Юриспруденция
Финансовые основы местного самоуправления согласно законопроекту комиссии Козака

Финансовые основы местного самоуправления согласно законопроекту комиссии Козака

Проект нового закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" много ругали, причем не всегда по делу. Однако важнейший вопрос о финансовых основах местного самоуправления в дискуссии почти не затрагивался, поэтому имеет смысл уделить ему специальное внимание.

Можно выделить 4 главных принципа, на которых базируется финансовое состояние местного самоуправления, исходя из проекта нового закона и уже действующего финансового законодательства (Бюджетного кодекса, Налогового кодекса и др.)

Первый принцип: сохранение за каждым уровнем налоговой системы своего перечня налогов. Например, к федеральным налогам отнесены НДС (налог на добавленную стоимость), акцизы, единый социальный налог, налог на прибыль и др., к региональным – транспортный налог, налог на игорный бизнес и др., к местным – налог на наследование и дарение, налог на рекламу и др. Предполагается, что каждый уровень публичной власти финансирует отнесенные к его ведению расходы за счет "своих" налогов. Но, учитывая, что в нашей стране доходная база разных территорий различается в десятки и сотни раз, эта система в чистом виде не смогла бы существовать: какие-то муниципальные образования оказались бы совершенно без средств, а другие получали бы неоправданно большие доходы за счет промышленных объектов, построенных еще при Советском Союзе на средства всей страны. Поэтому выстраивается система дотаций и субвенций .

Второй принцип: все самые "доходные" налоги становятся федеральными, что-то перепадает региональным властям, и уж совсем символические налоговые источники отдаются местному самоуправлению. А потом собранные на территориях средства возвращаются туда уже в виде дотаций и субвенций. Таким образом, ситуация, когда из 89 субъектов федерации 80 являются дотационными, а из более чем 12 тысяч муниципальных образований только 400 являются донорами, абсолютно искусственна. Чтобы уж совсем откровенно не "гонять деньги туда-сюда", вводятся прямые отчисления от федеральных налогов в региональные и местные бюджеты. Но когда говорят, что, допустим, половина НДС идет в федеральный бюджет, а половина – в региональные, не надо забывать, что НДС остается федеральным налогом (!), доходами от которого федеральный центр делится с другими уровнями бюджетной системы.

Недостатки закрепления за каждым уровнем бюджетной системы своего перечня налогов состоят в следующем. Во-первых, формируется экономически неоправданно большой перечень налогов, взимаемых в стране. У каждого уровня бюджетной системы должны быть хотя бы символические, но "свои" налоги. Да и 4–5 экономически оправданных налогов, с учетом необходимости выстраивания системы дотаций и субвенций, на три делятся с трудом. Во-вторых, инвесторам сложно определить сравнительные преимущества налогового режима в различных субъектах федерации и муниципальных образованиях. Региональные власти взимают одни налоги, а местные власти совершенно другие, и нужно еще разбираться, что лучше: высокие региональные налоги, но низкие местные или низкие региональные, но высокие местные. В связи с этим снижается конкуренция между различными субъектами федерации и муниципальными образованиями за привлечение инвестиций и пропадают стимулы к расширению доходной базы за счет снижения налоговых ставок. В-третьих, происходит разделение муниципальных образований на бедные и богатые и закрепление неравенства их стартовых возможностей. Например, чтобы повысить налоговую базу (привлечь инвестиции, создать новые рабочие места), можно снизить налоговые ставки, но чем беднее муниципальное образование, тем тяжелее их снижать. В результате богатые муниципальные образования становятся еще богаче, а бедные – еще беднее. И наконец, из-за отсутствия внутренней территориальной конкуренции за инвестиции существует опасность более быстрого роста налогового бремени по всей стране и снижения инвестиционной привлекательности российской экономики в целом.

Отличие положений проекта нового закона, подготовленного комиссией Козака, от действующего законодательства в том, что механизм распределения дотаций и субвенций между муниципальными образованиями предлагается сделать несколько более прозрачным, чем это имеет место сейчас. Непосредственным следствием такого нововведения будет повышение независимости местного самоуправления от региональных властей. При этом, однако, упускаются из виду принципиальные недостатки существующей системы дотаций и субвенций, а именно: 1) закрепляется дотационный статус подавляющего большинства муниципальных образований; 2) формируется связанная с этим перераспределительная психология местных властей; 3) снижаются стимулы к повышению эффективности расходов местного бюджета (Зачем повышать эффективность расходов, что не всегда однозначно воспринимается населением, когда проще добиться увеличения субвенций, что в любом случае будет положительно воспринято избирателями?); 4) в связи с названными факторами возникает опасность торможения рыночных институциональных изменений на муниципальном уровне. По этому поводу хотелось бы заметить: федеральный центр долго боролся, да и сейчас борется, с произволом региональных властей, а теперь сам создает почву для появления вместо 89 региональных князей нескольких тысяч муниципальных баронов с совершенно нерыночной перераспределительной психологией.

Как следует из законопроекта, третий , если не принцип, то заметный элемент финансовых основ местного самоуправления, – введение так называемых " отрицательных трансфертов ". В случае, если уровень бюджетной обеспеченности муниципального образования в расчете на душу населения превышает в 2 и более раза средний уровень по соответствующему субъекту федерации, могут быть предусмотрены обязательные субвенции из бюджета данного муниципального образования в региональный фонд финансовой поддержки в размере до 50% выявленной разницы. Тут сразу же следует сказать о четвертом принципе – ежегодное перераспределение трансфертов на основе расчетных данных по бюджетной обеспеченности за отчетный период .

Что из этого получится? Во-первых, полного выравнивания бюджетной обеспеченности так и не произойдет. Во-вторых, будут подорваны стимулы к расширению доходной базы для успешных муниципальных образований. В-третьих, сохранится влияние субъективных факторов при определении методики расчетов и определении базовых показателей, используемых в расчетах. В-четвертых, есть опасность, что произойдет политизация процесса расчета межбюджетных трансфертов. И наконец, в-пятых, будет подкреплена тенденция к формированию перераспределительной психологии местных властей.

В итоге мы можем получить не местное самоуправление, а нижний уровень бюрократической системы, ощущающий постоянную нехватку денег, постоянно скандалящий из-за распределения финансовых потоков или пытающийся договориться втихую, увлеченный выбиванием денег, а не оптимизацией имеющихся расходов. Подобное местное самоуправление может превратиться в такой же тормоз экономического развития страны, каким была крестьянская община XIX века.

Альтернатива данному варианту есть. Прежде всего, надо отказаться от принципа, согласно которому для каждого уровня налоговой системы существует свой перечень налогов. Например, в такой классической федерации, как Швейцария имеется небольшой перечень налогов для всей страны. Один и тот же налог может взиматься федеральными властями и кантонами. Ставки налогов, установленные федеральными властями и властями кантонов, просто суммируются и взимаются как один налог. Благодаря этой системе легко определить, в каком из кантонов наиболее низкие налоги, территориальная конкуренция кантонов за инвестиции достаточно высока, и, как следствие, в Швейцарии один из самых низких в Европе уровней налогообложения. Как это может выглядеть в России? Возьмем для иллюстрации подоходный налог. Устанавливается, что максимальная федеральная ставка подоходного налога – 4%, максимальная региональная ставка подоходного налога тоже 4%, а максимальная местная ставка подоходного налога – 5%. В сумме – знаменитые 13%, но в отдельных регионах региональная составляющая может быть всего 1%, и то же самое можно сказать про муниципальные образования. При этом будет отчетливо видно, где налоги взимаются по максимуму, а где они низкие.

Второе, что следует сделать, – это обеспечить всем муниципальным образованиям равные стартовые возможности по увеличению своей доходной базы за счет снижения налоговых ставок. Для этого определяется средний уровень доходной базы местного самоуправления на душу населения по соответствующему субъекту федерации и устанавливается правило, в соответствии с которым в бюджет муниципального образования перечисляются не все доходы от того или иного местного налога (взимания местной ставки общего для всей страны налога), а только та его доля, которая соответствует средней доходной базе местного самоуправления на душу населения по соответствующему субъекту РФ. Средства, превышающие указанную долю, зачисляются в региональный фонд финансовой поддержки местного самоуправления. При этом, если местные органы власти снижают или повышают местную ставку налога, то определенная ранее доля не изменяется. Например, если в городе N. налоговая база в 10 раз больше, чем в среднем по данному региону, то в его бюджет поступает лишь 10% от собранного местного налога, а остальные 90% идут в региональный фонд финансовой поддержки муниципальных образований. Но при этом местные налоговые ставки устанавливаются муниципальным образованием самостоятельно. Так, если в этом году налоги в городе N взимались по ставке в 7% и было собрано 70 млн. рублей, то в местный бюджет поступило 7 млн. рублей, а в региональный фонд финансовой поддержки муниципальных образований – 63 млн. рублей. Если на следующий год налоговая ставка будет увеличена до 10%, то доходы бюджета города N. увеличатся до 10 млн. рублей. Но тогда и в региональный фонд финансовой поддержки придется перечислить уже не 63 млн. рублей, а все 90 млн. Можно поступить по-другому: снизить ставку до 5%, и тогда в региональный фонд финансовой поддержки надо будет перечислить только 45 млн. рублей. Но тогда и собственные доходы сократятся до 5 млн. Получается, что если не хочешь кормить других, – думай, как оптимизировать свои расходы.

По предложенной схеме и богатые, и среднеобеспеченные муниципалитеты оказываются в равных стартовых условиях. Но и у бедных муниципальных образований должны быть не меньшие стимулы снижать ставки местных налогов, чтобы разрыв между богатыми и бедными муниципалитетами не увеличивался, а, наоборот, сокращался. Поэтому региональные фонды финансовой поддержки муниципальных образований должны перечислять в бюджеты бедных муниципальных образований разницу между поступающими в их бюджеты доходами от местных налогов и теми доходами, которые могли бы у них быть, если бы доходная база в этих муниципальных образованиях соответствовала (в пересчете на душу населения) средней по данному региону. Таким образом, они получают равные возможности с более обеспеченными муниципальными образованиями по увеличению своей доходной базы за счет снижения местных налоговых ставок. Например, в городе Х. доходная база в пересчете на душу населения в два раза ниже, чем в среднем по региону. Если не предоставлять этому муниципальному образованию субвенций и дотаций, то муниципалитет будет просто вынужден устанавливать максимальные ставки местных налогов, чтобы обеспечить минимальный бюджет. Если же компенсировать городу Х. низкую доходную базу, то он окажется в равных стартовых условиях со среднеобеспеченными и богатыми муниципальными образованиями.

И вот тут встает третий принципиальный вопрос: как определять имеющиеся у муниципальных образований доходы от налоговых поступлений. Если брать за основу фактические доходы, то муниципалитеты теряют стимулы расширять свою доходную базу. Как уже говорилось, проект нового закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предполагает использовать расчетные величины бюджетной обеспеченности, но нет никакой уверенности, что на процедуру определения расчетных величин не будут влиять какие-либо субъективные факторы. Поэтому наше предложение состоит в том, чтобы все-таки использовать фактические показатели, но не за истекший финансовый год, а 3–7-летней давности. Например, власти города Х. снизили в 2 раза все местные налоги, привлекли, таким образом, на свою территорию инвестиции и, соответственно, расширили свою налоговую базу. Но в межбюджетных отношениях это увеличение доходной базы будет учитываться не сразу, а не ранее чем через три года, притом частично. В полном объеме – только через 7 лет. А вот увеличение доходов без увеличения доходной базы можно фиксировать сразу. Например, в городе Р. в полтора раза повысились ставки местных налогов, соответственно в краткосрочном плане увеличились доходы бюджета. Это увеличение должно отразиться и на межбюджетных отношениях. Если муниципальное образование – донор, то большая, по сравнению с предыдущим периодом, часть доходов, собранных на территории этого муниципального образования должна поступить в региональный фонд финансовой поддержки, если муниципальное образование – реципиент (получает дотации), то из регионального фонда финансовой поддержки оно получит меньшую сумму средств.

Смысл всей предлагаемой схемы в том, чтобы поощрять муниципальные образования оптимизировать свои расходы, за счет этого снижать ставки местных налогов, благодаря снижению ставок увеличивать доходную базу и, в конечном счете, получать больше средств на нужды муниципального образования.


просмотров: 857
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search Results from «Озон» Учебная литература
 
 Гражданский процесс
Гражданский процесс
В учебнике освещается порядок судопроизводства по гражданским делам в судах общей юрисдикции, включая мировых судей. Излагаются также основы знаний об арбитражном процессе и несудебных формах защиты права (нотариальной и третейской). В содержании учтены изменения действующего законодательства по состоянию на 1 июля 2013 г. Представлены программа учебной дисциплины "Гражданский процесс", перечень рекомендуемой учебной литературы, методические рекомендации по изучению курса, использованы материалы СПС "КонсультантПлюс" и "Гарант".

Для студентов, обучающихся по программе бакалавриата, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, судей, прокуроров, адвокатов, иных практических работников правовых ведомств и служб....

Цена:
1349 руб

К. И. Шинкаренко История государства и права зарубежных стран в схемах. Учебное пособие
История государства и права зарубежных стран в схемах. Учебное пособие
В учебном пособии изложены в виде компактных схем основные темы по курсу "История государства и права зарубежных стран".
Структура материала помогает быстро вспомнить усвоенный материал и повторить основные вопросы при подготовке к зачетам и экзаменам.

Для студентов юридических вузов и факультетов, аспирантов, преподавателей....

Цена:
85 руб

 Административное судопроизводство. Учебник
Административное судопроизводство. Учебник
Учебник написан на основе учебной программы по административному судопроизводству для студентов юридических вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» (специалист, бакалавр, магистр). В учебнике в соответствии с системой действующего законодательства на базе судебной практики и современных процессуально-правовых концепций освещены все основные институты судебного административного процессуального права. Учебник рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, а также на практикующих юристов, профессионалов, которые хотели бы обновить и систематизировать свои знания в области административного судопроизводства. Подготовлен на кафедре гражданского процесса Уральского государственного юридического университета....

Цена:
929 руб

С. И. Князькин, И. А. Юрлов Гражданский, арбитражный и административный процесс в схемах с комментариями
Гражданский, арбитражный и административный процесс в схемах с комментариями
В данном учебном пособии в наглядной, интуитивно понятной форме изложен курс гражданского, арбитражного и административного процессуального права. Книга адресована прежде всего студентам, аспирантам, а также преподавателям, но может быть полезна и практическим работникам....

Цена:
476 руб

 Уголовное право. Общая часть. Учебник
Уголовное право. Общая часть. Учебник
Данный учебник - экспериментальный, подготовлен преподавателями кафедры уголовного права Московского государственного юридического университета имени О.Е.Кутафина (МГЮА) и Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" с участием НИИ МВД России в соответствии с программой курса "Уголовное право. Общая часть" на основе современного уголовного законодательства, а также иных нормативных правовых актов.
При анализе уголовно-правовых институтов учтены постановления Пленума Верховного Суда РФ по вопросам применения уголовного права. Учебник имеет оригинальную структуру. Каждая глава содержит аннотацию и информационно-справочный материал. В параграфах дефиниции определяемых понятий сопровождаются опорными словами, используя которые можно воспроизвести соответствующий материал; текст параграфа разбит на смысловые единицы, к каждой из которых предпослан заголовок. Такое расположение материала облегчает его усвоение. Этой цели подчинены дидактические и контрольно-измерительные материалы. Кроме того, они способствуют выработке практических навыков применения уголовного закона.
Издание подготовлено по состоянию законодательства на июнь 2016 г.

Учебник рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений....

Цена:
600 руб

И. Г. Федотова, Н. В. Старосельская, Г. П. Толстопятенко The Anglo-American Legal Concepts and Legal Terminology / Юридические понятия и категории англо-американской системы права. Уровни B2-C2. Учебное пособие. В 2 частях. Часть 1
The Anglo-American Legal Concepts and Legal Terminology / Юридические понятия и категории англо-американской системы права. Уровни B2-C2. Учебное пособие. В 2 частях. Часть 1
Цель данного пособия - предоставить студентам, изучающим профессиональный аспект английского языка, возможность ознакомиться с основными институтами англо-американской правовой семьи (системы общего права) на более полной и глубокой основе.

Для студентов юридических специальностей, программа обучения которых предусматривает углубленное изучение иностранного языка специальности, в том числе развитие у обучаемых навыков перевода текстов юридического характера с параллельной активизацией специальной юридической терминологии....

Цена:
1549 руб

В. С. Нерсесянц Общая теория права и государства
Общая теория права и государства
Учебник, написанный ведущим российским ученым в области философии права, теории права, истории правовых и политических учений, академиком Российской академии наук, доктором юридических наук, посвящен систематическому изложению тем и проблем общей теории права и государства, предусмотренных вузовской программой. Он отличается существенной новизной. Все основные вопросы освещены в нем с позиций разработанной автором либертарно-юридической теории права и государства, в которой учтены достижения естественно-правовых и юридико-позитивистских учений прошлого и современности. Значительное внимание в учебнике уделено теоретическим проблемам постсоветского периода развития российского общества, права и государства.
Учебник подготовлен на основе лекций, которые автор читал в Академическом правовом университете при Институте государства и права Российской академии наук.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, а также для всех интересующихся вопросами права и государства....

Цена:
1580 руб

 Конституционное право России. Шпаргалка
Конституционное право России. Шпаргалка
Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно его сдать.

Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений....

Цена:
21 руб

Н. Г. Шурухнов Криминалистика в схемах и таблицах
Криминалистика в схемах и таблицах
В удобной для понимания и запоминания форме - таблицах и схемах - излагается материал, охватывающий весь курс "Криминалистика". В основу учебного пособия положены традиционные темы курса, учитывающие достижения смежных областей научного знания, ряд глав посвящен новым методам и средствам сбора и исследования доказательств, методикам расследования новых составов преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации.
Наглядность и лаконичность подачи материала позволят студентам легче усвоить любые, даже самые сложные вопросы, а при необходимости - максимально быстро и качественно повторить пройденный материал при подготовке к семинарам, экзаменам, зачетам....

Цена:
283 руб

 Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников. Учебное пособие
Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников. Учебное пособие
Трудовой кодекс РФ включает в себя, наряду с другими разделами, раздел, посвященный особенностям регулирования труда отдельных категорий работников.
Настоящее издание - первое, подробно анализирующее правовые нормы о труде таких работников, а так же практику их применения. Особое внимание уделяется судебной практике.
Рассмотренные вопросы включены в учебную программу по курсу "Трудовое право". Читатели найдут в данном учебном пособии подробные материалы, относящиеся к труду женщин, подростков, руководителей организаций, работников Крайнего Севера, педагогических работников, спортсменов и тренеров, дистанционных и других категорий работников, предусмотренных разделом XII Трудового кодекса РФ.

Книга предназначена для студентов, преподавателей, практических работников, в том числе работников суда и прокуратуры, а также для всех, кто интересуется трудовым законодательством....

Цена:
444 руб



2003 Copyright © «Advokat.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Юридическая консультация, юридические услуги, юридическая помощь онлайн.
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования