совершенно другие, и нужно еще разбираться, что лучше: высокие региональные налоги, но низкие местные или низкие региональные, но высокие местные. В связи с этим снижается конкуренция между различными субъектами федерации и муниципальными образованиями за привлечение инвестиций и пропадают стимулы к расширению доходной базы за счет снижения налоговых ставок. В-третьих, происходит разделение муниципальных образований на бедные и богатые и закрепление неравенства их стартовых возможностей. Например, чтобы повысить налоговую базу (привлечь инвестиции, создать новые рабочие места), можно снизить налоговые ставки, но чем беднее муниципальное образование, тем тяжелее их снижать. В результате богатые муниципальные образования становятся еще богаче, а бедные – еще беднее. И наконец, из-за отсутствия внутренней территориальной конкуренции за инвестиции существует опасность более быстрого роста налогового бремени по всей стране и снижения инвестиционной привлекательности российской экономики в целом.

Отличие положений проекта нового закона, подготовленного комиссией Козака, от действующего законодательства в том, что механизм распределения дотаций и субвенций между муниципальными образованиями предлагается сделать несколько более прозрачным, чем это имеет место сейчас. Непосредственным следствием такого нововведения будет повышение независимости местного самоуправления от региональных властей. При этом, однако, упускаются из виду принципиальные недостатки существующей системы дотаций и субвенций, а именно: 1) закрепляется дотационный статус подавляющего большинства муниципальных образований; 2) формируется связанная с этим перераспределительная психология местных властей; 3) снижаются стимулы к повышению эффективности расходов местного бюджета (Зачем повышать эффективность расходов, что не всегда однозначно воспринимается населением, когда проще добиться увеличения субвенций, что в любом случае будет положительно воспринято избирателями?); 4) в связи с названными факторами возникает опасность торможения рыночных институциональных изменений на муниципальном уровне. По этому поводу хотелось бы заметить: федеральный центр долго боролся, да и сейчас борется, с произволом региональных властей, а теперь сам создает почву для появления вместо 89 региональных князей нескольких тысяч муниципальных баронов с совершенно нерыночной перераспределительной психологией.

Как следует из законопроекта, третий , если не принцип, то заметный элемент финансовых основ местного самоуправления, – введение так называемых " отрицательных трансфертов ". В случае, если уровень бюджетной обеспеченности муниципального образования в расчете на душу населения превышает в 2 и более раза средний уровень по соответствующему субъекту федерации, могут быть предусмотрены обязательные субвенции из бюджета данного муниципального образования в региональный фонд финансовой поддержки в размере до 50% выявленной разницы. Тут сразу же следует сказать о четвертом принципе – ежегодное перераспределение трансфертов на основе расчетных данных по бюджетной обеспеченности за отчетный период .

Что из этого получится? Во-первых, полного выравнивания бюджетной обеспеченности так и не произойдет. Во-вторых, будут подорваны стимулы к расширению доходной базы для успешных муниципальных образований. В-третьих, сохранится влияние субъективных факторов при определении методики расчетов и определении базовых показателей, используемых в расчетах. В-четвертых, есть опасность, что произойдет политизация процесса расчета межбюджетных трансфертов. И наконец, в-пятых, будет подкреплена тенденция к формированию перераспределительной психологии местных властей.

В итоге мы можем получить не местное самоуправление, а нижний уровень бюрократической системы, ощущающий постоянную нехватку денег, постоянно скандалящий из-за распределения финансовых потоков или пытающийся договориться втихую, увлеченный выбиванием денег, а не оптимизацией имеющихся расходов. Подобное местное самоуправление может превратиться в такой же тормоз экономического развития страны, каким была крестьянская община XIX века.

Альтернатива данному варианту есть. Прежде всего, надо отказаться от принципа, согласно которому для каждого уровня налоговой системы существует свой перечень налогов. Например, в такой классической федерации, как Швейцария имеется небольшой перечень налогов для всей страны. Один и тот же налог может взиматься федеральными властями и кантонами. Ставки налогов, установленные федеральными властями и властями кантонов, просто суммируются и взимаются как один налог. Благодаря этой системе легко определить, в каком из кантонов наиболее низкие налоги, территориальная конкуренция кантонов за инвестиции достаточно высока, и, как следствие, в Швейцарии один из самых низких в Европе уровней налогообложения. Как это может выглядеть в России? Возьмем для иллюстрации подоходный налог. Устанавливается, что максимальная федеральная ставка подоходного налога – 4%, максимальная региональная ставка подоходного налога тоже 4%, а максимальная местная ставка подоходного налога – 5%. В сумме – знаменитые 13%, но в отдельных регионах региональная составляющая может быть всего 1%, и то же самое можно сказать про муниципальные образования. При этом будет отчетливо видно, где налоги взимаются по максимуму, а где они низкие.

Второе, что следует сделать, – это обеспечить всем муниципальным образованиям равные стартовые возможности по увеличению своей доходной базы за счет снижения налоговых ставок. Для этого определяется средний уровень доходной базы местного самоуправления на душу населения по соответствующему субъекту федерации и устанавливается правило, в соответствии с которым в бюджет муниципального образования перечисляются не все доходы от того или иного местного налога (взимания местной ставки общего для всей страны налога), а только та его доля, которая соответствует средней доходной базе местного самоуправления на душу населения по соответствующему субъекту РФ. Средства, превышающие указанную долю, зачисляются в региональный фонд финансовой поддержки местного самоуправления. При этом, если местные органы власти снижают или повышают местную ставку налога, то определенная ранее доля не изменяется. Например, если в городе N. налоговая база в 10 раз больше, чем в среднем по данному региону, то в его бюджет поступает лишь 10% от собранного местного налога, а остальные 90% идут в региональный фонд финансовой поддержки муниципальных образований. Но при этом местные налоговые ставки устанавливаются муниципальным образованием самостоятельно. Так, если в этом году налоги в городе N взимались по ставке в 7% и было собрано 70 млн. рублей, то в местный бюджет поступило 7 млн. рублей, а в региональный фонд финансовой поддержки муниципальных образований – 63 млн. рублей. Если на следующий год налоговая ставка будет увеличена до 10%, то доходы бюджета города N. увеличатся до 10 млн. рублей. Но тогда и в региональный фонд финансовой поддержки придется перечислить уже не 63 млн. рублей, а все 90 млн. Можно поступить по-другому: снизить ставку до 5%, и тогда в региональный фонд финансовой поддержки надо будет перечислить только 45 млн. рублей. Но тогда и собственные доходы сократятся до 5 млн. Получается, что если не хочешь кормить других, – думай, как оптимизировать свои расходы.

По предложенной схеме и богатые, и среднеобеспеченные муниципалитеты оказываются в равных стартовых условиях. Но и у бедных муниципальных образований должны быть не меньшие стимулы снижать ставки местных налогов, чтобы разрыв между богатыми и бедными муниципалитетами не увеличивался, а, наоборот, сокращался. Поэтому региональные фонды финансовой поддержки муниципальных образований должны перечислять в бюджеты бедных муниципальных образований разницу между поступающими в их бюджеты доходами от местных налогов и теми доходами, которые могли бы у них быть, если бы доходная база в этих муниципальных образованиях соответствовала (в пересчете на душу населения) средней по данному региону. Таким образом, они получают равные возможности с более обеспеченными муниципальными образованиями по увеличению своей доходной базы за счет снижения местных налоговых ставок. Например, в городе Х. доходная база в пересчете на душу населения в два раза ниже, чем в среднем по региону. Если не предоставлять этому муниципальному образованию субвенций и дотаций, то муниципалитет будет просто вынужден устанавливать максимальные ставки местных налогов, чтобы обеспечить минимальный бюджет. Если же компенсировать городу Х. низкую доходную базу, то он окажется в равных стартовых условиях со среднеобеспеченными и богатыми муниципальными образованиями.

И вот тут встает третий принципиальный вопрос: как определять имеющиеся у муниципальных образований доходы от налоговых поступлений. Если брать за основу фактические доходы, то муниципалитеты теряют стимулы расширять свою доходную базу. Как уже говорилось, проект нового закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предполагает использовать расчетные величины бюджетной обеспеченности, но нет никакой уверенности, что на процедуру определения расчетных величин не будут влиять какие-либо субъективные факторы. Поэтому наше предложение состоит в том, чтобы все-таки использовать фактические показатели, но не за истекший финансовый год, а 3–7-летней давности. Например, власти города Х. снизили в 2 раза все местные налоги, привлекли, таким образом, на свою территорию инвестиции и, соответственно, расширили свою налоговую базу. Но в межбюджетных отношениях это увеличение доходной базы будет учитываться не сразу, а не ранее чем через три года, притом частично. В полном объеме – только через 7 лет. А вот увеличение доходов без увеличения доходной базы можно фиксировать сразу. Например, в городе Р. в полтора раза повысились ставки местных налогов, соответственно в краткосрочном плане увеличились доходы бюджета. Это увеличение должно отразиться и на межбюджетных отношениях. Если муниципальное образование – донор, то большая, по сравнению с предыдущим периодом, часть доходов, собранных на территории этого муниципального образования должна поступить в региональный фонд финансовой поддержки, если муниципальное образование – реципиент (получает дотации), то из регионального фонда финансовой поддержки оно получит меньшую сумму средств.

Смысл всей предлагаемой схемы в том, чтобы поощрять муниципальные образования оптимизировать свои расходы, за счет этого снижать ставки местных налогов, благодаря снижению ставок увеличивать доходную базу и, в конечном счете, получать больше средств на нужды муниципального образования.


просмотров: 932
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search Results from «Озон» Учебная литература
 
В. В. Лазарев, С. В. Липень История и методология юридической науки. Университетский курс для магистрантов юридических вузов
История и методология юридической науки. Университетский курс для магистрантов юридических вузов
Издание содержит учебный материал, посвященный различным аспектам методологии юридических научных исследований, а также истории юридической науки. Для студентов вузов, обучающихся по специальностям юридического профиля по программам магистратуры, аспирантов и преподавателей юридических факультетов университетов, других юридических учебных заведений....

Цена:
1569 руб

В. А. Белов Гражданское право. Учебник. В 4 томах. Том 2. Общая часть. В 2 книгах. Книга 1. Лица, блага
Гражданское право. Учебник. В 4 томах. Том 2. Общая часть. В 2 книгах. Книга 1. Лица, блага
Вы держите в руках современный, максимально полный, абсолютно избавленный от пустой информации учебник по гражданскому праву. Результат огромного научного труда, позволяющий читателю проанализировать очень большой объем информации. Хорошо написанный, решенный оригинальным образом (деление текста на нумерованные абзацы, гиперссылки), что обеспечивает лаконизм подачи материала и возможность проследить связи проблем по всему курсу. Это та книга, которую должен иметь в своей библиотеке каждый уважающий себя специалист и по которой необходимо учиться каждому думающему студенту-юристу. Качество и объем материала учебника приравнивают его к справочному, энциклопедическому изданию.

Издание состоит из двух книг и CD-диска с дополнительной литературой....

Цена:
1399 руб

 Банковское право. Учебник
Банковское право. Учебник
В предлагаемом учебнике излагаются все темы курса Банковское право, который преподается в Московском государственном юридическом университете имени О.Е.Кутафина (МГЮА). Главы учебника посвящены основным вопросам создания и функционирования банковской системы РФ и порядка осуществления банковских операций. Авторы курса уделили особое внимание не только основным теоретическим проблемам отрасли, но и наиболее актуальным вопросам правоприменительной практики.

Учебник рассчитан на студентов бакалавриата Московского государственного юридического университета имени О.Е.Кутафина (МГЮА), обучающихся по направлению "Юриспруденция", аспирантов, научных и практических работников, всех лиц, интересующихся банковским правом....

Цена:
589 руб

Н. А. Захарова, А. В. Горшков Право социального обеспечения. Учебное пособие
Право социального обеспечения. Учебное пособие
В учебном пособии рассмотрены основные вопросы, касающиеся понятия права социального обеспечения, трудового стажа, действующей пенсионной системы, порядка обеспечения населения социальными пособиями, страховыми и компенсационными выплатами, предоставления медицинской помощи.
Отличительной особенностью данного издания является его актуальность. В пособии не только отражены изменения, произошедшие в национальной системе социального обеспечения и страхования за последние два-три года, но и учтены будущие изменения.

Для студентов, изучающих Право социального обеспечения, аспирантов, преподавателей, а также всех интересующихся вопросами социального обеспечения в России....

Цена:
162 руб

А. В. Датий Судебная медицина и психиатрия. Учебное пособие
Судебная медицина и психиатрия. Учебное пособие
В учебном пособии отражены все основные понятия судебной медицины и психиатрии. Освещены правовые, процессуальные и организационные аспекты деятельности судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертных служб в Российской Федерации. Показаны особенности судебно-медицинской экспертизы живых лиц, трупов, вещественных доказательств биологического происхождения, материалов уголовных и гражданских дел, уголовных дел по профессиональным преступлениям медицинских работников, судебно-психиатрической экспертизы подозреваемых, обвиняемых, потерпевших и свидетелей, порядок осуществления принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, общая и частная психопатология.

Для студентов и преподавателей юридических и медицинских вузов и факультетов....

Цена:
290 руб

 Европейский Союз. Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями
Европейский Союз. Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями
В настоящем издании приводится полный перевод на русский язык основополагающих актов Европейского Союза в новейшей редакции, вытекающей из Лиссабонского договора ("Договора о реформе" ЕС) от 13 декабря 2007 г.: "Договор о Европейском Союзе" и "Договор о функционировании Европейского Союза" с протоколами и приложениями, "Хартия Европейского Союза об основных правах" с официальными разъяснениями, "Лиссабонский договор" вместе с "Заключительным актом" и декларациями Межправительственной конференции государств - членов Европейского Союза 2007 г.
Перевод сопровождается постатейными аннотациями и комментариями, изложенными в форме примечаний к документам, и общим вводным комментарием, который дает разъяснения, необходимые для понимания новых правовых основ организации и деятельности ЕС и его взаимоотношений с Россией.
Публикуемые документы и комментарии к ним соответствуют учебной программе курсов "Европейское право" ("Право Европейского Союза , "Конституционное право", "Международное право" и могут также использоваться в качестве учебного пособия при изучении этих предметов.

Для работников органов государственной власти, внешнеполитических и внешнеэкономических организаций, правоохранительных органов, юристов-практиков, руководителей предприятий, предпринимателей, научных работников, преподавателей, студентов и аспирантов юридических вузов и факультетов, а также для всех заинтересованных читателей.
Во втором издании отражены изменения и дополнения, внесенные в основополагающие акты Европейского Союза после вступления в силу Лиссабонского договора, в том числе связанные с приемом в Европейский Союз нового государства-члена (Хорватии) и реформой правового статуса Суда Европейского Союза.
Во второе издание также включены полные переводы на русский язык документов, дополняющих собой основополагающие акты Европейского Союза по вопросам регулирования экономического и валютного союза и зоны евро которые были приняты после вступления в силу Лиссабонского договора Договора о стабильности, координации и управлении в экономическом и валютном союзе и Договора об учреждении Европейского стабилизационного механизма 2012 г....

Цена:
2129 руб

 Гражданское процессуальное право России. Учебник. В 2 томах. Том 2
Гражданское процессуальное право России. Учебник. В 2 томах. Том 2

В рамках курса комплексно и системно с позиции современной юридической науки и с учетом правоприменительной практики рассматриваются основные вопросы отечественного гражданского процессуального права. Авторами приняты во внимание последние изменения действующего законодательства, связанного с процессуальным порядком рассмотрения и разрешения гражданских дел в судах общей юрисдикции. Излагаются правовые позиции Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ по ключевым проблемам отрасли гражданского процессуального права и смежным правовым дисциплинам.
Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

Для бакалавров, специалистов, магистрантов и аспирантов высших учебных заведений, обучающихся по юридическим направлениям и специальностям.

...

Цена:
1169 руб

В. И. Полудняков Суд с участием присяжных заседателей. Сборник сценариев для практических занятий
Суд с участием присяжных заседателей. Сборник сценариев для практических занятий
В сборник включены дела о наиболее распространенных преступлениях - против личности, собственности, общественной безопасности, порядка управления и др. Представленные судебные дела являются реальными и были в большинстве своем рассмотрены автором как профессиональным судьей. В учебное пособие включены сценарии практических занятий в форме ролевых игр. В ходе занятий имеющиеся у студентов знания уголовного процесса и уголовного права реализуются предметно, конкретно в учебном судебном процессе.

Пособие предназначено для студентов юридических вузов....

Цена:
265 руб

С. Ю. Кашкин , А. О. Четвериков Международная образовательная интеграция. Содержание и правовое регулирование
Международная образовательная интеграция. Содержание и правовое регулирование
Монография представляет собой первое в России комплексное исследование правовых механизмов международной образовательной интеграции - совместной деятельности государств, которая предполагает, с одной стороны, взаимное открытие границ для учащихся, преподавателей образовательных программ и поставщиков образовательных услуг, с другой стороны - проведение общей политики по управлению образованием, включая гармонизацию законодательства об образовании (болонские стандарты и др.). В книге рассмотрены предпосылки международной образовательной интеграции, ее организационно-правовые формы, направления и практические достижения: транснациональное (трансграничное) образование; правовые основы функционирования Европейского пространства высшего образования (Болонского процесса) и других интеграционных объединений в образовательной сфере; правовые аспекты либерализации торговли образовательными услугами, либерализации миграционного режима для учащихся и преподавателей, взаимного признания образовательных квалификаций, выработки гармонизированных образовательных стандартов; система межгосударственных учебных заведений и наднациональных образовательных квалификаций. Наряду с международными договорами, актами международных организаций и интеграционных объединений (ЮНЕСКО, ВТО, Европейский и Евразийский экономические союзы и др.) важное место уделено анализу национального законодательства и практики современных государств по вопросам регулирования международных образовательных связей и транснационального (трансграничного) образования: законодательство об образовательных "кампусах", "хабах", "франшизах", "побратимстве" учебных заведений, совместных или двойных ученых степенях и др. Законодательство приведено по состоянию на октябрь 2017 г. Для студентов и аспирантов юридических и педагогических вузов, преподавателей, научных и практических работников, а также всех заинтересованных читателей.
...

Цена:
339 руб

Э. В. Костерина Конституционное право России в схемах и таблицах
Конституционное право России в схемах и таблицах
Данное учебное пособие раскрывает все основные вопросы теории и практики конституционно-правового регулирования устройства Российской Федерации, ее политической системы и общества в целом, предлагается характеристика основных понятий, институтов конституционного права, представленные в виде удобных и функциональных схем, таблиц и кратких определений. Рассмотрены такие вопросы как: понятие, субъекты и виды конституционно-правовых отношений; история развития, структура и внесение поправок в Конституцию Российской Федерации; основы конституционного строя и правового статуса личности; система и функции органов государственной власти. 
Издание подготовлено по состоятонию законодательства на июль 2013 г.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических учебных заведений, а также для всех интересующихся вопросами конституционного права.

...

Цена:
164 руб



2003 Copyright © «Advokat.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Юридическая консультация, юридические услуги, юридическая помощь онлайн.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования